Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Рисунок 9.
Сравнительная характеристика данных уровня развития сенсорных эталонов размера детьми младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таким образом, можно сказать, что наблюдается положительная динамика изменения показателей по каждому из сенсорных эталонов.
Заключение
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, то есть формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни проходит эффективно при создании следующих условий, если:
1.будет отобрано содержание работы по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни, доступное освоению детьми данного возраста;
2.будет разработана система работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста;
3.ребенок в процессе формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни - активный субъект деятельности.
Это проявилось в том, что у детей младшего дошкольного возраста формирование сенсорных эталонов прошло более успешно, то есть на высоком и среднем, ближе к высокому уровню, что объясняется рядом факторов:
- необходима целенаправленная работа по формированию данных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
- данная работа
должна быть запланирована
- целенаправленная
работа по формированию
- работа по
формированию сенсорных
- работа по
формированию сенсорных
- данная работа по ознакомлению родителей с методами и приемами формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста должна быть запланирована воспитателями в разделе «Работа с родителями»;
- комплексный
подход в данном направлении
позволит плодотворно
Исходя из этого следует, что процесс формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста – процесс сложный, но необходимый, так как в процессе овладения такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. А как мы уже отмечали выше, усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Исходя из этого, можно сказать, что цель данной работы – выявить эффективные условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ и осуществить целенаправленную работу в данном направлении проведена успешно.
Список использованной литературы:
1.Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М.: Знание, 1977. – 96 с.
2.Аксарина Н.М. Дошкольное учреждение и ребенок в нем. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 132 с.
3.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 214 с.
4.Варга Д. Радости родительских забот. – М.: «Прогресс», 1983. – 199 с.
5.Варкан А.И. Воспитателю о работе с детьми раннего возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 182 с.
6.Венгер Л.А., Венев И.Д. Формирование восприятия цвета у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца - М.: Педагогика, 1969. – 132 с.
7. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
8.Выгодский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
9.Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 96 с.
10.Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
11.Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
12.Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / составители: Т.Н. Дронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 234 с.
13.За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье / составители: Т.А. Маркова, Л.Г. Налчаджян А.А., Емельянова, Л.В. Загик, Ю.Г. Макова. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
14.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. – Ростов н / Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
15.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384 с.
16.Леонидова Б.Л. Страна «детсадия».- М.: Знание, 1980. – 96 с.
17.Настольная книга воспитателя детского сада / составитель: Н.Ю. Честнова – Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 336 с.
18.Никитина Л.А. Семья или детский сад? – М.: Знание, 1997. – 192 с.
19.Ноткина Н.А. Воспитателю о психологических особенностях детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1997. – 196 с.
20.Павлова Л.Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка - Синтез, 2000 – 232 с.
21.Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».- М.: Просвещение,1987. – 320 с.
22.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 172 с.
23.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Педагогика, 1983. – 166 с.
24.Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М.: Знание, 1990. – 191 с.
25.Столяренко Л.Д. Сдаем педагогику. – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 160 с.
26.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 2001. – 336 с.
27.Усова А.П., Запорожец А.В. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1965. – 212 с.
28.Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М.: Педагогика, 1960. – 196 с.
29.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
Приложение 1.
Общий список детей раннего возраста в кодировке
№ п/п |
Код ребенка |
Пол |
Дата рождения |
1 |
Оля |
Д |
16.04. |
2 |
Олег |
М |
17.05. |
3 |
Юля Х. |
Д |
22.04. |
4 |
Ира |
Д |
24.04. |
5 |
Кирилл И. |
М |
28.11. |
6 |
Кирилл Г. |
М |
08.12. |
7 |
Арина |
Д |
28.05. |
8 |
Артем З. |
М |
23.05. |
9 |
Ян |
М |
31.04. |
10 |
Диана |
Д |
13.11. |
11 |
Кирилл Ш. |
М |
12.04. |
12 |
Влад |
М |
04.12. |
13 |
Юля Ш. |
Д |
05.10. |
14 |
Алина |
Д |
10.10. |
15 |
Артем Н. |
М |
02.11. |
16 |
Уля |
Д |
05.10. |
17 |
Злата |
Д |
19.05. |
18 |
Милена |
Д |
01.11. |
19 |
Рома |
М |
30.12. |
20 |
Максим |
М |
20.05 |
Приложение 2.
Восприятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый
Э.С. |
Нормативы |
Возраст ребенка | |||
2 |
2,5 |
3 |
3,5 | ||
1,5г.-2г. |
Сличение («Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток») |
||||
2г.-3г. |
Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток») |
||||
2,5г.-3г. |
Самостоятельное называние цвета («назови, какого цвета этот цветочек» |
Стимульный материал: наборы дидактических игр на закрепление цветов: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Листочки», «Носки и варежки».
Восприятие формы
Э. С. |
Нормативы |
Возраст детей | |||
2 |
2,5 |
3 |
3,5 | ||
1,5г.-2г. |
Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают)) |
||||
2г. |
Выбор по названию («Покажи, где кубик») |
||||
3г.-3,5г. |
Самостоятельное называние («Назови форму») |
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша (призма)) – по 2 набора основных цветов.
Восприятие величины
Э. С. |
Нормативы |
Возраст детей | |||
2 |
2,5 |
3 |
3,5 | ||
1,5г.-2г. |
Сличение («Дай такую же» (размер совпадает)) |
||||
2г. |
Выбор по названию («Покажи, где большой…») |
||||
3г.-3,5г. |
Самостоятельное называние («Назови размер») |
Стимульный материал: круг (шарик) большой и маленький, квадрат (кубик) большой и маленький, прямоугольник (кирпичик) большой и маленький, треугольник (крыша (призма)) большой и маленький.
Анализ результатов:
«1» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован.
«2» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес, выполняет самостоятельно, но с ошибками.
«3» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.
Приложение 3.
Протокол проведения диагностики сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста
№ |
эталон |
норматив |
выполнение |
1 |
Цвет, 2 – 3 г. |
Сличение (положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток) |
|
2 |
Выбор по названию (покажи, где красный лепесток) |
||
3 |
Самостоятельное называние цвета (назови, какого цвета этот цветочек) |
||
1 |
Форма, 2 – 3 г. |
Сличение (дай такую же (форма и цвет совпадают)) |
|
2 |
Выбор по названию (покажи, где кубик) |
||
3 |
Самостоятельное называние (назови, какой это формы) |
||
1 |
Величина, 2 – 3 г. |
Сличение (дай такую же (размер совпадает)) |
|
2 |
Выбор по названию (покажи, где большой…(маленький), покажи, какой больше…(меньше)) |
||
3 |
Самостоятельное называние (назови, какого размера) |
||
Приложение 4.
План взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста МДОУ № 88 г. Сыктывкара по воспитанию сенсорных эталонов у детей
№ |
Содержание |
Сентябрь | |
1. |
Родительское собрание «Воспитание сенсорных эталонов у детей» |
2. |
Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка?» |
3. |
Консультация «Развивайте у детей чувство цвета» |
4. |
Папка – передвижка «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания» |
Октябрь | |
1. |
Консультация «Малыш и его игры» |
2. |
Индивидуальная консультация «Воспитание творчества» |
3. |
Тематическая выставка по ознакомлению родителей с играми по сенсорному развитию. |
4. |
Практикум для родителей |
5. |
Буклеты и памятки |
Ноябрь | |
1. |
Консультация «Как ребёнок познаёт мир» |
2. |
Папка – передвижка «Сенсорное воспитание дошкольника» |
3. |
Показ занятия по воспитанию сенсорных эталонов /видео/ |
Декабрь | |
1. |
Консультация «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» |
2. |
Индивидуальная консультация «Игры по ознакомлению детей сенсорными эталонами» |
3. |
Выступление на родительском собрании «Дидактические игры и упражнения в сенсорном развитии детей» |
4. |
Памятка «Развивающие сенсорные игры для дошкольника» |
Январь | |
1. |
Консультация «12 игр на цвет» |
2. |
Папка – передвижка «Сенсорное воспитание дошкольника в семье» |
3. |
Тематическая выставка книг по развитию сенсорных эталонов у детей |
4. |
Организация с родителями практикума «Играем и развиваемся» |
5. |
Буклеты, памятки |
Февраль | |
1. |
Консультация «Сенсорная культура и умственное развитие детей» |
2. |
Индивидуальная беседа «Особенности восприятии пространства» |
3. |
Папки – передвижки «Малыш и его игры», «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания» |
4. |
Памятка родителям «Что нужно ребёнку для сенсорного развития?» |
Март | |
1. |
Консультация «Игры с игрушками, на что надо обратить внимание» |
2. |
Практикум для родителей «Любимая игра по развитию сенсорных эталонов у ребёнка» |
3. |
Индивидуальная беседа «Умственное развитие ребёнка через игры по сенсорному воспитанию» |
4. |
Папки – передвижки «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания», «Сенсорное воспитание дошкольника в семье» |
5. |
Фото - выставка « Калейдоскоп» |
Апрель | |
1. |
Консультация «Играем, познаём» |
2. |
Папка – передвижка «Работа с семьёй при решении задач по сенсорному воспитанию» |
3. |
Тематическая выставка по ознакомлению родителей с новыми подходами к сенсорному воспитанию |
4. |
Памятки |
Май | |
1. |
Родительское собрание «Сенсорное развитие детей раннего возраста, как это важно» |
2. |
Индивидуальная беседа «Игры по ознакомлению детей сенсорными эталонами» |
3. |
Показ видео материала «Мир глазами детей» |
4. |
Буклеты, памятки |
5. |
Семейное творчество «Игрушки своими руками по сенсорному развитию» |