Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
Результаты контрольного этапа представлены в таблице 4 и на рисунке 1.
Таблица 4
Представления детей о доброте (контрольный этап)
ФИ |
Представления детей |
Карина |
Д |
Катя |
Д |
Даша |
С |
Ира |
Д |
Алина |
С |
Оля |
Д |
Алла |
Д |
Маша |
С |
Снежана |
Д |
Настя |
С |
Соня |
С |
Лена |
Д |
Аня |
Д |
Арина |
Д |
Полина |
С |
Вика |
Д |
Саша |
С |
Ксюша |
Д |
Регина |
С |
Марина |
Д |
Недостаточный уровень – не обнаружено
Средний уровень – 8 детей
Достаточный уровень – 12 ребенка
Рисунок 1. Изменение представлений детей о доброте
В ходе эксперимента мы наблюдали детей в разных видах деятельности: в процессе общения, игровой, учебной трудовой. Мы обратили внимание на то, что в процессе общения у ребят стали проявляться такие положительные качества, как доброжелательность, умение прощать, извиняться. В самостоятельной деятельности дети стали более внимательными друг к другу, научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
На этапе контрольного эксперимента в процессе наблюдений мы заметили, что все дети проявляют положительные реакции на проявления доброты, которые носят адекватный, ярко выраженный характер, отмечается стремление выразить свое отношение к происходящим событиям, проявить чуткость.
Что касается когнитивной сферы, то 8 детей раскрывает смысл понятия, «доброта», суждения носят развернутый характер, оценочные высказывания, адекватны, мотивированы, проявляют готовность к установлению доброжелательности с окружающими. 9 человек знает, иногда может вербально сформулировать понятие «доброта», но не всегда понимает ее необходимость.
У 8 детей поступки соответствуют понятию «доброта», в поведении преобладает устойчивая альтруистическая мотивация, замечают трудности, возникающие у других детей, самостоятельно оказывает им реальную помощь, способны урегулировать конфликтную ситуацию, оказывают помощь и поддержку, без ожидания похвалы. 11 детей замечают трудности, однако реальную помощь оказывают ситуативно либо после предложения педагога.
Для нас было очень важным выяснить, что побуждает детей к совершению добрых поступков с целью выявления уровней проявления доброты.
12 детей продемонстрировали достаточный уровень проявления доброты. Это говорит о том, что у этой группы сформировались нравственные мотивы. То- есть дети не ждут вознаграждения за свои добрые дела, им просто приятно быть добрыми.
Половина детей показала средний уровень проявления доброты, так как для этих ребят является важным поощрение-взрослых.
3 детей совершают
добрые дела по просьбе
Как видно из таблицы — результаты контрольного эксперимента говорят в пользу разработанной нами методики.
Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанная методика оказала позитивное влияние на формирование гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста, на стремление проявлять доброту. В связи с этим, подтверждено положение о том, что одним из путей воспитания гуманных чувств, является использование куклы.
Таким образом, мы можем отметить, что произошло количественное и качественное изменение в поведении детей в сторону доброжелательного отношения к окружающим.
В результате проведенного исследования необходимо сформулировать следующие выводы.
Кукла насчитывает многовековую историю, сопровождая период детства и сохраняясь на протяжении всей жизни человека, участвуя в ритуалах, обрядах, играя значимую роль в сказках и легендах, во многих культурах связывается с волшебством, магией. На каждом историческом этапе, в разных этнокультурных системах существовали определенные образы кукол, с разными конструктивными особенностями.
Кукла один из важнейших игровых предметов, помогающих ребенку преодолевать первоначальную закрытость «психической самости», разворачивать вовне коммуникативные свойства собственного «Я», придавать им характер активного диалога с миром, ведь одним из способов общения ребенка с куклой является постоянный диалог с ней. Кукла выступает в качестве своеобразного двойника (alter ego), обеспечивающего первичную коммуникативную и социальную адаптацию личности. Роль куклы очевидна не только в процессе становления ребенка в качестве индивида, но и в процессе филогенеза по отношению к человеку как социальному существу. Это проявляется в различных акциях с использованием кукол, которые направлены на формирование общественного мнения, а также личных и групповых установок и убеждений, выражаемых в понятиях моды, стиля, норм поведения.
Игра с куклами - едва ли не самая продолжительная ролевая игра: от младшего дошкольного возраста до подросткового (иногда до 14-15 лет). Это огромная эпоха, в течение которой изменяется сам ребенок, изменяются его потребности, психические и социальные установки.
Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.
В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры.
В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».
Проанализировав материалы констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы:
Родители осознают важность воспитания доброты и признают возможность использования куклы для развития данного нравственного качества, но в практике семейного воспитания редко играют в куклы вместе с детьми, не очеловечивают ее.
Воспитатели не уделяет должного внимания воспитанию доброты, не используют в работе педагогический потенциал кукол для воспитания нравственных качеств
Дети обладают некоторыми знаниями о доброте как нравственном качестве личности, но отмечается несоответствие знаний и реального поведения детей, так как многие ребята проявляют недоброжелательность к окружающим, часто обращаются с жалобами к воспитателю, иногда ябедничают, рассказывая о плохих поступках других детей.
Дети играют с куклами, но сюжеты игр примитивны. В большинстве случаев куклы выступают в роли грудных детей.
В процессе формирующего этапа эксперимента была апробирована программа воспитания доброты у дошкольников в играх с куклами и модель включения куклы в педагогический процесс.
На контрольном этапе для нас было очень важным выяснить, что побуждает детей к совершению добрых поступков с целью выявления уровней проявления доброты.
12 детей продемонстрировали достаточный уровень проявления доброты. Это говорит о том, что у этой группы сформировались нравственные мотивы. То- есть дети не ждут вознаграждения за свои добрые дела, им просто приятно быть добрыми.
Половина детей показала средний уровень проявления доброты, так как для этих ребят является важным поощрение-взрослых.
3 детей совершают
добрые дела по просьбе
Как видно из таблицы — результаты контрольного эксперимента говорят в пользу разработанной нами методики.
Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанная методика оказала позитивное влияние на формирование гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста, на стремление проявлять доброту. В связи с этим, подтверждено положение о том, что одним из путей воспитания гуманных чувств, является использование куклы.
Таким образом, можно отметить, что произошло количественное и качественное изменение в поведении детей в сторону доброжелательного отношения к окружающим.
Анкета для родителей
Просим вас принять участие в опросе. Ваши суждения помогут лучше раскрыть проблему воспитания дошкольников, что важно для совершенствования работы педагогов в дошкольном учреждении.
Надеемся, что Вы с уважением отнесетесь к нашей просьбе и поможете нам. Анкета носит анонимный характер.
1. Какие гуманные чувства и нравственные качества нужно воспитывать в ребенке дошкольного возраста в первую очередь, почему?
2. Как вы думаете,
почему одни дети
3. Чем вы руководствуетесь при выборе игрушек для вашего ребенка?
4. Какие личностные качества могут сформироваться у ребенка в процессе игры с куклами?
5. Кукла - это игрушка для девочек или мальчиков? Поясните свою точку зрения.
Спасибо за работу над анкетой!
Занятие «Поговорим о доброте»
Цель: уточнить и расширить представления детей о нравственной категории «доброта».
Ход занятия: Ребята, вчера с мальчиком Антошкой из соседнего сада приключилась такая история. Послушайте, что он мне рассказал.
Вчера решил я
Добрым быть,
Всех уважать
И всех любить.
Подарил я
Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку,
Зайца
И собачек.
Шапку,
Варежки
И шарф
Подарил
Я Гале...
И вот за доброту мою Меня же наказали.
Вопросы:
• За что был наказан Антошка? (За то, что без спросу отдал свои вещи).
• Правильно ли поступили взрослые? (Варианты ответов детей).
• Что значит — быть добрым? ( Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.)
Верно, хороший человек добр. Мы называем добрым того, кто делает все, чтобы людям, жилось хорошо: помогает- другим — родным; близким, младшим, делится тем, что - у него есть, выручает из беды, защищает малышей, слабых. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о, них. Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым человеком? (варианты ответов детей). Трудно, потому что, нужно приложить усилия, чтобы помочь человеку; иногда нужно поделиться самым- дорогим, что. даже жалко отдавать. Давайте мы в нашей группе сделаем коробочку добрых дел, в которую будем складывать фишки за каждый добрый поступок и посмотрим, в чей коробочке окажется«,больше добрых дел. Ребята, а как вы думаете для чего нужно быть добрым?" (Варианты ответов детей). У доброго человека много друзей, его все любят и уважают.