Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.

Файлы: 1 файл

дипломная работа Алена.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

В XIX веке уже существовала типология кукол. Элитную продукцию делили на три типа:

1) кукла-дама. Утонченная, элегантная взрослая женщина. Голову  и торс делали в основном  из фарфора. Пик производства  таких кукол пришелся на вторую половину XIX века во Франции;

2) кукла-ребенок, или младенец, создана в середине XIX века в Германии по японским  образцам. Головы младенцев делались  из папье-маше и покрывались  воском, а матерчатые тела набивались  опилками. Но настоящего успеха  в производстве этого типа куклы добились все же французы, которые стали лидерами по изготовлению младенцев с бисквитными головами. Кстати, с появлением младенцев в кукольной индустрии началось сопутствующее производство одежды, мебели, колясок и аксессуаров;

3) младенец с характером, появился на рубеже XIX–XX веков. Лица кукол приобрели определенное выражение: плачущий, смеющийся, спящий малыш и прочие.

Особое значение и успех в XIX веке имела фарфоровая кукла. Распространению моды на ее производство способствовало бурное развитие фарфоровых мануфактур.

Появились фарфоровые головки для кукол еще в конце XVIII века, но популярны стали лишь в середине XIX столетия, а к его завершению прославленные мастера Франции и Германии предпочитали работать исключительно с бисквитным фарфором.

Век XIX именуют «золотым веком кукол». Во Франции роскошные изделия стали появляться во второй половине XIX столетия, а в Германии, девизом которой была практичность, – в начале ХХ века. В 1860–1870-х годах французские фирмы Жюмо, Брю, Ромэ и другие стали выпускать великолепно одетых «парижанок». Каждую французскую кукольную мануфактуру легко узнавали по их произведениям. Например, огромные глаза, задумчивый взгляд, тень улыбки на губах – это куклы фирмы Брю, которая существовала менее 20 лет, но успела запатентовать множество изобретений – от плачущей куклы до куклы-гурмана, которая могла двигать языком[14].

На рубеже XIX–XX веков специалисты начали проявлять интерес к ребенку, особенностям его мира, детской психологии в целом.

Это отразилось и на игрушках. Немецкая компания «Камер и Рейнхардт» быстрее всех сориентировалась в новой ситуации и в 1909 году выпустила в свет первого пупса, который надолго завоевал любовь детской аудитории.

Великим мастером немецкой кукольной индустрии был Арман Марсель. Он стал использовать новые материалы – гуттаперчу и целлулоид. Впрочем, с целлулоидом работала и фирма «Камер и Рейнхардт», так как новый легкий и пластичный материал, изобретенный в США, оказался идеальным для создания детских игрушек.

«Золотой век кукол» был и в Англии. Конечно, английские изделия никогда не могли соперничать на мировом рынке с французскими и немецкими из-за однообразия материала (дерево и воск) и высокой цены.

Усовершенствование производства восковых моделей привело к еще большему увеличению их стоимости, что окончательно возвело куклу в статус игрушки для взрослых.

Истинно английским изобретением можно считать картонную куклу, которая стала очень популярна в конце XIX века. Часто их делали двухсторонними, что позволяло включать большее воображение во время игры.

Бумажный гардероб куклы с одеждой, обувью и аксессуарами способствовал повышенному интересу к ней женской части публики. Поэтому новинкой заинтересовались не только маленькие девочки, но и их мамы.

В ХХ веке, безусловно, историческая атмосфера сыграла свою роль в производстве кукол и отразилась на их типажах. Признанным лидером кукольной индустрии в начале ХХ века оставалась Германия, но в начале 20-х годов на арену кукольного производства вышла Америка, с которой началась эра невероятных тиражей. Грэйс Путнем создала точную копию новорожденного ребенка, названного Bye-Lo. Роуз О’Нейл представила миру гротескную куклу Кьюпи с расставленными ручками, чубчиком, круглыми, отведенными в сторону глазками и шаловливой улыбкой. Сестры Роза и Берта Алекзандер, в 1926 году эмигрировавшие из России в Америку, в Нью-Йорке основали компанию «Alexander Doll Company of New York», которая и сегодня занимает достойную позицию в кукольной индустрии. Первоначально ими была создана кукла-медсестра, за которой последовали образы блиставшей в то время Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хара и других актрис и героинь[16].

Широкой популярности в создании кукол в Америке достигли женщины, в то время как в Европе – исключительно мужчины.

Возможно, именно это повлияло на изменение иконографии, стилистической и функциональной задачи куклы. Женщина, получив неограниченные права, возможность самовыражения, стала создавать, прежде всего, собственный образ.

