Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
Игра с куклой не требует высокого уровня развития общения, т.е. не надо одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре, позицию его роли. В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа. Таким образом, в процессе таких игр у детей формируется эмпатия.
В одних играх — сюжетно-ролевых — ребенок принимает на себя конкретную роль (обычно главную), остальные распределяет между игрушками. Эти игры воспроизводят сложившиеся и закрепившиеся в сознании ребенка отношения в семье, детском саду и т.д.
Вторая разновидность — режиссерская игра, в которой ребенок распределяет между игрушками все роли, а на себя принимает функции режиссера, организующего отношения между персонажами и происходящие в игре события. В таких играх ребенок учится учитывать возможные точки зрения персонажей, так как, играя «за них», невольно встает на их место. Также игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценить с этой точки зрения свои и чужие действия.
Учитывая возраст ребенка, можно выделить следующие особенности развития игровой деятельности с куклой.
1-й год
В игре с куклой преобладают предметные игры. Это ориентировочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребенка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла — предмет действия: ребенок подползает, берет, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10—15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см.
2-й год
Ребенок продолжает манипулировать куклой, но может производить с ней действия по показу взрослых.
3-й год
Дальнейшее развитие игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни. Сначала ребенок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу.
Ребенок превращает куклу в живое существо. Сознательно дети начинают играть с куклой с 1,5 лет.
Рекомендуется иметь 1-2 куклы. Небольшие куклы должны быть из прочных мягких материалов размером 25—35 см.
Возможно введение звуковых приборов и неподвижно вставленных глаз. Для дидактических занятий рекомендуется кукла размером 60 см. По виду куклы должны изображать ребенка.
4-6 лет
Игра в данной возрастной группе — ведущая деятельность ребенка. Она формирует характер. Кукла становится любимой игрушкой. Значительно развивается ролевая игра. Как правило, сюжетами игр с куклами становятся такие:
1. Школа для кукол.
2. Путешествие с куклой.
3. Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка).
4. Чтение книг куклам, рассматривание картинок.
5. День рождения куклы.
6. Кукла заболела.
В какие же игры играют чаще всего мальчики и девочки?
Для девочек игра в куклы — это репетиция роли матери, воспитательницы, для мальчиков кукла — маленький друг, существо, требующее проявления фантазии.
Любимые игры девочек — «Семья», «Больница», «Магазин», а игрушка, вызывающая наибольший интерес, — кукла.
Любимые игры мальчиков — военные игры и игры, связанные с транспортными средствами, а игрушки, вызывающие наибольший интерес, — машины, оружие.
Некоторые педагоги и родители считают, что играют с куклами только девочки, что мальчики пренебрежительно относятся к играм с куклами, куклы для них не представляют интереса. Эти утверждения не имеют основания: использование разнообразных игрушек, в том числе и кукол, зависит от воспитания интересов и руководства играми детей, а также от художественного образа куклы, ее формы и содержания[32].
В действительности мальчики всех возрастов играют с куклами. Но их игры примитивнее, чем у девочек (ранняя тяга мальчиков к технике снижает уровень развития нравственных чувств).
Тем не менее игры мальчиков в куклы позволяют развивать следующие нравственные качества: чувство симпатии и любви к детям, трудолюбие, бережное отношение к личным и общественным вещам, ответственность, отцовские чувства.
Кроме этого куклу можно использовать в играх героического характера, которые будут интересны мальчикам и девочкам: спасатели, врачи, пожарные, военные, герои литературных произведений. Куклам в данном случае отводятся роли пострадавших, детей, принцесс и т.д.
Сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, приобретенных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок. Ролевая игра развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения. В игре ребенок пытается подняться над уровнем своего обычного поведения, стремится отражать мир человеческих отношений, постепенно формируя в себе необходимые качества личности. В процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, возникают реальные отношения, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется, как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, готов ли помочь товарищам, внимателен ли к ним[46].
В сюжетных ролевых играх на нравственное совершенствование ребенка оказывают влияние примеры тех людей, роли которых они берут на себя, и взаимоотношения, устанавливающиеся в соответствии с сюжетом игры и взятыми на себя ролями, а также те реальные отношения, которые складываются между детьми как товарищами.
Развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений. Конечно, старший дошкольник знает, что врач не только лечит заболевшего, но и обращается с ним ласково, сочувственно. Но для него на первый план выступает внешняя сторона труда людей, их отношений.
Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы создают богатые возможности для нравственного воспитания. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Так как воспитание доброты начинается с любви детей к родителям, игра в «семью» позволяет дошкольнику «встать» на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.
Отличительной особенностью игры является то, что ребенок начинает действовать в мыслительной, воображаемой, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре-игрушке, поэтому для многих игр необходимы куклы. Куклы, изображающие младенцев и детей дошкольного возраста, становятся предметом нравственных переживаний ребят. Проявление нежности, чуткости, привязанности к куклам определяет гуманную направленность чувств играющих, сказывается на их взаимоотношениях. Бережно обращаясь с малышкой, заботясь о ней, оберегая ее, дошкольники стремятся сделать приятное не только кукле, но и ее «маме», другим «членам семьи». Дети подмечают различные стороны внутрисемейных отношений и отражают в играх тончайшие нюансы человеческих чувств. Воспитатель может положительно влиять на детей, направляя содержание их игр в нравственное русло. Педагог должен использовать приемы, помогающие перевести детей от внешних действий с куклами к действиям ради куклы, изображающей ребенка, который без помощи взрослых обойтись не может. Понимание нравственного смысла заботы о ребенке изменяет внутреннее содержание игр: дети заботятся о малыше как ласковые и нежные родители[33].
