Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВ Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы родителям: Какое значение, по-вашему, мнению, имеют  в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок? В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр? (обсуждение ответов родителей).

П-п.: В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Хочу предложить вам  мнение некоторых родителей: «На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду».

Вопросы родителям: Есть ли другие точки зрения о значении детской игры? (желающим предлагается высказаться.)

П-п.: Значение игры порой недооценивается. Впервые  году советской власти считалось, что  игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что  ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность  можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю»", что машины едут в гараж.

На самом  деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка  обычно возникает на основе и под  влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Вот еще одна ситуация для анализа: «Однажды Слава  предложил ребятам, играющим в семью: «Можно я буду играть с вами? Я  буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить». Ира  возразила: «Не надо скандалить, мой  папа никогда не ругается». «И пить вино - это плохо», - добавляет Женя. «Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...» - убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: «Вот сколько бутылок вина я вам принесу!»

Вопросы родителям: Какие чувства вызывает у вас эта ситуация? Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Еще один вопрос для обсуждения: одна мама интересуется: «Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?»

Вопросы родителям:  Почему ребёнок не хочет играть один?  Как обучить ребёнка умению играть? (обсуждение мнений родителей).

П-п.: Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в  совместной игре с взрослыми. Дети этого  возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 - 5 лет  используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной  является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8.

Консультация  для родителей детей раннего  возраста на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

 

В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления.

Особенно это  проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка  с миром. Поэтому в школах раннего  развития и в дошкольных учреждениях  необходимо уделять внимание развитию всех видов восприятия, поскольку отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.

Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности.

Каждый вид  восприятия ребенок начинает осваивать  в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Различают следующие  виды восприятия:

- восприятие  формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;

- восприятие  цвета,

- восприятие  величины – наиболее трудное  для освоения свойство, поскольку  каждый раз эталоном является  другой предмет;

- восприятие  пространства – формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);

- восприятие  времени – формируется на основе  опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящий  жизненных событий, внешние признаки  изменения окружающей обстановки  и предметов; совокупность этих  признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

- восприятие  движений тела – складывается  из ощущений позы тела, конечностей,  движений и закрепляется в целостный динамичный образ;

- восприятие  особых свойств предметов и  явлений – объединение ощущений  от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных  и двигательных, слуховых, которые  дают более правильное и разностороннее  представление о любом предмете или явлении;

- восприятие  целостных предметов – главная  задача восприятия, которая осуществляется  благодаря комплексному объединению  информации от всех видов восприятия;

- восприятие  сложных явлений действительности  – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения. 

Начинается  в раннем возрасте вместе с развитием  речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, литературных произведений, природы, отношений между людьми, восприятию действий и музыки.

Каждый вид  восприятия ребенок начинает осваивать  в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Для целенаправленного  обучения восприятию в настоящее  время создана система педагогических приемов, которые опираются на психологические закономерности, специфические для каждого вида восприятия. На основе наблюдений в возрастных группах психологи отмечают следующие особенности освоения детьми различных видов восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет.

Итак, виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет. Это - базовая «программа»  развития восприятия в этом возрасте.

Формы

Различает по образцу  геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Узнает знакомые предметы по форме.

Группирует  предметы по образцу.

Сравнивает, прикладывая  или накладывая предметы друг на друга.

Цвета

Различает основные цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Узнает знакомые предметы по цвету.

Группирует предметы по образцу.

Сравнивает  прикладыванием рядом.

Величины 

Различает большие  и маленькие предметы.

Группирует  предметы по образцу.

Сравнивает  прикладыванием и наложением.

Пространства 

Практически осваивает  близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий (наиболее активный период – с момента прямохождения ребенка).

Различает далекие  и близкие расстояния.

Различает направление: вверху, внизу, спереди, сзади.

Времени

Различает время  суток (день, ночь).

Движения 

Различает простые движения, может повторить их вслед за взрослым: поднять руки, помахать руками, присесть, наклонить голову.

Особых свойств 

Различает температуру (горячо, холодно).

Поверхность (колючий, пушистый).

Плотность (твердый, мягкий).

Вкус (кислый, сладкий).

Запах (приятный, неприятный).

Звуки (знакомых предметов и голоса животных).

Целостного  предмета

Узнает знакомые предметы по одному свойству или части  предмета.

Иллюстрации

Различает изображения  отдельных предметов, их действия.

Литературные  произведения

Различает образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах.

Отношения между  людьми

Различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних  действиях.

Действия

Различает движения, подражания.

Музыка

Различает звуки, узнает знакомые звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9. 

Индивидуальная  консультация для родителей детей  раннего возраста на тему: «Сенсорное развитие детей 2 – 3 лет»

 

Сенсорное развитие  детей 2 – 3 лет 

Органы чувств – это единственный и полноценный  источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливая опыт – полученные с их помощью знания. При помощи игр на сенсорное развитие ребенка вы сможете продемонстрировать малышу, насколько интересен и разнообразен этот мир. Конечно, из всевозможных развивающих игр не следует делать культ обучения.

А играть – это  же так интересно!

Развитие слуха  у детей

Не упускайте  возможность обратить внимание ребенка  на те или иные звуки во время  прогулки, пребывания дома или в гостях, особенно если звук – незаурядный, незнакомый или малоизвестный вашему малышу (скажем, фортепиано). Речка, ветер, автомобильный сигнал, сирена, пение птиц, шелест листвы – все это может очень заинтересовать маленького исследователя!

Читая ребенку сказки – интонируйте речь персонажей. Тоненький у зайца, басовитый – у медведя, манерный – у лисички и т.д. Малыш любит мультики? Не поленитесь найти фильм с хорошей озвучкой, даже если это переводная лента. Не отказывайте ребенку в повторе любимых моментов: очень скоро он сам начнет имитировать речь героев мультфильма, и вы удивитесь, насколько верно он передаст эмоции через интонацию.

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