Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.

Файлы: 1 файл

дипломная работа Алена.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 4 и на рисунке 1.

Таблица 4

Представления детей о доброте (контрольный этап)

ФИ

Представления детей

Карина

Д

Катя

Д

Даша

С

Ира

Д

Алина

С

Оля

Д

Алла

Д

Маша

С

Снежана

Д

Настя

С

Соня

С

Лена

Д

Аня

Д

Арина

Д

Полина

С

Вика

Д

Саша

С

Ксюша

Д

Регина

С

Марина

Д


Недостаточный уровень – не обнаружено

Средний уровень – 8 детей

Достаточный уровень – 12 ребенка

Рисунок 1. Изменение представлений детей о доброте

В ходе эксперимента мы наблюдали детей в разных видах деятельности: в процессе общения, игровой, учебной трудовой. Мы обратили внимание на то, что в процессе общения у ребят стали проявляться такие положительные качества, как доброжелательность, умение прощать, извиняться. В самостоятельной деятельности дети стали более внимательными друг к другу, научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

На этапе контрольного эксперимента в процессе наблюдений мы заметили, что все дети проявляют положительные реакции на проявления доброты, которые носят адекватный, ярко выраженный характер, отмечается стремление выразить свое отношение к происходящим событиям, проявить чуткость.

Что касается когнитивной сферы, то 8 детей раскрывает смысл понятия, «доброта», суждения носят развернутый характер, оценочные высказывания, адекватны, мотивированы, проявляют готовность к установлению доброжелательности с окружающими. 9 человек знает, иногда может вербально сформулировать понятие «доброта», но не всегда понимает ее необходимость.

У 8 детей поступки соответствуют понятию «доброта», в поведении преобладает устойчивая альтруистическая мотивация, замечают трудности, возникающие у других детей, самостоятельно оказывает им реальную помощь, способны урегулировать конфликтную ситуацию, оказывают помощь и поддержку, без ожидания похвалы. 11 детей замечают трудности, однако реальную помощь оказывают ситуативно либо после предложения педагога.

Для нас было очень важным выяснить, что побуждает детей к совершению добрых поступков с целью выявления уровней проявления доброты.

12 детей продемонстрировали достаточный уровень проявления доброты. Это говорит о том, что у этой группы сформировались нравственные мотивы. То- есть дети не ждут вознаграждения за свои добрые дела, им просто приятно быть добрыми.

Половина детей показала средний уровень проявления доброты, так как для этих ребят является важным поощрение-взрослых.

3 детей совершают  добрые дела по просьбе взрослых.

Как видно из таблицы — результаты контрольного эксперимента говорят в пользу разработанной нами методики.

Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанная методика оказала позитивное влияние на формирование гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста, на стремление проявлять доброту. В связи с этим, подтверждено положение о том, что одним из путей воспитания гуманных чувств, является использование куклы.

Таким образом, мы можем отметить, что произошло количественное и качественное изменение в поведении детей в сторону доброжелательного отношения к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования необходимо сформулировать следующие выводы.

Кукла насчитывает многовековую историю, сопровождая период детства и сохраняясь на протяжении всей жизни человека, участвуя в ритуалах, обрядах, играя значимую роль в сказках и легендах, во многих культурах связывается с волшебством, магией. На каждом историческом этапе, в разных этнокультурных системах существовали определенные образы кукол, с разными конструктивными особенностями.

Кукла один из важнейших игровых предметов, помогающих ребенку преодолевать первоначальную закрытость «психической самости», разворачивать вовне коммуникативные свойства собственного «Я», придавать им характер активного диалога с миром, ведь одним из способов общения ребенка с куклой является постоянный диалог с ней. Кукла выступает в качестве своеобразного двойника (alter ego), обеспечивающего первичную коммуникативную и социальную адаптацию личности. Роль куклы очевидна не только в процессе становления ребенка в качестве индивида, но и в процессе филогенеза по отношению к человеку как социальному существу. Это проявляется в различных акциях с использованием кукол, которые направлены на формирование общественного мнения, а также личных и групповых установок и убеждений, выражаемых в понятиях моды, стиля, норм поведения.

Игра с куклами - едва ли не самая продолжительная ролевая игра: от младшего дошкольного возраста до подросткового (иногда до 14-15 лет). Это огромная эпоха, в течение которой изменяется сам ребенок, изменяются его потребности, психические и социальные установки.

Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.

В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры.

В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Проанализировав материалы констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы:

Родители осознают важность воспитания доброты и признают возможность использования куклы для развития данного нравственного качества, но в практике семейного воспитания редко играют в куклы вместе с детьми, не очеловечивают ее.

Воспитатели не уделяет должного внимания воспитанию доброты, не используют в работе педагогический потенциал кукол для воспитания нравственных качеств

Дети обладают некоторыми знаниями о доброте как нравственном качестве личности, но отмечается несоответствие знаний и реального поведения детей, так как многие ребята проявляют недоброжелательность к окружающим, часто обращаются с жалобами к воспитателю, иногда ябедничают, рассказывая о плохих поступках других детей.

