Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
В связи с тем, что кукла будет являться ведущим средством воспитания доброты, необходимо обозначить требования, предъявляемые к образу куклы:
1. Кукла должна быть простой, многофункциональной, безопасной и симпатичной.
2. Кукла должна отражать обобщенный, жизненно-правдивый образ ребенка или взрослого, убедительный и доступный восприятию детей старшего дошкольного возраста.
3. Кукла должна быть подлинно художественной игрушкой.
4. Кукла должна воспитывать оптимистическое отношение детей к действительности, своим эмоциональным содержанием, будить мысли, чувства прекрасного.
5. Кукла должна обладать широкими игровыми возможностями или свойствами, позволяющими использовать ее в различных ролях, включать в игры на разнообразные темы.
6. Кукла должна быть настолько прочна, чтобы не стеснять действия ребенка с ней;
Так как кукла будет являться ведущим средством воспитания, доброты необходимо обозначить правила, которые следует соблюдать при использовании кукол:
1. Куклу необходимо очеловечить: дать имя, придумать биографию.
2. Кукла должна быть членом семьи детского сада.
3. Кукла должна принимать участие в разных режимных моментах.
Для воспитания доброты необходимо соблюдение следующих условий:
Для реализации вышеперечисленных условий можно использовать следующие виды кукол:
Как показали материалы, констатирующего эксперимента; у детей отсутствуют знания о доброте. Это привело к необходимости проведения занятий с целью обогащения представлений детей о доброте как гуманном качестве личности. Участниками занятий являлись куклы-сверстники, которым девочки старшего дошкольного возраста оказывали помощь и вместе с ними усваивали новый материал. Были проведены занятия, которые включали в себя рассказы: Данные рассказы- в полной мере способствуют формированию представлений о доброте.
С детьми проводилось, занятие на тему. «Поговорим о доброте» (см. Приложение): Занятие включало в себя рассказ воспитателя,, беседу, чтение художественного произведения. На занятии все дети были, активны, с интересом участвовали в обсуждении понятия «доброта»; В ходе занятия дети вместе: с воспитателем подошли к мысли о том, что добрым; быть трудно,, для этого необходимо прилагать усилия,- умение отказываться от своих собственных желаний; но внимание и: забота добрых людей вознаграждается, так как у них много друзей, их все любят и уважают. В; конце занятия детям, было предложено создать в группе коробочку добрых дел, в которую они будут складывать рисунки, отражающие добрые поступки.
Позднее с детьми проводилось занятие на тему: «Действенная помощь и бездеятельная жалость» (см. Приложение).
Занятие началось с того, что к детям за помощью пришла кукла и рассказала о неприятности, которая с ней произошла. Дети с радостью согласились помочь кукле, эмоционально откликнулись на ее проблему. На занятии были использованы небольшие рассказы, которые должны были проиллюстрировать необходимость оказания ближнему действенной помощи, Для того чтобы у детей выработалось положительное отношение к куклам нам необходимо было познакомить ребят с историей создания кукол. С этой целью были организованы экскурсии в Детский центр при музее декоративно-прикладного искусства. В музее декоративно-прикладного искусства работа проходила в три этапа. Сначала дети познакомились с экспозицией кукол музея, затем в игровой комнате играли с различными народными куклами, а после перешли в мастерскую, где у детей была возможность создать свою куклу. Таким образом, эта работа затронула все компоненты модели использования кукол.
После данной работы ребята стали чаще использовать кукол в своих играх. Им было дано задание - поговорить с родителями, бабушками и дедушками об их любимой кукле. Выяснилось, что любимыми куклами бабушек и мам были куклы — младенцы. Ребята узнали, что их родители очень бережно обращались с куклами, ухаживали за ними, организовывали различные игры, где кукла выступала в роли ребенка. Некоторые куклы родители сохранили. Из бесед с мамами выяснилось, что дети проявили интерес к игрушкам, в которые играли родители. Дети попросили для организации своих игр использовать игрушки, в которые играли их родители.