Большим событием в кукольной истории ХХ века стало создание в 1959 году Барби, самой знаменитой куклы всех времен и народов, своеобразного феномена в истории человечества. Никто и не предполагал, что эта модель так прочно укрепится в жизни людей и будет отражать мировоззрение огромной части населения. Секрет ее успеха до сих пор не разгадан. Впервые перед широкой публикой Барби предстала в 1960 году на выставке игрушек в Нью-Йорке. Появилась она довольно скромно, но одетая далеко не в скромный черно-белый купальник. Невысокая цена – три доллара – и непохожесть на другие игрушки вызвали неоднозначную реакцию у покупателей, что только помогло Барби привлечь общественное внимание[14].

Очень быстро она стала обретать «семью»: у нее появился друг Кен, подружка Мидж, сестренка Скиппер. В 1969 году во избежание расовой дискриминации была выпущена темнокожая подруга Барби – Кристи, а вскоре и саму Барби стали изготовлять в нескольких вариантах: афро- и латиноамериканки.

Своего рода пропаганду вкуса можно наблюдать в обстановке куклы Барби.

Создатели ее уютного жилья демонстрируют, каким должен быть идеальный и удобный дом, на какой машине следует передвигаться по городу, а также посредством Барби прививают детям любовь к животным и должную заботу о них.

Проанализировав «жизнь» куклы Барби, мы можем многое узнать о временах и нравах мировой культуры. Менялись вкусы публики, а вместе с ними и Барби, создатели которой стремились отражать современную жизнь.

Она была то «ангелом» с золотыми кудрями, то суперзвездой в мини-юбке, то простой женщиной в домашней одежде. Барби также иллюстрирует путь прохождения женщины через социум и поиск в нем своего места.

Модная домохозяйка 1960-х годов, реализовав себя в различных профессиях, в 1991 году стала кандидатом в президенты.

Кукольная индустрия не осталась в стороне от научно-технического прогресса.

Благодаря компьютерным технологиям на рубеже ХХ–ХХI веков появляются интерактивные куклы, которые способны реагировать на действия играющего с ним ребенка, проявлять с помощью мимики любые эмоции, издавать множество звуков. Подобные куклы в погоне быть действительно схожими с человеком умеют спать, кушать, плакать, ходить, говорить и даже расти.

Проследив историю развития куклы от ее роли религиозного артефакта до объекта эстетического созерцания, можно сделать вывод о ее непрерывном развитии, изменении и переплетении образов, взаимодействии с миром отраженного сознания во все времена, а главное, сосуществовании со своим подобием и создателем – человеком. Без человека кукла теряет свое смысловое назначение, будь это Древний Египет, «золотой» XIX век или технологическое XXI столетие. Поэтому кукла – уникальное создание, она объединяет людей во времени, может рассказать о целой эпохе, и не только о прогрессе в технике, но и о стремлениях в развитии социума.

 

2.2. Роль игры  с куклой как средства воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста

 

 

Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не умеет злиться.

Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.

Как считает В.С. Мухина, кукла для ребёнка – не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнёр по общению во всех его проявлениях[38].

Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое к великому сожалению забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит кукла - Кувадка, то она оберегала его от неисчислимых козней злых духов. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). «Стригушку» порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат.

Были и такие интересные и полезные куклы: Козьма и Демьян. Это предание про двух братьев, которых за добрые поступки возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

Существовали и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а потом перевязывали веревкой. Затем к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.

Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае нельзя было выбрасывать - грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.

На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет» [38]. Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.

В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.

«Оживляя» куклу, ребёнок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, «жизнь», слова, поведение, здоровье; учится находить адекватное, вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Игра с куклой - мир реальности, в котором живет и развивается ребёнок. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, опрятности самих кукол.

Игра — это независимая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. Только в игре у ребенка появляется возможность безболезненно поставить себя на место другого, формируется способность смотреть на вещи его глазами.

Педагогический потенциал игры в нравственном воспитании дошкольников очень высок. Игра также ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть условия для развития личности. Игра всегда выступает одновременно в двух временах: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей лич­ности, с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, способности, необходимые личности для выполнения ею социальных функций[46].

Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности. В игре дети моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительно жизни и прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование отношений является единственно доступным для детей средством ориентации в моральных правилах. Но при этом не следует ждать моментального эффекта воздействия на развитие ребенка. Много­кратного повторения игр с нравственным содержанием недостаточно для эффективного решения задач воспитания, необходима специальная работа по обсуждению с детьми норм и правил взаимоотношений взрослых.

Игра с живым партнером — другим ребенком, требует соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого, игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в об­ществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимое взаимодействие с партнером требует от ребенка умения договориться, согласованности в межролевых отношениях и т.д. Ситуация значительно упрощается, если партнером по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребенок научился видеть в кукле живого человека, которому нужны неустанное внимание и забота[26].

Информация о работе Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста