Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
То есть, на основе полученных данных можно сказать, что у детей на момент проведения первого этапа - констатирующего эксперимента - сформирован минимальный набор сведений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины, которые они умеют распознавать, а так же которыми они умеют манипулировать при необходимости.
При этом важно отметить, что наибольшие затруднения вызывают эталоны величины, как наименее используемые в повседневной жизни. Данные, подтверждающие информацию, представлены в таблице и гистограммах (таблица 4, рисунок 1, 2, 3).
Таблица 4.
Сводная таблица данных уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
эталон |
Цвет, форма, величина | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние эталона |
цвет | |||
Общий балл |
60 |
52 |
32 |
Средний балл |
3 |
2,6 |
1,6 |
В |
100% |
50% |
- |
С |
- |
50% |
50% |
Н |
- |
- |
50% |
итог |
ВУ |
В-СУ |
С-НУ |
форма | |||
Общий балл |
60 |
48 |
27 |
Средний балл |
3 |
2,4 |
1,4 |
В |
100% |
30% |
- |
С |
- |
70% |
40% |
Н |
- |
- |
60% |
итог |
ВУ |
СУ |
НУ |
величина | |||
Общий балл |
49 |
27 |
25 |
Средний балл |
2,5 |
1,4 |
1,3 |
В |
50% |
- |
- |
С |
50% |
40% |
25% |
Н |
- |
60% |
75% |
итог |
В-СУ |
НУ |
НУ |
Рисунок 1.
Сравнительная характеристика данных уровня сличения сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
Рисунок 2.
Сравнительная характеристика данных уровня выбора по названию сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
Рисунок 3.
Сравнительная характеристика данных уровня самостоятельного называния эталона сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
2.2. Цель, задачи и методика формирующего этапа
Для повышения уровня овладения сенсорными эталонами детьми младшего дошкольного возраста была проведена соответствующая работа, направленная на обогащение сенсорной среды детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни детей в условиях ДОУ. Цель данного этапа – выявление эффективности педагогических условий, созданных для формирования, развития и полноценного усвоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета, формы и величины. Для этого были сформулированы следующие задачи:
1.На первом этапе формирующей работы нами была проведена отработка содержания работы по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни, доступного освоению детьми данного возраста. Для этого были проанализированы используемые в группе детей младшего дошкольного возраста формы работы с детьми младшего дошкольного возраста, отраженные в планах работы воспитателей с детьми, направленные на развитие сенсорики, как в условиях ДОУ, так и в условиях семьи.
2.Далее нами
было проведено обогащение
3.Кроме того,
для реализации данной задачи н
Итак, анализируя план взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (приложение 4) необходимо отметить наличие полноценно организованной системы работы, целенаправленно работающей на развитие сенсорики детей младшего дошкольного возраста через организацию и проведение не только консультаций для родителей по поставленной проблеме, но и оформление материалов в родительском уголке, проведение индивидуальных бесед и консультаций, показ видеосюжетов и видеозаписи некоторых занятий с детьми по развитию сенсорики, организацию тематических выставок книг по данной теме и т.д. Таким образом, можно сказать, что организация процесса взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста проведена успешно и имеет положительные результаты, так как родители часто обращаются с вопросами к воспитателям группы и педагогу-психологу, интересуются данным вопросом и особенностями его реализации в данной возрастной группе.
Анализируя перспективное планирование работы воспитателей в данной возрастной группе необходимо отметить наличие планомерности обучения детей как одного из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях в данном направлении. Как известно, только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов воспитатели группы учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию проводятся с детьми в первой половине дня. Число занимающихся одновременно детей колеблется от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени интеллектуального развития. Занятия с детьми, отстающими по уровню развития проводятся индивидуально.
Прежде чем начинать работу и провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатели обучают детей сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Так как обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
На занятиях
по сенсорному воспитанию каждым заданием
предусмотрено решение
Сенсорное воспитание планируется воспитателями в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Как показывает анализ планов работы воспитателей данной группы, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Первоначально детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и так далее, так как задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.
Некоторые занятия, как отмечено в планах работы, предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать другим детям, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.
На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.
Из данных планов работы видно, что эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», педагоги отмечают в разделе предварительной работы с детьми, что необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» в соответствии с планами работы должно проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, отраженный в планах работы воспитателей и предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
В планах работы воспитателей предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе младшего дошкольного возраста усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в 2 недели. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, у воспитателей возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности, а так же при организации и проведении режимных моментов (утренний туалет, утренняя гимнастика, одевание на прогулку или подготовка к приему пищи и т.д.).
В планах отражено и то, что первоначально детям младшего дошкольного возраста дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.
В планировании методов обучения детей младшего дошкольного возраста (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает детей младшего дошкольного возраста от зрительного восприятия.
После общего показа
и объяснения воспитатель предлагает
выполнить под его
- посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
- посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
- снова посмотри на свой предмет; найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
- покажи его воспитателю;
- положи свой предмет рядом с образцом.
В планах отражено так же и то, что при индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом: