Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
В современный период мировое общество рассматривает гуманизм как основной принцип и критерий общественного прогресса. На современном этапе проблема нравственного воспитания, а в частности воспитания гуманных чувств у детей, наиболее актуальна, так как важным условием социального общества является заботливое, чуткое, уважительное отношение людей друг к другу.
Изучение гуманизма ярко проявилось в педагогических трудах гуманистов эпохи Возрождения. Этой проблемой в то время занимались Ф.Петрарка, Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Дж. Локк, К.А. Гельвеций, Ж. Ж. Руссо. Они утверждали, что необходимо воспитать активного, самостоятельно мыслящего, свободного человека с присущими ему гуманными чувствами, такими как доброта, сострадание, искренность, честность, вежливость, почтительность к старшим.
Большой интерес представляют вопросы гуманного воспитания детей в трудах революционеров-демократов XIX века В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Истинный гуманизм, по их мнению, должен относиться с доверием и природными возможностями человека, а не отрицать их и не искажать.
Вопросу воспитания нравственных черт личности уделяли внимание К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, по мнению которых, данный процесс должен строиться на уважении к ребенку, глубоком понимании его потребностей и возрастных особенностей, необходимости учета неповторимости личности каждого.
В последние годы вопросами воспитания гуманных чувств занимались такие педагоги и психологи как А. В. Запорожец, Н. Ф. Виноградова, В. И. Логинова. На современном этапе Е. Э. Шишлова рассматривает характеристику гуманных чувств и отношений: доброжелательности, заботливости, внимательности, отзывчивости и др. Многие авторы рассматривали данную проблему интегративно. В частности, Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева рассматривали особенности становления доброжелательности, М. В. Воробьева – отзывчивости, Т. И. Тимошенко, И. С. Демина, И. С. Хомякова – заботливости, А. С. Виноградова, О. М. Гостюхина – справедливости, И. А. Княжева – милосердия.
В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, проявления доброты, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. Игра чаще всего немыслима без игрушки.
Особое место среди игрушек занимает кукла, она создана по образу и подобию человека, является его изображением и поэтому интересна ребенку. Эта функция игрушки позволяет воссоздавать различные жизненные ситуации, которые наблюдает или в которых участвует дошкольник. Пока ребенок играет, подобные ситуации являются фотографическим изображением действительности в виде негатива, но постепенно они переносятся в реальные условия в виде позитива. Чувства, которые рождаются в играх с куклами, становятся ведущими во взаимоотношениях с людьми.
В связи с этим, тема нашего исследования «Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста» является актуальной.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
Гипотезы исследования: мы полагаем, что использование игр с куклами в педагогическом процессе может стать эффективным средством воспитания доброты и гуманности у старших дошкольников, если:
Задачи исследования:
1. Определить и теоретически обосновать возможности игр с куклами в нравственном развитии дошкольника.
2. Раскрыть понятие
«гуманизм», «гуманность» применительно
к детям старшего дошкольного
возраста; выявить педагогический
потенциал кукол в
3. Разработать и экспериментально проверить модель включения куклы в педагогический процесс, способствующую формированию у старших дошкольников гуманных чувств.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; наблюдения; беседы с детьми и взрослыми; анкетирование родителей и воспитателей; эксперимент.
Потребность общества в образованных и нравственных людях, утверждающих своим поведением и деятельностью гуманистические ценности, ориентирует на задачу формирования гуманной личности, которая остаётся первостепенной в современной системе образования.
Дошкольный возраст — это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легкоранимым, социально неадаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Преобладающие в обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому воспитание гуманности необходимо осуществлять, начиная с дошкольного возраста. Проблема делает актуальными многочисленные исследования, направленные на разработку путей её решения.
Философия современного образования должна носить гуманистический характер и находить свое выражение в стремлении подготовить молодежь к активному и ответственному гражданству, обучении нормативным принципам миротворчества, развитии чувства сопричастности к событиям в мировом обществе. Обучаемые должны знать о следующих понятиях: самосознание, признание предубеждения; проблемы, связанные с конфликтом и войной, мир и отказ от насилия; окружающая среда и экология; ядерное и другое оружие; теории анализа конфликта, его предотвращения и решения; культура, раса, гендер, религия; права и обязанности человека; глобализация; бедность и международная экономика. Обучаемые должны обладать такими навыками и умениями, как: связь, активное участие, слушание и отражение; сотрудничество, сочувствие и сострадание; критическое мышление и решение проблемы; посредничество, переговоры и решение конфликта; терпение и самообладание; ответственное гражданство, лидерство.
Решению важнейших воспитательных задач и гуманистического воспитания способствуют многие образовательные программы, обеспечивающие детей и молодежь всего мира возможностями приобретать знания, навыки и отношения из области мирного образования.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя [28].
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, А. М. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
Обновление воспитательного процесса в настоящее время ориентируется на такие традиционные качества, как гуманизм, духовность и нравственность. Вопросы воспитания гуманности относятся к числу вечных тем в религиозных концепциях, философии, педагогике.
Важную роль в развитии гуманности личности сыграл Платон, характеризуя нравственную личность с позиции так называемых добродетелей – мудрости, умеренности, мужества и справедливости. Большую роль в становлении личности играет воспитание. Отметим, что позднее христианское богословие добавило к ним еще три теологические добродетели – веру, надежду, любовь, в результате чего возникло учение о семи добродетелях, которые сегодня трактуются как общечеловеческие ценности и являются фундаментом для нравственного развития личности.
По мнению Платона, воспитание, которое основано на уважении к ребенку, и способствует развитию его природных способностей [45].
Воспитание начинается с раннего возраста, когда возникают и укрепляются гуманные чувства, которыми владеет взрослый человек в идеальном обществе. Высказанная Платоном педагогическая идея воспитывать ребенка путем игры, без принуждения, является актуальной и в наши дни. «Человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим строителем, должен еще в играх возводить какие-то детские сооружения» [45].
Таким образом, платоновская система воспитания преследует этические и политические требования, что это не просто воспитание, оно выполняет социальный заказ на формирование жизненных качеств личности, требующихся для государства.
Подобно Платону, Аристотель обосновал настоящую систему непрерывного воспитания, которая представляет процесс, затрагивающий все аспекты личности и длящийся всю жизнь. Основные направления воспитания выделяются в соответствии с природой человека и способствуют полноценному физическому, умственному и эстетическому развитию[45].
Таким образом, в трудах философов подчёркнута объективная необходимость воспитания гуманности как наиболее ценного качества в гуманном обществе путём организации воздействия взрослых на сознание, поведение детей, общение их между собой и взрослыми.
В трудах К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо прослеживается идея об изначально добром человеке, а причины развращённости нравов они видели в развитии цивилизации, в частной собственности и неравенстве социального положения. Гуманное общество предполагает наличие составляющих гуманности, таких, как сопереживание, желание быть любимым, уважаемым в обществе для всех, начиная с правителя и заканчивая подданными.
Я. А. Коменский вычленил три направления в формировании гуманной личности: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к Богу. Особое значение педагоги придавали взаимной симпатии воспитателя и воспитанника. В педагогической системе Я. А. Коменского стоит вопрос о «регулировании» индивидуального развития со стороны педагога, но с учетом изучения и усвоения того, что в соответствии с природными задатками, интересами и потребностями доступно возрасту ученика[40]. По сути, ученые разрабатывали принципы и методы гуманного воспитания.
Идея воспитывать в соответствии с природой человека наиболее отчётливо проходит у Ж.-Ж. Руссо. Руссо является сторонником принципа природосообразности, который трактует следующим образом: вера в могущество детской природы, следование за спонтанным развитием ребёнка, предоставление ему полной свободы и изоляции от общества. Принцип свободного воспитания им понимается как актуализация активности ребёнка, развитие его инициативы при косвенном руководстве воспитателя.
В своей книге «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков; он должен получать их лишь из опыта; не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть виноватым; никогда не заставляйте его просить прощение, ибо он не сумел бы вас оскорбить. Лишённый всякого нравственного мотива в своих поступках, он не может сделать ничего такого, что было бы злым и заслуживало наказания...» [43]. Данный подход к ребёнку показывает, что воспитание идёт естественным путем и гуманизм проявляется в учёте природных сил и опыта ребёнка.
Так, в основе педагогической системы швейцарского педагога-демократа И.Г. Песталоцци лежит единство умственного, физического и гуманного воспитания.
И.Г. Песталоцци отдаёт приоритет гуманному образованию, ставя его на ступеньку выше, чем умственное образование. Основными задачами элементарного гуманного образования он считает развитие у детей высоких моральных чувств, выработку их путём непосредственного участия в добрых и полезных делах [43].
Воспитание гуманности осуществляется посредствам реализации принципа природосообразности в теориях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Хотя каждый из ученых этот принцип трактует по-разному: Я.А. Коменский рассматривает его через изучение окружающего мира ребенка, Ж.-Ж. Руссо – на основе принятия нравственных норм исходящих из жизненного опыта, И.Г. Песталоцци – через развитие сил заложенных от природы[40]. Основные трудности в воспитании заключаются в неполноте познания «природы» ребенка, его индивидуально-личностных особенностей.