Дети играют с куклами, но сюжеты игр примитивны. В большинстве случаев куклы выступают в роли грудных детей.

В процессе формирующего этапа эксперимента была апробирована программа воспитания доброты у дошкольников в играх с куклами и модель включения куклы в педагогический процесс.

На контрольном этапе для нас было очень важным выяснить, что побуждает детей к совершению добрых поступков с целью выявления уровней проявления доброты.

12 детей продемонстрировали достаточный уровень проявления доброты. Это говорит о том, что у этой группы сформировались нравственные мотивы. То- есть дети не ждут вознаграждения за свои добрые дела, им просто приятно быть добрыми.

Половина детей показала средний уровень проявления доброты, так как для этих ребят является важным поощрение-взрослых.

3 детей совершают  добрые дела по просьбе взрослых.

Как видно из таблицы — результаты контрольного эксперимента говорят в пользу разработанной нами методики.

Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанная методика оказала позитивное влияние на формирование гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста, на стремление проявлять доброту. В связи с этим, подтверждено положение о том, что одним из путей воспитания гуманных чувств, является использование куклы.

Таким образом, можно отметить, что произошло количественное и качественное изменение в поведении детей в сторону доброжелательного отношения к окружающим.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики Как любить детей. Кн. 2 -– М.: Амрита, 2012. – 352с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование /  Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2013.- 356с.
  3. Бабаева Т. И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – С. 498–508
  4. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования: монография/С.В. Белова. - М.: АПКиППРО, 2009. - 380 с.
  5. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста - 8-е изд. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 400с.
  6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2015. – 510с.
  7. Василенко, Е. В. Кукла - существительное одушевленное // Литература - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 21
  8. Гайворонская Т. А. Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности // Детский сад от «А» до «Я». – 2008. – № 4. – С. 51–61.
  9. Гузенко О.В., Дьяченко В.Ю., Бобрышева И.В. Взаимодействие семьи и доу в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников // Грани познания. - 2012. - № 3 (17). - С. 35-38.
  10. Дуткевич Т. В. Дошкольная психология : учеб. пособ. – 2-е изд. – К. : Центр учебной литературы, 2009. – 392 с.
  11. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров - 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 676с.
  12. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании : материалы II международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2013 года. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013 – 184 с.
  13. Иванова Н. В. Игровое обучение детей 5–7 лет : методические рекомендации. – М. : ТЦ «Сфера», 2008.- 192с.
  14. История куклы. Куклы мира / ред. группа М. Аксенова, Е Ананьева, Т. Евсеева. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 174с.
  15. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
  16. Кукольный дом. Куклы мира / ред. группа М. Аксенова, Е Ананьева, Т. Евсеева. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 178с.
  17. Капранова В.А. История педагогики: Учебное пособие - 4-е изд.,испр. – М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 240с.
  18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
  19. Коломина Н.В. Воспитание основ гуманистической культуры в детском саду. - Москва, «Творческий центр» 2009. - 216с.
  20. Кондрашева Ю.В., Прудских Э.В., Шорстова В.Ф. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы Международной научной конференции. Казань, 2014. - С. 89-91.
  21. Конькина Е.В. Народная кукла как средство воспитания // учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБО ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»; Комитет общественной палаты Оренбургской области по межнациональным, религиозным отношениям и вопросам миграции; Оренбургская региональная общественная организация «Союз православных женщин». Оренбург, 2013.- 153с.
  22. Критинина А.В. Защитная функция игры // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 3. - С. 313-318.
  23. Куликовская И.Э. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника // Современные научные исследования. - 2011. - № 2 (2). - С. 15.
  24. Казунина И. Кукла в моде и в истории // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 35
  25. Лысенкова С.Н. Педагогика. – М.: Просвещение, 2008. – 461с.
  26. Лишанкова Е. А. Современная кукла в социокультурном пространстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. (Искусствознание). - 2007. - N 5. - С. 260
  27. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176с.
  28. Микляева Н.В., Гавров С.Н., Лопатина О.Г., Микляева Ю.В.Воспитание как антропологический феномен: Учебное пособие –М.: Форум, 2014. – 240с.
  29. Микляева Ю.В., Виноградова Н.А.Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата - 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015 – 496с.
  30. Макаренко Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография. – Донецк: ЛАНДОН-ХХЫ, 2011. – 211 с.
  31. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка: С упражнениями для детей 3-6 лет – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2010.- 215с.
  32. Морозова Е. Ю. Кукла в нравственном воспитании дошкольников // Проблемы и перспективы дошкольного образования: Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А. В. Кенеман. – М.: Издательство «Социально -политическая МЫСЛЬ», 2006. - С.61
  33. Морозова Е. Ю. Игры дошкольников с куклами. // Мы вместе в науке и жизни…Научная школа С. А. Козловой – М.:МГПУ, 2007. – С.90
  34. Морозова Е. Ю. Кукла как средство воспитания доброты в практической деятельности воспитателя // Современные дошкольники – дети нового поколения: Материалы городской научно-практической конференции, проходившей в г. Москва 1 июня 2007 года - М.: МГПУ , 2008. - С.55 – 62
  35. Морозова Е. Ю. Педагогический потенциал куклы в нравственном воспитании дошкольников // Игра и игрушка в образовательном процессе: от теории к практике – М.: АПКиППРО, 2008. - С. 98 – 101
  36. Морозова Е. Ю. Роль игрушек в нравственном воспитании дошкольников // Гражданское воспитание студентов в педагогическом колледже (Сборник научно-исследовательских статей и материалов экспериментальной деятельности за 2008-2009 учебный год) – М.: Типография ООО «ЦВТ «Ориентир», 2009. – С. 51 – 53
  37. Морозов И.А. трансформация личности в игре: игра с куклой // В сборнике: Личность: игра и реальность Морозов И.А., Слепцова И.С., Бутовская М.Л. Рецензент: Н.И. Халдеева. Москва, 2010. С. 65-88.
  38. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / ред.В. С. Мухина; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 627с.
  39. Пискарева Е.И. О духовно-нравственном воспитании дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 22. - С. 237-240.
  40. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений - 3-е изд.,испр. и доп. – М.: Сфера, 2009.- 496с.
  41. Песталоцци И.Г. Книга для матерей – М.: Карапуз, 2009. – 256с.  
  42. Полянцева М.В. Роль педагога в нравственном воспитании младших дошкольников // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2014. - № 6. - С. 31-35.
  43. Руссо Ж. Эмиль, или о воспитании [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php (дата обращения: 04.02.2015).
  44. Скурятина Л.Н., Брусенцева В.Н., Азарова И.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках реализации фгос // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. - 2014. - С. 124-126.
  45. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: Учебное пособие - Рн/Д: Феникс, 2008. – 434с.
  46. Сухоруков А. Е. Куклы - это серьезно // Сельская новь. - 2013. - № 1. - С. 74
  47. Ушинский К.Д. Избранные труды Проблемы педагогики Том(часть) 1. -– М.: Дрофа, 2005. – 640с.
  48. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
  49. Черная А. Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах // Развитие личности. - 2014. - № 3. - С. 121-142.
  50. Шапарь О.В., Россоха В.Е. Новейший психологический словарь - 4-е изд. - Рн/Д:Феникс, 2009. – 806с.
  51. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2005. – 366с.
  52. Юданова О. С. Игра как средство формирования эмоциональных отношений между родителями и ребенком // Детский сад от «А» до «Я». – 2012. – № 4. – С. 156–160.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

