Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВ Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 9.

Сравнительная характеристика данных уровня развития сенсорных эталонов размера детьми младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования

Таким образом, можно сказать, что наблюдается  положительная динамика изменения  показателей по каждому из сенсорных эталонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, то есть формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни проходит эффективно при создании следующих условий, если:

1.будет отобрано содержание работы по формированию сенсорных эталонов  у детей третьего года жизни, доступное освоению детьми данного возраста;

2.будет разработана система работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста;

3.ребенок в процессе формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни - активный субъект деятельности.

Это проявилось в том, что у детей младшего дошкольного возраста формирование сенсорных эталонов прошло более успешно, то есть на высоком и среднем, ближе к высокому уровню, что объясняется рядом факторов:

- необходима целенаправленная работа по формированию данных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- данная работа  должна быть запланирована воспитателями  детей младшего дошкольного возраста;

- целенаправленная  работа по формированию сенсорных  эталонов у детей младшего  дошкольного возраста должна  реализовываться в организованной  деятельности детей (например, на  занятиях);

- работа по  формированию сенсорных эталонов  у детей младшего дошкольного возраста должна проводиться не только в рамках организованной деятельности детей, то есть на занятиях, но и в повседневной жизни (например, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и групповой работе с детьми и т.д.);

- работа по  формированию сенсорных эталонов  у детей младшего дошкольного  возраста должна реализовываться не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в рамках семьи;

- данная работа  по ознакомлению родителей с  методами и приемами формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста должна быть запланирована воспитателями в разделе «Работа с родителями»;

- комплексный  подход в данном направлении  позволит плодотворно формировать  сенсорные эталоны у детей  младшего дошкольного возраста.

Исходя из этого  следует, что процесс формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста – процесс сложный, но необходимый, так как в процессе овладения такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. А как мы уже отмечали выше, усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Исходя из этого, можно сказать, что цель данной работы – выявить эффективные условия  формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ и осуществить целенаправленную работу в данном направлении проведена успешно.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1.Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М.: Знание, 1977. – 96 с.

2.Аксарина Н.М. Дошкольное учреждение и ребенок в нем. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 132 с.

3.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 214 с.

4.Варга Д.  Радости родительских забот. – М.: «Прогресс», 1983. – 199 с.

5.Варкан А.И. Воспитателю о работе с детьми раннего возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений.  – М.:ВЛАДОС, 2004. – 182 с.

6.Венгер Л.А., Венев И.Д. Формирование восприятия цвета у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца - М.: Педагогика, 1969. – 132 с.

7. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского  сада  / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

8.Выгодский Л.С.  Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

9.Герасимова  А.С. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 96 с.

10.Детский сад  и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.

11.Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.

12.Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / составители: Т.Н. Дронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 234 с.

13.За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье / составители: Т.А. Маркова, Л.Г. Налчаджян А.А.,  Емельянова, Л.В. Загик, Ю.Г. Макова. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

14.Зимняя И.А.  Педагогическая психология: учебное пособие. – Ростов н / Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

15.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384 с.

16.Леонидова Б.Л. Страна «детсадия».- М.: Знание, 1980. – 96 с.

17.Настольная книга воспитателя детского сада / составитель: Н.Ю. Честнова – Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 336 с.

18.Никитина Л.А. Семья или детский сад?  – М.: Знание, 1997. – 192 с.

19.Ноткина Н.А. Воспитателю о психологических  особенностях детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1997. – 196 с.

20.Павлова Л.Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка - Синтез, 2000 – 232 с.

21.Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».- М.: Просвещение,1987. – 320 с.

22.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 172 с.

23.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. -  М.: Педагогика, 1983.  – 166 с.

24.Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М.: Знание, 1990. – 191 с.

25.Столяренко Л.Д. Сдаем педагогику. – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 160 с.

26.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 2001. – 336 с.

27.Усова А.П., Запорожец А.В. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1965. – 212 с.

28.Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М.: Педагогика, 1960. – 196 с.

29.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна  – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

Приложение 1.

Общий список детей раннего возраста в  кодировке

 

№ п/п

Код ребенка

Пол

Дата рождения

1

Оля

Д

16.04.

2

Олег

М

17.05.

3

Юля Х.

Д

22.04.

4

Ира

Д

24.04.

5

Кирилл И.

М

28.11.

6

Кирилл Г.

М

08.12.

7

Арина

Д

28.05.

8

Артем З.

М

23.05.

9

Ян

М

31.04.

10

Диана

Д

13.11.

11

Кирилл Ш.

М

12.04.

12

Влад

М

04.12.

13

Юля Ш.

Д

05.10.

14

Алина

Д

10.10.

15

Артем Н.

М

02.11.

16

Уля

Д

05.10.

17

Злата

Д

19.05.

18

Милена

Д

01.11.

19

Рома

М

30.12.

20

Максим

М

20.05


 

Приложение 2.

Восприятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый

 

Э.С.

Нормативы

Возраст ребенка

2

2,5

3

3,5

1,5г.-2г.

Сличение («Положи  к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток»)

       

2г.-3г.

Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток»)

       

2,5г.-3г.

