Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.

Файлы: 1 файл

дипломная работа Алена.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

До сих пор в психолого-педагогической литературе наблюдается терминологический разнобой: в одинаковом значении употребляются термины «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности». Гуманизм, как и гуманность, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали[28].

В чем причина такого неадекватного понимания педагогического аспекта гуманизма? Многолетнее и целеустремленное исследование развития концепции гуманизма в педагогике заставило нас обратиться не только к педагогической, но и к философской, этической, социологической, историке-политической, психологической литературе. И мы убедились, что проблема гуманизма в первую очередь изучалась философами и историками, а уж потом педагогами и психологами. Поэтому терминологический разнобой в педагогической литературе объясняется, очевидно, тем, что разные исследователи проблемы педагогического аспекта гуманизма, используя различные источники по философии, этике и истории, внесли в педагогику разные подходы к пониманию и определению термина «гуманизм» и его педагогического аспекта - гуманности. Кроме того, каждый из них пытался дать свою трактовку этим феноменам, увеличивая тем самым количество их структурных компонентов и определений.

Основательное изучение содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволило нам ответить на вопрос, какой термин следует употреблять: «воспитание гуманизма» или «воспитание гуманности». Поскольку «гуманизм» включает и борьбу за освобождение человека от угнетения, и создание ему всех политических, социальных, экономических условий для жизни и развития всех его сил и задатков, то, очевидно, нельзя сказать, что он воспитывается.

Для обозначения специфики нравственного проявления гуманизма следует употреблять термин «гуманность». Выделение этого термина как нравственного качества показывает, что в морали существуют и формируются особые специфические признаки гуманизма, реализующиеся в отношениях к обществу, к природе, к людям, к самому себе[5].

Думается, что следует разграничивать и понятия «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности». Второе понятие уже первого, потому что, исследуя проблему воспитания в духе гуманизма, необходимо раскрывать не только методы и средства воспитания гуманистических черт, но и показать процесс формирования гуманистического мировоззрения и пути гармонического развития личности. Правильным, на наш взгляд, является термин «гуманистическое воспитание», имеющий в своей основе и ставящий своей целью воспитание истинного гуманиста. Говорить же о «гуманном воспитании» можно в том случае, когда речь идет о характере отношений субъекта воспитания к объекту, общества к учебно-воспитательным учреждениям в целом.

На наш взгляд, в современных условиях все большего возрастания роли человеческого фактора в совершенствовании социально-педагогического пространства принцип гуманизма должен занимать свое достойное место во всех учебниках и учебных пособиях по педагогике.

Как уже отмечалось выше, концепция гуманизма, идеи гуманности на протяжении многих веков являлись своеобразной идейно-методологической основой развития прогрессивной педагогической мысли, научных форм общественно-педагогического сознания. Важнейшим методологическим принципом современной педагогической науки и практики является принцип гуманизма. Он находит свое проявление в их демократичности, в том, что вся система образования - от детского сада до высшей школы - направлена на интересы широких слоев общества, а не отдельных привилегированных групп, как это нередко наблюдалось в истории. Действие принципа гуманизма этим не ограничивается. Он определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительных учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся, пронизывает все принципы воспитания.

Так, принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает глубокое понимание цели воспитания и постоянное стремление к ее достижению. В свете этого принципа любое воспитательное средство должно отвечать высокой цели - формированию разносторонне развитой, общественно активной гуманной личности. Руководствуясь этой целью, учителя организуют воспитательный процесс на гуманистической идейно-нравственной основе, опираясь на достижения передового педагогического опыта.

В современных условиях обновления политического мышления, ускорения социального и научно-технического развития и усиливающейся активности общественных систем еще более возрастает необходимость повышения уровня гуманистического воспитания.

Принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает оптимизм воспитания, его веру в победу человеческого достоинства над всем пошлым, антигуманным. Его реализация требует от воспитателя и родителей высокой принципиальности в оценке личности и поведения развивающихся дошкольников, умения правильно анализировать их взгляды, поступки и отношения к окружающей действительности (к обществу, к природе, к людям) и в соответствии с этим научно и правильно определять перспективу дальнейшей работы с ними.

Компонентами гуманности являются: уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество — качества, определяющие содержательную сторону гуманности, а также вежливость, терпимость, уступчивость, требовательность, скромность, обеспечивающие оптимальную форму ее выражения[5].

В целом, гуманность является устойчивым интегративным личностным качеством, под которым понимается единство знаний, мотивационно-ценностных ориентаций (нравственных принципов, мотивов, отношений) и предпочитаемых способов действий личности, которые основываются на гуманных проявлениях ко всему окружающему.

 

 

1.3. Особенности  формирования гуманных чувств  у детей дошкольного возраста

 

 

 

Одной из главных задач нравственного воспитания является воспитать человека, который будет любить людей.

«Возлюби ближнего своего, как себя самого». Это правило дети должны знать, начиная с дошкольного детства.

Гуманные чувства у дошкольника воспитываются в первую очередь на основе эмпатии – это умение поставить себя на место другого, представить его чувства, переживания.