Данная работа позволила сблизить родителей и детей, дала возможность организовывать совместные игры с куклами, доброжелательнее относится друг к другу. Кроме этого, были созданы истории о куклах группы, которые позволили привлечь внимание детей к «забытым» куклам.
Для контроля поведения детей в группу приходила кукла — носитель особого отношения, к детям. Данная кукла отмечала добрые дела детей и порицала ребят за негативные поступки. Эта кукла являлась носителем особого отношения к детям, поэтому к ней предъявлялись следующие требования:
1. Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо.
2. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2 — 3 раза в месяц на 25 - 35 минут.
3. Он обладает волшебной способностью: знает все обо всем, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т. п.)
4. Он любит всех детей группы, радуется их добрым и хорошим поступкам.
Ребята радовались появлению куклы, всегда с нетерпением ждали ее прихода, старались поделиться с ней своими совершенными добрыми поступками. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Катя и Аня дружно играли, Регина помогла товарищу, Маша поделилась сладостями и т.п.
Во второй половине дня были организованы игры детей с куклами на следующие темы: «Новоселье кукол», «Больница для кукол», «Детский сад для кукол», «Снимаем кино про кукол», «Служба спасения», «Путешествие кукол», «Куклы в ресторане». Основной целью данных игр являлось упражнение детей в совершении добрых дел.
При организации и проведении игр мы использовали одобрение и похвалу для того, чтобы закрепить проявление у детей доброты. Методы положительной оценки стимулировали поведение детей и заставляли их повторять положительное поведение, которое они демонстрировали в игре и в реальной жизни.
С целью проверки эффективности организации педагогического процесса, основанного на использовании игр с куклами как средства воспитания доброты, был проведен контрольный эксперимент. Нас интересовало насколько изменились отношения детей друг с другом, с окружающими людьми, к куклам, как часто в отношениях дети стали проявлять доброту.
В ходе контрольного эксперимента были использованы, в основном, те же методы, что и на этапе констатирующего эксперимента: беседы, наблюдения за поведением детей, организация игр и занятий. Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, говорят в пользу разработанной нами методики.
Наблюдение за деятельностью детей и проведение с ними бесед показали, что у всех ребят начали складываться представления о доброте, дети стремились зафиксировать свои добрые поступки, нарисовав рисунок и положив его в коробочку добрых дел, куклы постепенно стали входить в игры детей, но главными участниками игр оставались, девочки.
Куклы стали частыми участниками детских игр. Многие сюжеты разыгрывались и повторялись в течение месяца. Дети научились бережно обращаться с куклами и проявлять к ним интерес как к образу человека.
Данный этап работы был направлен на формирование первичных представлений о доброте, интереса к куклам и желания совершать добрые поступки.
С целью повышения интереса к куклам использовалось ознакомление дошкольников с гостями из разных стран. Этими гостями были куклы. Каждая кукла имела свое имя, которое является популярным в стране, откуда она приехала. У кукол была своя биография, в которой отразилась жизнь куклы, национальные особенности страны и специфика игровой деятельности детей данной местности. Появлялись куклы - гости по очереди и некоторое время гостили все вместе в группе. В группе находилась русская кукла, которая выступала в качестве посредника между детьми и воспитателем.
В группу также приходила кукла, которая комментировала поведение детей. Дети робкие, застенчивые стали более уверенными в себе, научились активно предлагать свою помощь. Ребята, которые раньше предпочитали агрессивное поведение из желания понравиться кукле стали более доброжелательными.
В процессе проведения режимных моментов детям напоминали о том, что следует помогать друг другу, и ребята с удовольствием откликались на эту просьбу.
Данный этап, позволил обогатить представления детей о доброте. Дети стали реже обращаться с жалобами к воспитателю, научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, стремились совершать добрые поступки.
Ребята самостоятельно продумывали содержание игры, распределяли роли. Воспитатель брал на себя роли различных членов семьи или посторонних людей при помощи кукол с целью создания игровых ситуаций, требующих проявления доброты. Например, «Потерявшаяся девочка», «Малыш, с которым не хотят играть», «Грустный мальчик». Куклы внедрялись в игру естественным образом, не разрушая общей канвы сюжета. Дети замечали нового персонажа игры, пытались разобраться в проблемной ситуации, оказать помощь. Ребятам нравилось предлагать различные решения проблемы, но они останавливали свой выбор на действенной помощи, тем самым, упражняясь в активном проявлении доброты.
Для действенности разработанной нами технологии необходима была тесная связь с родителями.
Цель работы с родителями заключалась в том, чтобы вызвать интерес к проблеме воспитания доброты при помощи« игр с куклами, познакомить родителей с методикой использования кукол в воспитании дошкольников, подчеркнуть необходимость преемственности дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственного воспитания, оказать педагогическую помощь родителям.
Работа с родителями началась с общегрупповой консультации на тему: «Воспитание доброты у дошкольников». План консультации:
1. Понятие доброта детьми и взрослыми, значимость данного нравственного качества в современном обществе.
2. Предпосылки воспитания доброты.
3. Средства и методы воспитания доброты.
В ходе консультации все родители проявили интерес к данной проблеме. Многие родители поделились, трудностями, которые они испытывают при воспитании, ребенка-. Родители отмечали, что дети часто демонстрируют агрессивность по отношению к взрослым и детям, не замечают добрые дела окружающих. Родителям было предложено организовать дома плакат добрых дел, где бы они вместе с ребенком при помощи различных символов фиксировали проявления доброты, кроме этого родителям необходимо внести изменения в игровой уголок детей; где бы игрушки занимали удобное место и воспринимались бы детьми как живые объекты.
В раздевалке для родителей был оформлен стенд по теме: «Роль кукол в воспитании дошкольников», который включал следующие рубрики: виды кукол, требования к куклам, значение кукол для игр детей, влияние кукол на воспитание доброты. Многие родители после знакомства со стендом обращались со следующими вопросами: «В какие игры можно играть с детьми в куклы?», «Как правильно выбрать куклу в магазине?». Две мамы предложили обновить одежду групповых кукол и сшили для них новые платья. Таким образом, мы увидели, что родители не равнодушны к изучаемой проблеме, принимают активное участие в, решение спорных ситуаций и, говоря словами родителей «мы никогда не думали, что покупка игрушки такой важный; шаг в воспитании- ребенка, кукла всегда считалась обиходной вещью, которая не требует от нас определенных знаний».
Несколько родителей сообщили о том, что им трудно играть, с детьми в, куклы. В связи с этим, для желающих родителей был организован практикум. на тему: «Играем в куклы». На. практикуме родители познакомились с темами игр, которые будут интересны для мальчиков и девочек. Родители поупражнялись в проигрывании различных сюжетных линий, научились, импровизировать, озвучивая куклу и действуя за нее. В начале занятия, родители были скованы, им трудно давалось непринужденно играть с куклой. К концу практикума родители разыгрались и отметили, что не заметили, как пролетело время.
В ходе индивидуальных бесед родители, отмечали, что дети реже стали смотреть телевизор, больше времени уделяя игре. Родители стали полноправными партнерами по игре. Дети стали больше помогать по дому, следить за порядком в своем игровом уголке.
В ходе опытной работы удалось сформировать у детей представления о доброте. Ребята демонстрировали данное нравственное качество в повседневной деятельности. У детей появилось желание использовать разные виды кукол в своих играх. Родители и воспитатели начали реализовывать педагогический потенциал кукол при воспитании доброты.
С целью выявления у детей уровня сформированности представлений о доброте была проведена игра «Цветок доброты». Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Приведем некоторые ответы детей: Саша (мне хочется, чтобы все ребята дружили и не ссорились), Арина (я хочу, чтобы все ребята и взрослые были здоровы и никогда не болели), Маша (я хочу, чтобы мой папа вернулся в семью, младший брат по нему очень скучает), Оля (мне хочется, чтобы папа был добрый: помогал маме, уделял внимание братику), Полина (я. хочу, чтобы в семье все было хорошо: никто- не болел, все жили дружно). Данная игра показала, что желания всех детей имеют направленность на другого, а не на себя. Каждый ребенок давал объяснение своему желанию, тем самым, демонстрируя необходимость.его исполнения.