Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблица 6.
Данные анализа уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - форма
эталон |
форма | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние формы |
Оля |
3 |
3 |
2 |
Олег |
3 |
3 |
2 |
Юля Х. |
3 |
3 |
3 |
Ира |
3 |
3 |
2 |
Кирилл И. |
3 |
3 |
3 |
Кирилл Г. |
3 |
3 |
3 |
Арина |
3 |
2 |
2 |
Артем З. |
3 |
3 |
3 |
Ян |
3 |
3 |
2 |
Диана |
3 |
3 |
3 |
Кирилл Ш. |
3 |
2 |
3 |
Влад |
3 |
3 |
2 |
Юля Ш. |
3 |
3 |
3 |
Алина |
3 |
3 |
3 |
Артем Н. |
3 |
3 |
3 |
Уля |
3 |
3 |
3 |
Злата |
3 |
2 |
3 |
Милена |
3 |
2 |
2 |
Рома |
3 |
2 |
2 |
Максим |
3 |
3 |
3 |
Общий балл |
60 |
57 |
42 |
Средний балл |
3 |
2,9 |
2,1 |
В |
100% |
75% |
60% |
С |
- |
25% |
40% |
Н |
- |
- |
- |
итог |
ВУ |
В-СУ |
В-СУ |
Таблица 7.
Данные анализа уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - величина
эталон |
величина | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние размера |
Оля |
3 |
3 |
3 |
Олег |
3 |
3 |
3 |
Юля Х. |
3 |
2 |
3 |
Ира |
3 |
3 |
2 |
Кирилл И. |
3 |
3 |
3 |
Кирилл Г. |
3 |
3 |
3 |
Арина |
3 |
2 |
2 |
Артем З. |
3 |
3 |
3 |
Ян |
3 |
2 |
3 |
Диана |
3 |
3 |
3 |
Кирилл Ш. |
3 |
2 |
2 |
Влад |
3 |
3 |
2 |
Юля Ш. |
3 |
3 |
2 |
Алина |
3 |
2 |
2 |
Артем Н. |
3 |
2 |
2 |
Уля |
3 |
3 |
3 |
Злата |
3 |
2 |
3 |
Милена |
3 |
3 |
2 |
Рома |
3 |
3 |
3 |
Максим |
3 |
3 |
3 |
Общий балл |
60 |
53 |
42 |
Средний балл |
3 |
2,7 |
2,1 |
В |
100% |
65% |
60% |
С |
- |
35% |
40% |
Н |
- |
- |
- |
итог |
ВУ |
В-СУ |
В-СУ |
То есть, в результате проведения целенаправленной работы на формирующем этапе исследования, мы повысили имеющийся уровень развития сенсорных эталонов у детей и видим, что на данный момент у них сформирован оптимальный набор сведений о сенсорных эталонах, которыми они умеют манипулировать при необходимости, причем эталоны величины уже не вызывают таких значительных затруднений, как на первом этапе исследования, так как данные эталоны стали так же часто используемы, как и эталоны цвета и формы. Данные, подтверждающие информацию, представлены в таблице и гистограммах (таблица 8, рисунок 4, 5, 6).
Таблица 8.
Сводная таблица данных уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста – контрольный этап
эталон |
Цвет, форма, величина | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние эталона |
цвет | |||
Общий балл |
60 |
60 |
52 |
Средний балл |
3 |
3 |
2,6 |
В |
100% |
100% |
45% |
С |
- |
- |
55% |
Н |
- |
- |
- |
итог |
ВУ |
ВУ |
В-СУ |
форма | |||
Общий балл |
60 |
57 |
42 |
Средний балл |
3 |
2,9 |
2,1 |
В |
100% |
75% |
60% |
С |
- |
25% |
40% |
Н |
- |
- |
- |
итог |
ВУ |
В-СУ |
В-СУ |
величина | |||
Общий балл |
60 |
53 |
42 |
Средний балл |
3 |
2,7 |
2,1 |
В |
100% |
65% |
60% |
С |
- |
35% |
40% |
Н |
- |
- |
- |
итог |
ВУ |
В-СУ |
В-СУ |
Рисунок 4.
Сравнительная характеристика данных уровня сличения сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
Рисунок 5.
Сравнительная характеристика данных уровня выбора по названию сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
Рисунок 6.
Сравнительная характеристика данных уровня самостоятельного называния эталона сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста
Кроме того, сопоставляя данные первого – констатирующего и третьего – контрольного этапов исследования, необходимо отметить, что целенаправленные работа по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни эффективно реализуется только при создании следующих условий, когда:
1.было отобрано содержание работы по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни, доступное освоению детьми данного возраста;
2.было разработана система работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста;
3.ребенок в процессе формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни - активный субъект деятельности.
Что подтверждается результатами сводной таблицы данных констатирующего и контрольного этапов исследования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (таблица 9, 10, 11).
Для подтверждения данных и наглядного сравнения результатов, мы построили так же сравнительные гистограммы по каждому из изучаемых сенсорных эталонов, где отразили показатели каждого уровня констатирующего и контрольного этапов исследования (рисунок 7, 8, 9).
Таблица 9.
Сводная таблица данных констатирующего и контрольного этапов исследования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
эталон |
Цвет | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние цвета |
Констатирующий этап | |||
Уровень |
В-100% |
В-50% |
В |
С |
С-50% |
С-50% | |
Н |
Н |
Н-50% | |
итог |
ВУ |
В-СУ |
С-НУ |
Контрольный этап | |||
Уровень |
В-100% |
В-100% |
В-45% |
С |
С |
С-55% | |
Н |
Н |
Н | |
итог |
ВУ |
ВУ |
В-СУ |
Рисунок 7.
Сравнительная характеристика данных уровня развития сенсорных эталонов цвета детьми младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таблица 10.
Сводная таблица данных констатирующего и контрольного этапов исследования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
эталон |
Форма | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние формы |
Констатирующий этап | |||
Уровень |
В-100% |
В-30% |
В |
С |
С-70% |
С-40% | |
Н |
Н |
Н-60% | |
итог |
ВУ |
СУ |
НУ |
Контрольный этап | |||
Уровень |
В-100% |
В-75% |
В-60% |
С |
С-25% |
С-40% | |
Н |
Н |
Н | |
итог |
ВУ |
В-СУ |
В-СУ |
Рисунок 8.
Сравнительная характеристика данных уровня развития сенсорных эталонов формы детьми младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таблица 11.
Сводная таблица данных констатирующего и контрольного этапов исследования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
эталон |
Величина | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние размера |
Констатирующий этап | |||
Уровень |
В-50% |
В |
В |
С-50% |
С-40% |
С-25% | |
Н |
Н-60% |
Н-75% | |
итог |
В-СУ |
НУ |
НУ |
Контрольный этап | |||
Уровень |
В-100% |
В-65% |
В-60% |
С |
С-35% |
С-40% | |
Н |
Н |
Н | |
итог |
ВУ |
В-СУ |
В-СУ |