Содержание  нравственного  воспитания  дошкольников  определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание  гуманизма.

В Концепции дошкольного воспитания[15].сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя  общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают  общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие  ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

Исследования показали, что все проявления могут формироваться уже в дошкольном возрасте[5].

Рассмотрим задачи  воспитания гуманизма начиная с раннего возраста.

Первая группа раннего возраста.( 0 -1 года)

Формирование гуманного  отношения у людям  и природе начинается с раннего  возраста.

Задачи:

-  формировать элементы нравственного поведения;

- поддерживать  эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать  у них доброжелательное отношение  к близким людям.

Вторая группа раннего возраста. ( 1- 2 г)

Задачи:

- формировать  навыки культурного поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослого;

- отмечать  примеры  доброжелательного отношения ребенка  к сверстникам;

- побуждать к  сочувствию и отзывчивости;

- учить бережно  относиться к растениям и животным.

Первая младшая группа (2- 3г)

Воспитание доброжелательности начинается в семье – там , где ребенка любят и заботятся о нем.  Добрые  отношения   в группе, поддерживаемые  воспитателем, способствуют  эмоционально положительным  переживаниям , закрепляют чувства симпатии. Расположения к окружающим.

Задачи:

-воспитывать  интерес к природе, бережное отношение  к растениям ;

- формировать  опыт поведения в среде сверстников;

- воспитывать  чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким  людям.

Методы:

1)  Пример  взрослого:

-  проявление по отношению к ребенку любви, ласки;

-  частое употребление  ласковых слов, поглаживания;

2)  Похвала  ребенка за каждое проявление  доброжелательности к людям( улыбнулся, отдал игрушку);

3) оценка взрослого (через оценку   ребенок усваивает, что вызвало положительную реакцию, а  что отрицательную).

Средства:

-  обучение  способам выражения сочувствия, внимания. Каким? (погладить  плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться);

- педагогические  ситуации:   Нельзя разрешать  ребенку проявлять недоброжелательность по отношению  к взрослым  и детям.( например, малыш бьет маму, а она терпит; один ребенок не  отдает игрушку, и тот его бьет – это нельзя оставлять без внимания)    .

- песенки, потешки, сказки.

Формы:

- индивидуальная .

Вторая младшая группа (3 -4г)

- закреплять  навыки организованного поведения  в детском саду, дома, на улице;

-  приучать  детей  общаться  спокойно, без  крика;

- создавать условия, благоприятствующие формированию  доброжелательности, доброты, дружелюбия( играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости)

- продолжать  развивать   и воспитывать свой  образ Я.( убеждать ребенка, что  он хороший, что его любят);

- учить  жить  дружно, помогать  друг  другу, вместе  пользоваться  игрушками, книгами;

-  приучать  соблюдать  элементарные  правила  поведения.

Методы:

1) оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо;  положительная оценка добрых поступков , внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)

2) создание педагогических  ситуаций( например,  « Как попросить игрушку?)

3) приучение;

4) убеждение;

5) коллективная  игра;

6) единые требования;

7) разъяснение;

8)  игровые ситуации.

Средства:

- сам взрослый ( как носитель положительного  способа поведения);

-  пед. ситуации: беседы  о реальных случаях  из жизни группы

- сценки ( например, «Два кота», где показано, что ссоры ни  к   чему хорошему не приводят);

- игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? с вовлечением в игру  и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. педагог  одобряет ласковое обращение, обращает внимание  на небрежное или грубое обращение к игрушкам);

- рисование(«  Нарисуй тех, кто о тебе заботится»и  на основе рисунка рассказать ,кто и как это делает)

- фольклор- песенки, потешки, сказки;( н-р, «Когда живется  дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков.

- худ. литература ( «Азбука вежливости» Л. Васильевой;  «Доктор Айболит» К.Чуковского  и др.);

-диафильмы.

Формы:

- индивидуальные  занятия;

- коллективная  деятельность( в ней происходит  усвоение социальных ценностей )

Средняя группа ( 4-5 л.)

В этом возрасте  происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному  обобщению личного опыта, накопленного  в  младшем возрасте.  Закрепляются представления о характере и способах проявления  положительного отношения к взрослым, детям природе

Задачи:

- способствовать  формированию  личного  отношения  ребенка к соблюдению( и нарушению  моральных норм( сочувствие обиженному  и несогласие  с  действиями  обидчика; одобрение  действий  того, кто поступил  справедливо;

- воспитывать  скромность, отзывчивость,   желание  быть  справедливым, сильным  и  смелым;

- учить испытывать  чувство стыда за неблаговидный  поступок;

- воспитывать  любовь к природе и бережное  отношение  к  ней.

Методы:

- остаются значимыми оценка взрослого и его пример;

- - разъяснения  взрослого;( например., смысла и значимость категорий  добра, друг, товарищ);

- учить «читать  эмоции»( как ты думаешь почему  Маша грустит?);

Информация о работе Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста