Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
До сих пор в психолого-педагогической литературе наблюдается терминологический разнобой: в одинаковом значении употребляются термины «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности». Гуманизм, как и гуманность, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали[28].
В чем причина такого неадекватного понимания педагогического аспекта гуманизма? Многолетнее и целеустремленное исследование развития концепции гуманизма в педагогике заставило нас обратиться не только к педагогической, но и к философской, этической, социологической, историке-политической, психологической литературе. И мы убедились, что проблема гуманизма в первую очередь изучалась философами и историками, а уж потом педагогами и психологами. Поэтому терминологический разнобой в педагогической литературе объясняется, очевидно, тем, что разные исследователи проблемы педагогического аспекта гуманизма, используя различные источники по философии, этике и истории, внесли в педагогику разные подходы к пониманию и определению термина «гуманизм» и его педагогического аспекта - гуманности. Кроме того, каждый из них пытался дать свою трактовку этим феноменам, увеличивая тем самым количество их структурных компонентов и определений.
Основательное изучение содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволило нам ответить на вопрос, какой термин следует употреблять: «воспитание гуманизма» или «воспитание гуманности». Поскольку «гуманизм» включает и борьбу за освобождение человека от угнетения, и создание ему всех политических, социальных, экономических условий для жизни и развития всех его сил и задатков, то, очевидно, нельзя сказать, что он воспитывается.
Для обозначения специфики нравственного проявления гуманизма следует употреблять термин «гуманность». Выделение этого термина как нравственного качества показывает, что в морали существуют и формируются особые специфические признаки гуманизма, реализующиеся в отношениях к обществу, к природе, к людям, к самому себе[5].
Думается, что следует разграничивать и понятия «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности». Второе понятие уже первого, потому что, исследуя проблему воспитания в духе гуманизма, необходимо раскрывать не только методы и средства воспитания гуманистических черт, но и показать процесс формирования гуманистического мировоззрения и пути гармонического развития личности. Правильным, на наш взгляд, является термин «гуманистическое воспитание», имеющий в своей основе и ставящий своей целью воспитание истинного гуманиста. Говорить же о «гуманном воспитании» можно в том случае, когда речь идет о характере отношений субъекта воспитания к объекту, общества к учебно-воспитательным учреждениям в целом.
На наш взгляд, в современных условиях все большего возрастания роли человеческого фактора в совершенствовании социально-педагогического пространства принцип гуманизма должен занимать свое достойное место во всех учебниках и учебных пособиях по педагогике.
Как уже отмечалось выше, концепция гуманизма, идеи гуманности на протяжении многих веков являлись своеобразной идейно-методологической основой развития прогрессивной педагогической мысли, научных форм общественно-педагогического сознания. Важнейшим методологическим принципом современной педагогической науки и практики является принцип гуманизма. Он находит свое проявление в их демократичности, в том, что вся система образования - от детского сада до высшей школы - направлена на интересы широких слоев общества, а не отдельных привилегированных групп, как это нередко наблюдалось в истории. Действие принципа гуманизма этим не ограничивается. Он определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительных учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся, пронизывает все принципы воспитания.
Так, принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает глубокое понимание цели воспитания и постоянное стремление к ее достижению. В свете этого принципа любое воспитательное средство должно отвечать высокой цели - формированию разносторонне развитой, общественно активной гуманной личности. Руководствуясь этой целью, учителя организуют воспитательный процесс на гуманистической идейно-нравственной основе, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
В современных условиях обновления политического мышления, ускорения социального и научно-технического развития и усиливающейся активности общественных систем еще более возрастает необходимость повышения уровня гуманистического воспитания.
Принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает оптимизм воспитания, его веру в победу человеческого достоинства над всем пошлым, антигуманным. Его реализация требует от воспитателя и родителей высокой принципиальности в оценке личности и поведения развивающихся дошкольников, умения правильно анализировать их взгляды, поступки и отношения к окружающей действительности (к обществу, к природе, к людям) и в соответствии с этим научно и правильно определять перспективу дальнейшей работы с ними.
Компонентами гуманности являются: уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество — качества, определяющие содержательную сторону гуманности, а также вежливость, терпимость, уступчивость, требовательность, скромность, обеспечивающие оптимальную форму ее выражения[5].
В целом, гуманность является устойчивым интегративным личностным качеством, под которым понимается единство знаний, мотивационно-ценностных ориентаций (нравственных принципов, мотивов, отношений) и предпочитаемых способов действий личности, которые основываются на гуманных проявлениях ко всему окружающему.
Одной из главных задач нравственного воспитания является воспитать человека, который будет любить людей.
«Возлюби ближнего своего, как себя самого». Это правило дети должны знать, начиная с дошкольного детства.
Гуманные чувства у дошкольника воспитываются в первую очередь на основе эмпатии – это умение поставить себя на место другого, представить его чувства, переживания.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма.
В Концепции дошкольного воспитания[15].сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.
Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.
Исследования показали, что все проявления могут формироваться уже в дошкольном возрасте[5].
Рассмотрим задачи воспитания гуманизма начиная с раннего возраста.
Первая группа раннего возраста.( 0 -1 года)
Формирование гуманного отношения у людям и природе начинается с раннего возраста.
Задачи:
- формировать элементы нравственного поведения;
- поддерживать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать
у них доброжелательное
Вторая группа раннего возраста. ( 1- 2 г)
Задачи:
- формировать навыки культурного поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослого;
- отмечать примеры
доброжелательного отношения
- побуждать к сочувствию и отзывчивости;
- учить бережно
относиться к растениям и
Первая младшая группа (2- 3г)
Воспитание доброжелательности начинается в семье – там , где ребенка любят и заботятся о нем. Добрые отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствуют эмоционально положительным переживаниям , закрепляют чувства симпатии. Расположения к окружающим.
Задачи:
-воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям ;
- формировать
опыт поведения в среде
- воспитывать
чувство симпатии к
Методы:
1) Пример взрослого:
- проявление по отношению к ребенку любви, ласки;
- частое употребление ласковых слов, поглаживания;
2) Похвала ребенка за каждое проявление доброжелательности к людям( улыбнулся, отдал игрушку);
3) оценка взрослого (через оценку ребенок усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную).
Средства:
- обучение способам выражения сочувствия, внимания. Каким? (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться);
- педагогические
ситуации: Нельзя разрешать
ребенку проявлять
- песенки, потешки, сказки.
Формы:
- индивидуальная .
Вторая младшая группа (3 -4г)
- закреплять
навыки организованного
- приучать детей общаться спокойно, без крика;
- создавать условия,
благоприятствующие
- продолжать развивать и воспитывать свой образ Я.( убеждать ребенка, что он хороший, что его любят);
- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
- приучать соблюдать элементарные правила поведения.
Методы:
1) оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков , внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)
2) создание педагогических ситуаций( например, « Как попросить игрушку?)
3) приучение;
4) убеждение;
5) коллективная игра;
6) единые требования;
7) разъяснение;
8) игровые ситуации.
Средства:
- сам взрослый ( как носитель положительного способа поведения);
- пед. ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы
- сценки ( например, «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят);
- игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? с вовлечением в игру и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам);
- рисование(« Нарисуй тех, кто о тебе заботится»и на основе рисунка рассказать ,кто и как это делает)
- фольклор- песенки, потешки, сказки;( н-р, «Когда живется дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков.
- худ. литература ( «Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского и др.);
-диафильмы.
Формы:
- индивидуальные занятия;
- коллективная деятельность( в ней происходит усвоение социальных ценностей )
Средняя группа ( 4-5 л.)
В этом возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям природе
Задачи:
- способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению( и нарушению моральных норм( сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо;
- воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым;
- учить испытывать
чувство стыда за
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Методы:
- остаются значимыми оценка взрослого и его пример;
- - разъяснения взрослого;( например., смысла и значимость категорий добра, друг, товарищ);
- учить «читать эмоции»( как ты думаешь почему Маша грустит?);