Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
- посмотри внимательно на свою игрушку;
- теперь посмотри, какие у меня игрушки;
- где у меня такая же игрушка, как твоя;
- положи свою игрушку вместе с такой же моей.
Немаловажным является и то, что по мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
- возьми предмет;
- посмотри на мои игрушки;
- положи свою игрушку вместе с моей такой же.
Многим детям, начиная с 2 лет, после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопросов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно.
Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать и вызвать у детей младшего дошкольного возраста желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).
Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Как отмечают воспитатели, надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.
Перспективное
планирование занятий по сенсорному
воспитанию имеет некоторые варианты,
если неодинаков возрастной состав групп,
равно как и уровень нервно-
Предложенная в планах методика занятий в предназначена для детей второго и третьего года жизни. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из-за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября.
Таким образом, анализируя планы работы с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатели полностью отражают необходимую для реализации работу, предусматривая и учитывая особенности развития детей и специфику посещения дошкольного учреждения ими на разных этапах.
Важным моментом в жизни детей младшего дошкольного возраста является организация игровой деятельности детей, благодаря которой возможно не только закреплении изученного материала по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, но и его обогащение. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра, через которую было реализовано обогащение сенсорной среды детей младшего дошкольного возраста. Игра оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С этой целью и для обогащения сенсорной среды у детей младшего дошкольного возраста были организованы с детьми данного возраста игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Так как главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов и т.п.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине);
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления данной формирующей работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
- обучение способам обследования предметов;
- развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Основной задачей сенсорного развития на формирующем этапе данной работы с детьми младшего дошкольного возраста является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то мы определили содержание развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Принципы организации работы по обогащению сенсорной среды: посильность требований, постепенность усложнений, последовательность.
Методы и приемы: наглядный, сравнения, практический, сопоставления, словесный, наложения, привлечение внимания, наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
Включение данных игр в повседневную деятельность детей реализовывалось вне режимных моментов, то есть в периоды свободной (самостоятельной) игровой деятельности детей через применение игр: «Подбери пару для варежки», «Найди такую же, как у меня», «Давай вместе со мной соберем пирамидку», «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару», «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару по форме», «Собери бусы одинаковой величины», «Большие и маленькие», «Прищепки» и т.д. Описание игр представлено в приложении (приложение 5). Все это так же отражено в системе работы с детьми по сенсорике (приложение 6).
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Итак, повторная диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста проходила по ряду этапов:
1.На третьем - контрольном этапе исследования мы повторно использовали ранее подобранную базу исследования – МДОУ № 88 г. Сыктывкара, где на первом – констатирующем этапе нами уже была сделана выборка - дети младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек (приложение 1).
Повторное исследование так же проводилось в естественных условиях, при активной помощи и поддержке воспитателей данных групп раннего возраста.
2.Далее были
сформулированы задачи для
- повторно использовать методики, направленные на изучение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (цвет, величина, форма) (приложение 2);
- при помощи данных методик повторно выявить уровень сформированности представления о цвете, величине и форме у детей младшего дошкольного возраста (приложение 3);
- проанализировать
полученные в результате
3.Далее нами было непосредственно проведено повторное изучение уровня сенсорного развития детей по подобранным методикам и сформулированы выводы по полученным данным.
Анализируя данные третьего - контрольного этапа эксперимента, необходимо отметить, что были получены данные, которые оценивались по аналогичной шкале:
ВУ – от 2,4 до 3 баллов;
СУ – от 1,7 до 2,3 баллов;
НУ – от 1до 1,6 баллов.
При этом, шкала для всех трех сенсорных эталонов одинаковая, так как самая высокая возможная оценка по каждому из эталонов – 3 балла, самая низкая возможная оценка по каждому из эталонов – 1 балл.
При этом показатели ВУ – это умение ребенком безошибочно выполнить поставленную задачу на сличение эталонов по цвету, форме и величине; выбор по названию цвета, формы или величины; и самостоятельное называние цвета, формы и величины сенсорного эталона.
Показатели СУ – это умение ребенком справляться с поставленной задачей на сличение, выбор по названию или самостоятельное называние с незначительной помощью со стороны педагога, небольшой подсказкой. А показатели НУ – это ошибочное выполнение поставленной задачи на сличение, выбор по названию и самостоятельное называние сенсорного эталона ребенком.
Итак, рассмотрим полученные результаты. Необходимо отметить, что дети младшего дошкольного возраста не в достаточной степени владеют сенсорными эталонами цвета, формы и величины.
Дети уверенно показывают (сличение по цвету, форме и величине) предметы названного цвета, формы и размера (показатели высокого уровня – 100%).
Несколько менее высокие показатели наблюдаются при выполнении заданий на выбор предметов по цвету (показатели высокого уровня – 100%), форме (показатели высокого уровня – 75%, показатели среднего уровня – 25%) и величине (показатели высокого уровня – 65%, показатели среднего уровня – 35%).
Менее высокие показатели наблюдаются при анализе процесса самостоятельного называния предметов по цвету (показатели высокого уровня – 45%, показатели среднего уровня – 55%), подобные показатели отмечены и при самостоятельном назывании формы предмета и его величины (показатели высокого уровня – 60%, показатели среднего уровня – 40%). Данные, подтверждающие информацию, представлены в таблицах (таблица 5, 6, 7, 8).
Таблица 5.
Данные анализа уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - цвет
эталон |
цвет | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние цвета |
Оля |
3 |
3 |
3 |
Олег |
3 |
3 |
2 |
Юля Х. |
3 |
3 |
3 |
Ира |
3 |
3 |
2 |
Кирилл И. |
3 |
3 |
3 |
Кирилл Г. |
3 |
3 |
2 |
Арина |
3 |
3 |
3 |
Артем З. |
3 |
3 |
2 |
Ян |
3 |
3 |
3 |
Диана |
3 |
3 |
2 |
Кирилл Ш. |
3 |
3 |
2 |
Влад |
3 |
3 |
3 |
Юля Ш. |
3 |
3 |
2 |
Алина |
3 |
3 |
3 |
Артем Н. |
3 |
3 |
2 |
Уля |
3 |
3 |
3 |
Злата |
3 |
3 |
3 |
Милена |
3 |
3 |
2 |
Рома |
3 |
3 |
2 |
Максим |
3 |
3 |
2 |
Общий балл |
60 |
60 |
52 |
Средний балл |
3 |
3 |
2,6 |
В |
100% |
100% |
45% |
С |
- |
- |
55% |
Н |
- |
- |
- |
итог |
ВУ |
ВУ |
В-СУ |