Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
- продолжите дальше……( поощрение, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций, приучение, худ. литература).
Средства:
- детей этого возраста уже можно обучать решению вербальных логических задач(например, «Как бы ты поступил, если бы увидел, как мальчик обижает на улице кошку?; как малыши ломают ветки у дерева?). Эти ситуации позволяют ребенку решать задачи в воображаемом плане, « безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного, так и других ;
- педагогическая ситуации: привлечение внимания детей к способам отношений( нужно не отбирать игрушку, а вежливо попросить )
- совместная деятельность со взрослым;
- картины ( из серии мы играем), иллюстрации ( «Посмотри на этих детей, скажи кому из них весело, а кому грустно; как ты это определил?;
- практические жизненные ситуаций( сегодня
- этические беседы( «Как мы можем помочь бабушке»
- художественная литература ( мораль, оценка поступков героев книг);
- спектакли, инсценировки;
- пословицы и поговорки;
- музыка( слушание
«Новая кукла», «Болезнь куклы» -
из «Детского альбома
Формы: - индивидуальные, подгрупповые и фронтальные беседы.
Старшая группа( 5-6 л)
Задачи:
- воспитывать
дружеские взаимоотношения
- воспитывать
уважительное отношение к
- учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам
- воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- формировать
умение оценивать свои
- учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека;
- рассказывать о помощи человека дик. животным и зимующим птицам;
- воспитывать ответственность за обитателей уголка природы;
- учить вести себя так, чтобы не навредить природе.
Подготовительная группа(6-7)
- развивать волевые качества( умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;
- воспитывать
гуманное отношение ко всему
живому, чувство милосердия; учить
правильному поведению в
Средства:
- окружающая обстановка;
- коллективные игры («Построим корабль и отправимся в путешествие» )
- пословицы и поговорки(«При солнышке тепло, при матери добро», « Птица рада весне , а дитя матери», «Лучше горькая правда, чем горькая ложь»);
- тематические дни « В стране вежливости»( детям раздаются жетоны и в течение дня отмечают тех кто нарушил правило, кто был не вежлив и т. д. провинившийся отдает один жетон, в конце дня подводятся итоги , самый вежливый получает значок);
- общение , оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали, о воспитании чувств и отношений (привлечение детей к обсуждению поступков т.е. этические беседы( если ребенок совершил проступок, нужно обязательно авансировать его доверием на будущее, выразить уверенность, что в дальнейшем он не будет так поступать)).
В работах Л.П.Князевой «Этические беседы в детском саду», А.М. Виноградовой «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» раскрыта методика проведения этических бесед.);
- коллективный труд, дела ;
- подготовка подарков, посещение больных, пишем письма;
- природа ( дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи);
- худ. литература;
- кино;
- музыка;
- диафильмы.
Формы:
- индивидуально;
- с подгруппой в 5-6 человек;
- фронтально.
Таким образом, необходимо подчеркнуть следующее:
Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям, природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество, т.е. гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Показатель нравственной воспитанности – это характер отношения к людям, к природе и к самому себе. С точки зрения гуманизма выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте (Пеньевская Л.А., Виноградова А.М., Князева Л.П., Стрелкова Л.П.).
При систематической работе, направленной на развитие гуманных отношений, у детей формируется гуманизм – как нравственное качество.
Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Если верит мифам, то кукла появилась даже раньше людей. Но только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
Кукла неизменно напоминает нам о детстве. Правда, сегодня она уже мыслится не только как непременный атрибут детской игры, но и предмет современного искусства, коллекционирования. Великолепие кукол можно исследовать с исторической точки зрения, чтобы приблизиться к пониманию ее многогранной символики, проанализировать психологическое воздействие куклы на человека и ее эстетическое значение в нашей жизни.
Слово «кукла» толкуется в словарях практически с одинаковым значением. Толковый словарь русского языка Даля гласит: «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного». Схожее понимание дается в словаре Ушакова: «Кукла – подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений».
Итак, прежде всего, кукла – образ и подобие человека. На этом строят теории практически все исследователи и искусствоведы. Рассмотрим историю куклы на трех временных отрезках: 1) от Древнего мира до Средневековья; 2) светский период (XV–XIX века); 3) индустриально-массовый (ХХ век), а также немного поговорим об авторской кукле ХХI века, как возрождении славных традиций предшествующих столетий.
До сих пор возраст куклы точно не определен. В древние времена не существовало куклы-игрушки, так как у человека не было периода детства. Условно принято считать, что кукла как игрушка появилась с возникновением цивилизованного мира.
После нахождения в захоронении «Броно-2» (Чехословакия) фигурки из слоновой кости с двигающимися частями тела, положившей начало кукольной истории, был сделан вывод, что возраст куклы равен примерно 30 тысячам лет.
В истории человечества кукла всегда играла важную и таинственную роль. Уже в древних мифах различных народов существует много сюжетов о том, как боги из всевозможных материалов делали кукол, которые потом превращались в людей. Куклы почитались также как земное воплощение божеств [24].
В Древнем Египте и в государствах Древнего Востока археологами обнаружены куклы, относящиеся к бронзовому веку. Их можно разделить на три группы: 1) куклы для шествий и церемоний; 2) куклы-идолы для религиозных обрядов; 3) куклы-игрушки, которые и дошли до наших дней. Изготовлялись куклы-игрушки в основном из дерева и керамики, а также из алебастра, слоновой кости и льна. Часто они были условно обозначены и только со временем стали приобретать реалистичные формы.
В Древней Греции уже существовало широкое производство кукол, центр которого находился в городе Сардисе. Их делали из глины, ткани и воска в виде статуэток, некоторых даже с подвижными частями.
В Древнем Риме развился свой стиль кукол, о чем позволили судить раскопки в Помпеях. Занимались их созданием не только гончары и ремесленники, но и знаменитые скульпторы эпохи. Особенность римских кукол – отсутствие одежды. Римляне усовершенствовали подвижность изделий, создав подобие шарнира. Кроме того, они начали изготавливать кукол из драгоценных металлов и камней.
А вот эпоха Средневековья практически не оставила нам образцов кукольного искусства. Куклы не смогли пережить бурные события периода становления христианства, их уничтожали, а вертепный или кукольный театр оставил мало этнографических свидетельств. Главенство церкви и ее авторитарность определяли стиль жизни народа[24].
А кукла как подобие человека отражала его положение в обществе. Иконографически куклы Средневековья выглядели одинаково – смиренное лицо, бесформенное тело, закутанное в длинные одежды в соответствии с суровой моралью, слегка обозначенные ноги.
В XIII – начале XIV века изготовление кукол стало делом профессиональным. Появился новый вид – городская кукла-игрушка. Формировались европейские центры их производства и продажи в городах Англии, Германии и Франции. Дешевых кукол делали из дерева, но наряду с ними существовали и дорогие экземпляры из алебастра, воска и терракоты. Мастера-кукольники превратились в «авторов», увековечивавших свои имена.
На рубеже XV–XVI веков кукол начали одевать, причем одежду из ткани шили специально для каждого экземпляра, тогда как раньше она была условной и нарисованной.
Кукла эпохи Возрождения представлена в двух состояниях – подвижная неломающаяся игрушка, которой можно менять одежду, и декоративный предмет интерьера, созданный для созерцания. Изготовлять их продолжали в основном из дерева, глины и ткани.
В это же время создавалась первая в мире коллекция кукол семьи Варезе, которая послужила основой самого крупного кукольного собрания в мире – Музея Кукол в Варезе.
Удивительно, что в Париже – центре кукольного производства во все времена – первый кукольный цех образовался только к концу XVII века. Французы начали изготавливать новый тип очень дорогих деревянных кукол, наряженных в великолепные одежды, ставшие своеобразными «глашатаями моды», так как они были одеты «по последнему фасону». А называлась такая кукла Пандорой. Имя это пришло из древнегреческого мифа.
Красавица Пандора была создана богом-кузнецом Гефестом из смеси земли и воды. Она была послана Зевсом на землю, очаровала Прометея и наслала беду на род человеческий. Поэтому в мифологии Пандора ассоциируется с красотой и злом как двумя половинками одного целого.
Но французские кукольники вряд ли связывали свое произведение со злом. Ведь кукла Пандора – это исключительно олицетворение красоты, на которую, не жалея государственной казны, тратили деньги великие монархи мира. Поэтому с одной стороны кукла оставалась подобием человека, а с другой – человек стал уподобляться ей, так как началось повальное увлечение модой, которая диктовалась и распространялась именно куклой Пандорой.
Рождением еще одной кукольной знаменитости отмечен XVII век. Это восковая кукла (расцвет ее пришелся на середину XIX века). И здесь уместно вспомнить, что кукла – подобие человека. Создавая восковую модель, мастера попытались за счет фактуры ее материала приблизить подобие к оригиналу, матовый теплый оттенок воска делал тело куклы очень похожим на человеческое. Возникла она в Италии, потом появилась в Германии, но успех ее ждал в Англии. Она стала одной из самых дорогих кукол, так как процесс изготовления был невероятно сложным[7].
В XVII веке распространилась заводная кукла, а подлинный успех ее ждал в 1738 году, когда Жак де Вокансон из Гренобля представил в Париже свое изобретение – механического флейтиста в рост человека, пальцы и губы которого могли двигаться, создавая иллюзию игры на музыкальном инструменте[14].
Со временем появилось большое количество подобных механических шедевров. Но, так же как Пандора и восковые куклы, они стоили порой целое состояние, что делало их скорее игрушками взрослых, чем детей. Этот же фактор способствовал развитию коллекционирования кукол наравне с предметами изобразительного искусства.