Без помощи взрослых старшим дошкольникам не всегда доступен нравственный смысл внутрисемейных отношений. Дошкольники берут в игру лишь то, что лежит на поверхности: отражают связь мать — ребенок и не замечают связи отец — мать. Случается, что эта связь в детской игре отражает отрицательные стороны семейных отношений: командные нотки «матери» при обращении к «отцу», стремление повелевать. Мальчики, если играют с девочками, не знают, как выполнять свою роль. Труд матери наглядно представлен ребенку, поэтому он чаще всего отражается им в игре. Труд отца, если он не помогает дома по хозяйству или не имеет собственных увлечений, в городской семье в основном скрыт от детей, не дает мальчикам примера для подражания в игре. Мальчики если и играют в «семью», слабо владеют навыками, необходимыми для использования роли отца.
Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделили воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье или общественном месте.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях. Они постигают суть отношений между людьми. В этом случае речь идет о ролевом замещении.
В игре с куклами существует особая форма замещения — замещение человека. Ребенок оживляет куклу, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В старшем дошкольном возрасте ребенок видит в кукле живое существо — учит ее, проигрывает вместе с ней свой личный опыт, наделяет куклу теми свойствами, умениями, навыками, которыми обладает сам.
В связи с этим происходит обогащение самого ребенка знаниями и способами поведения, которые помогают ему переосмыслить свой собственный опыт, конкретизировать его, глубже проникнуть во взаимоотношения между людьми. Через игру благодаря замещению ребенок имеет возможность влиять на самовоспитание. И кукла, являясь предметом нравственных переживаний ребенка, будет выступать здесь помощником педагога в нравственном воспитании дошкольников. Роли, требующие проявления доброты, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, стремление оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в реальной жизни.
Одним из важнейших содержаний сюжетно-ролевых игр дошкольников является игра с куклой в семью. В последние годы все реже приходится видеть хорошую развернутую игру с куклой. В чем причина? Почему современному городскому ребенку стало неинтересно играть со своим прообразом? Одной из причин безразличного отношения старших дошкольников к куклам является их обезличенностъ: они однообразны, у них нет имен.
Детская игра за последние пятнадцать лет претерпела столько существенных изменений, что сегодня мы вправе говорить о ее кризисе. Игра изменилась не только содержательно, но и приобрела совершенно иные средства в виде экрана и мышки. Более того, поколение детей, выросших перед телевизором и воспитанных на компьютерных стрелялках-догонялках, т.е. недоигравших с точки зрения классических представлений об игре, уже достигло родительского возраста. Родители из-за отсутствия собственного полноценного игрового опыта плохо понимают, за счет чего ребенок становится способным к продуктивной и активной деятельности. Родители хотят заниматься с ребенком, но не умеют с ним играть. От детских дворовых сообществ остались одни воспоминания. Детский сад посещают лишь половина дошкольников. В результате сегодняшняя семья оказалась без важнейших «педагогических средств к существованию». А игровая культура прошлого стала ускользающим бытием. Ускользает и само умение играть в режиссерские и сюжетно-ролевые игры.
Но, к счастью, сохранились и по сей день игрушки. Если родители не очень разбираются в сути детской игры, они все же твердо знают: у ребенка должны быть игрушки. Сегодня игрушка рассматривается как предмет. А в обществе «развитого потребления» предмет не теряет, а приобретает в своем весе. Поэтому игрушка сегодня является не только источником игровой деятельности малышей, но и открывает возможности для воздействия на взрослых.
Использование куклы позволяет объединить игру мальчиков и девочек. Такие темы, как «Семья», «Детский сад», «Школа», «Путешествие», «Больница», «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Кино», «Служба спасения» и т.д., будут интересны всем детям разного возраста, и в них можно играть как коллективно, так и индивидуально, поскольку кукла способна заменить партнера по игре.
Для каждого вида игры нужны свои куклы. Так, для игры в «Дочки-матери» подойдут куклы-младенцы, соразмерные руке и силам ребенка, которых можно пеленать, переодевать, купать. Игре в «Семью» соответствуют куклы, отображающие детей в разном возрасте — младенца, малыша, ровесника. Каждая кукла должна иметь свой характер — веселый, озорной, лиричный.
Подводя итоги разговора о значении игр с куклами в воспитании дошкольника, можно с определенностью сказать: кукла оказывает неоценимо положительное влияние на развитие ребенка. К тому же участие дидактической куклы в творческих играх детей расширяет возможности воспитателя активно воздействовать на малышей. К сожалению, в дошкольных учреждениях обнаруживается равнодушное отношение воспитателей к кукле, педагоги не используют возможности кукол в воспитании у ребят гуманных чувств. А ведь через куклу взрослый организовывает поведение детей в игре, дает оценку их поступкам. Кукла — авторитетный товарищ по игре, вот почему дети так точно и быстро откликаются на ее предложения, советы, рассуждения.