Самостоятельное называние цвета («назови, какого цвета  этот цветочек»

       

Стимульный  материал: наборы дидактических игр  на закрепление цветов: «Бабочки и  крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек  и лепесточек», «Листочки», «Носки и варежки».

 

Восприятие  формы

 

Э. С.

Нормативы

Возраст детей

2

2,5

3

3,5

1,5г.-2г.

Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают))

       

2г.

Выбор по названию («Покажи, где кубик»)

       

3г.-3,5г.

Самостоятельное называние («Назови форму»)

       

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша (призма)) – по 2 набора основных цветов.

 

Восприятие  величины

 

Э. С.

Нормативы

Возраст детей

2

2,5

3

3,5

1,5г.-2г.

Сличение («Дай такую же» (размер совпадает))

       

2г.

Выбор по названию («Покажи, где большой…»)

       

3г.-3,5г.

Самостоятельное называние («Назови размер»)

       

Стимульный  материал: круг (шарик) большой и  маленький, квадрат (кубик) большой  и маленький, прямоугольник (кирпичик) большой и маленький, треугольник (крыша (призма)) большой и маленький.

 

Анализ результатов:

«1» - норматив ребёнок  не выполняет, еще им не заинтересован.

«2» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес, выполняет самостоятельно, но с ошибками.

«3» - норматив ребёнок  выполняет с интересом, правильно.

 

 

Приложение 3.

Протокол  проведения диагностики сенсорного развития ребенка младшего дошкольного  возраста

 

эталон

норматив

выполнение

1

Цвет,

2 – 3 г.

Сличение (положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток)

 

2

Выбор по названию (покажи, где красный лепесток)

 

3

Самостоятельное называние цвета (назови, какого цвета  этот цветочек)

 

1

Форма,

2 – 3 г.

Сличение (дай  такую же (форма и цвет совпадают))

 

2

Выбор по названию (покажи, где кубик)

 

3

Самостоятельное называние (назови, какой это формы)

 

1

Величина,

2 – 3 г.

Сличение (дай  такую же (размер совпадает))

 

2

Выбор по названию (покажи, где большой…(маленький), покажи, какой больше…(меньше))

 

3

Самостоятельное называние (назови, какого размера)

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

План  взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста МДОУ № 88 г. Сыктывкара по воспитанию сенсорных эталонов у детей

 

Содержание

Сентябрь

1.

Родительское  собрание «Воспитание сенсорных эталонов у детей»

2.

Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка?»

3.

Консультация  «Развивайте у  детей чувство цвета»

4.

Папка – передвижка «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания»

Октябрь

1.

Консультация  «Малыш  и его игры» 

2.

Индивидуальная  консультация «Воспитание творчества»

3.

Тематическая  выставка по ознакомлению родителей  с играми по сенсорному развитию.

4.

 Практикум  для родителей 

5.

Буклеты и памятки

Ноябрь

1.

Консультация  «Как ребёнок познаёт мир»

2.

Папка – передвижка «Сенсорное воспитание  дошкольника»

3.

Показ занятия  по воспитанию сенсорных эталонов /видео/

Декабрь

1.

Консультация  «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

2.

Индивидуальная  консультация «Игры по ознакомлению  детей сенсорными эталонами»

3.

Выступление на родительском собрании «Дидактические игры и упражнения в сенсорном  развитии детей»

4.

Памятка «Развивающие  сенсорные игры для дошкольника»

Январь

1.

Консультация  «12 игр на цвет»

2.

Папка – передвижка «Сенсорное  воспитание  дошкольника в семье»

3.

Тематическая  выставка книг по развитию сенсорных  эталонов у детей 

4.

Организация с  родителями практикума «Играем и развиваемся»

5.

Буклеты, памятки

Февраль

1.

Консультация «Сенсорная культура и умственное развитие детей»

2.

Индивидуальная беседа «Особенности восприятии пространства»

3.

Папки – передвижки «Малыш и его игры», «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания»

4.

Памятка родителям  «Что нужно ребёнку для сенсорного развития?»

Март

1.

Консультация  «Игры с игрушками, на что надо обратить внимание»

2.

Практикум для  родителей «Любимая игра по развитию сенсорных эталонов у ребёнка»

3.

Индивидуальная  беседа «Умственное развитие ребёнка  через игры по сенсорному воспитанию»

4.

Папки – передвижки «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания», «Сенсорное  воспитание  дошкольника в семье»

5.

Фото - выставка « Калейдоскоп»

Апрель

1.

Консультация  «Играем, познаём»

2.

Папка – передвижка «Работа с семьёй при решении  задач по сенсорному воспитанию»

3.

Тематическая  выставка по ознакомлению родителей с новыми подходами к сенсорному воспитанию

4.

Памятки

Май

1.

Родительское  собрание «Сенсорное развитие детей  раннего возраста, как это важно»

2.

Индивидуальная  беседа «Игры по ознакомлению  детей  сенсорными эталонами»

3.

Показ видео  материала «Мир глазами детей»

4.

Буклеты, памятки

5.

Семейное творчество «Игрушки своими руками по сенсорному развитию»

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