Просим вас принять участие в опросе. Ваши суждения помогут лучше раскрыть проблему воспитания дошкольников, что важно для совершенствования работы педагогов в дошкольном учреждении.

Надеемся, что Вы с уважением отнесетесь к нашей просьбе и поможете нам. Анкета носит анонимный характер.

1. Какие гуманные чувства и нравственные качества нужно воспитывать в ребенке дошкольного возраста в первую очередь, почему?

2. Как вы думаете, почему одни дети демонстрируют  доброту по отношению к окружающим, а другие жестокость?

3. Чем вы руководствуетесь при выборе игрушек для вашего ребенка?

4. Какие личностные качества могут сформироваться у ребенка в процессе игры с куклами?

5. Кукла - это игрушка для девочек или мальчиков? Поясните свою точку зрения.

 

Спасибо за работу над анкетой!

 

Занятие «Поговорим о доброте»

Цель: уточнить и расширить представления детей о нравственной категории «доброта».

Ход занятия: Ребята, вчера с мальчиком Антошкой из соседнего сада приключилась такая история. Послушайте, что он мне рассказал.

Вчера решил я

Добрым быть,

Всех уважать

И всех любить.

Подарил я

Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку,

Зайца

И собачек.

Шапку,

Варежки

И шарф

Подарил

Я Гале...

И вот за доброту мою Меня же наказали.

Вопросы:

• За что был наказан Антошка? (За то, что без спросу отдал свои вещи).

• Правильно ли поступили взрослые? (Варианты ответов детей).

• Что значит — быть добрым? ( Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.)

Верно, хороший человек добр. Мы называем добрым того, кто делает все, чтобы людям, жилось хорошо: помогает- другим — родным; близким, младшим, делится тем, что - у него есть, выручает из беды, защищает малышей, слабых. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о, них. Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым человеком? (варианты ответов детей). Трудно, потому что, нужно приложить усилия, чтобы помочь человеку; иногда нужно поделиться самым- дорогим, что. даже жалко отдавать. Давайте мы в нашей группе сделаем коробочку добрых дел, в которую будем складывать фишки за каждый добрый поступок и посмотрим, в чей коробочке окажется«,больше добрых дел. Ребята, а как вы думаете для чего нужно быть добрым?" (Варианты ответов детей). У доброго человека много друзей, его все любят и уважают.

Информация о работе Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста