Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.
Игры с куклами приучают детей жить в коллективе, уважать взрослых и друзей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь. Кукла помогает пережить впечатления от окружающей действительности, которые оставляют след в психике ребенка, поэтому бытовые игры занимают особенно большое место. Среди них самые популярные сегодня «Дочки-матери», «Семья куклы Барби», телевизионные сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами («Принцесса», «Зачарованные», «Служба спасения 911») и др. Надо отметить также, что очень маленькое место среди сюжетов игр дошкольников занимают профессиональные сюжеты («Ресторан», «Больница», «Парикмахерская» и др.), хотя эти сюжеты были очень популярны в 50-е годы.
У современных детей в период расцвета ролевых игр в старшем дошкольном возрасте преобладает игра-действие, профессиональные сюжеты вытесняются телевизионными, реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры ведет к недоразвитию внутренней мотивации ребенка, его поведение остается зависимым от ситуативных факторов, что негативно отражается на развитии одного из главных новообразований дошкольного возраста — произвольности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игра с куклой является эффективным средством формирования гуманных чувств (доброты и отзывчивости) у девочек дошкольного возраста.
Экспериментальная база: ДОУ № 15 г. Шатура
Срок эксперимента: ноябрь2014-март 2015 г.
В эксперименте приняли участие 20 девочек старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдения за детьми и воспитателями в процессе различных видов деятельности, наблюдения за характером детских игр с куклами, взаимодействием детей друг с другом; групповые и индивидуальные беседы с детьми; специально моделируемые ситуации; анкетирование родителей и педагогов, беседы с родителями, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей.
Для выявления взглядов родителей на исследуемую проблему было проведено анкетирование (анкета представлена в Приложении). Анкету заполнили 30 родителей.
На вопросы анкеты родители ответили, что самыми важными нравственными характеристиками личности являются честность и доброта. Эти качества были названы во всех анкетах. Кроме этого, родители называли и такие качества, как ответственность, патриотизм, трудолюбие, справедливость, уважение к людям, взаимопонимание, порядочность, чувство собственного достоинства, искренность, умение дорожить дружбой.
Во втором вопросе родителям было предложено поразмышлять, почему одни дети демонстрируют доброту по отношению к окружающим, а другие жестокость. Почти все родители указали на то, что все зависит от воспитания в семье, а ребенок лишь отражает взаимоотношения между родственниками. 12 респондентов считает, что на детей большое влияние оказывают сверстники и телевидение.
Анализ ответов на следующие вопросы показал, что при выборе игрушек большинство родителей руководствуется интересами ребенка;
14 человека - гигиеническими и эстетическими требованиями;
5 человек - ценой, практичностью, возрастом ребенка.
Последние вопросы анкеты были посвящены кукле. По мнению родителей, кукла позволяет привить детям родительские чувства, умение спорить и отстаивать свое мнение, заботу, общительность.
20 родителей считают, что кукла — это игрушка и для девочек и для мальчиков,.так как игра с ней позволяет создавать модель семьи. Но играют мальчики и девочки в куклы по-разному: девочки играют в дом, покупки, моду, а мальчики - в работу, общественную жизнь.
10 родителей считает, что кукла — это игрушка для девочек, так как, образ куклы позволяет реализовывать материнские инстинкты.
Результаты анкетирования показали, что все родители осознают важность воспитания доброты и признают возможность использования куклы для развития данного нравственного качества.
Для нашего исследования важно было выяснить, какое внимание в работе с детьми педагоги уделяют проблеме воспитания гуманных чувств, какие формы и методы работы используют.
С этой целью был проведен анализ плана работы воспитателей. План воспитателя детского сада № 15 базируется на программе «Истоки», и включает в себя следующие разделы: игра (сюжетно — ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные), физическое воспитание (спортивные игры, утренняя гимнастика), умственное воспитание (сенсорное воспитание, ребенок и окружающий мир, природное окружение, экологическое воспитание, развитие речи, формирование элементарных математических представлений), нравственное воспитание, трудовое воспитание, художественная» литература, художественно-эстетическая деятельность (изодеятельность, конструирование), культурно-досуговая деятельность.
Таблица.1
Планирование раздела «Нравственное воспитание» в старшей группе ДОУ № 15 на 2014-2015 уч.год
Месяц |
Задачи, методы и формы работы |
Сентябрь |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам. Воспитывать у девочек скромность, благодарность за знаки внимания со стороны мальчиков. |
Октябрь |
Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, формировать умение оценивать свои поступки. |
Ноябрь |
Воспитывать заботу о младших, формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. |
Декабрь |
Провести игру «Кто больше» для закрепления вежливых слов, учить детей выполнять, правила поведения, учить детей проявлять заботу об окружающих. |
Январь |
Воспитывать, дружеские взаимоотношения, между детьми, учить детей выполнять правила поведения в детском саду. |
Февраль |
Воспитывать скромность, отзывчивость, проводить с детьми, этические беседы, по произведениям В. Осеевой, Барто; Михалкова, провести, игру «В стране вежливых», предложить детям рассказать на тему «Мой хороший поступок». |
Март |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре, труде, стремление радовать, старших хорошими- поступками; предложить детям с помощью взрослых запомнить несколько пословиц-и поговорок. |
Апрель |
Вспомнить, выучить пословицы с детьми, где подчеркивается доброе отношение к матери, учить детей оценивать свои поступки и поведение товарищей. |
Май |
Продолжать воспитывать у детей дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности, уважительное отношение к окружающим, привлекать драчливых детей- в игровые ситуации, объединять их общей деятельностью. |
Июнь |
Чтение произведения Барто «Медвежонок-невежа», продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, провести беседу «Как вести себя в автобусе, трамвае», воспитывать у детей скромность, отзывчивость. |
Анализ раздела «Нравственное воспитание» показал, что в старшей группе задачи по формированию гуманных чувств и нравственному воспитанию направлены на воспитание вежливости у детей. Вскользь обозначены задачи, связанные с воспитанием скромности, отзывчивости, сочувствия. Что касается доброты, то только в апреле запланировано решение задачи «вспомнить с детьми пословицы, где подчеркивается доброе отношение к матери». Таким образом, анализ плана показал, что воспитатели не ставили перед собой отдельной задачи, направленной на воспитание доброты у детей. Планируемая работа носит эпизодический, формальный характер; осуществляется не систематически. Воспитатели не уделяют должного внимания работе с родителями по проблемам нравственного воспитания:
Таким образом, анализ анкет и планов воспитателей показал, что в воспитательно-образовательной работе не уделяется достаточное внимание воспитанию гуманных чувств, доброты. Воспитатели не используют в работе педагогический потенциал кукол для воспитания гуманных чувств.
Далее на констатирующем этапе нами проводилась работа с детьми.
Для выявления эмоционального компонента использовались наблюдения, когнитивного компонента - беседа, игра «Подумаем о доброте» и наблюдения.
Для изучения эмоциональной сферы мы организовали серию наблюдений за детьми в процессе повседневной деятельности. Нас интересовало следующее: эмоциональный отклик на проблемную ситуацию окружающих и реакция на проявление доброты другими людьми.
Все данные были обобщены и занесены в таблицу.
Таблица.2
Проявление гуманных чувств
ФИ |
Отзывчивость |
Благодарность |
Карина |
- |
- |
Катя |
+ |
+ |
Даша |
- |
- |
Ира |
/ |
/ |
Алина |
- |
- |
Оля |
- |
- |
Алла |
- |
- |
Маша |
- |
- |
Снежана |
/ |
/ |
Настя |
/ |
/ |
Соня |
/ |
/ |
Лена |
/ |
/ |
Аня |
- |
- |
Арина |
/ |
/ |
Полина |
+ |
+ |
Вика |
+ |
+ |
Саша |
+ |
+ |
Ксюша |
+ |
/ |
Регина |
- |
/ |
Марина |
/ |
/ |
- не проявляется
/ время от времени
+ постоянно проявляется
Проведенные наблюдения показали, что дети не всегда эмоционально откликаются на проблемную ситуацию окружающих людей и благодарят за оказанную помощь.
Для изучения представлений детей о доброте была проведена игра: «Подумаем о доброте». Правила игры: дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет кого-либо доброго человека, объясняет, почему он добрый. Цель: выяснить представления детей о доброте. Некоторые ответы детей:
1. Ира. Полина, потому что она со мной играет.
2. Карина. Мама, потому что называет меня «зайчик», «солнышко». Мне это приятно.
3. Аня. Бабушка добрая, потому что она спокойная. Никогда меня не ругает.
4. Маша. Ваня, потому что со мной играет.
5. Настя. Вся семья, потому что она ласковая.
6. Полина. Мама, потому что мы с ней играем.
7. Лена. Вся семья, потому что брат уважает, а мама не кричит.
8. Саша. Папа, мама, брат, дедушка. Потому что они ласково разговаривают. Дана (собака), потому что не кусает, не лает.
9. Вика. Снежана, потому то со мной играет и хорошо дежурит.
10. Ксюша. Саша, потому что со мной играет.
11 .Ира. Подруга, потому что дружит со мной, играет.
12. Соня. Мама, потому что вкусно кормит и уважает меня.
13. Катя Даша, потому что со мной играет.
14. Регина. Алла, потому что живет со мной и играет.
15.Оля. Арина, потому что дает свои игрушки.
16. Полина. Мама, потому что читает книги, играет, занимается со мной.
Данная игра показала, что дети имеют отрывочные представления о доброте и смешивают эту категорию с другими нравственными качествами. Часть ребят не сумела сформулировать свою позицию и объяснить, какого человека они называют добрым. Чаще всего «добрым» человеком являлся друг. (См. таблица.3).
Таблица.3
Представления детей о доброте
ФИ |
Представления детей |
Карина |
Н |
Катя |
С |
Даша |
Н |
Ира |
С |
Алина |
Н |
Оля |
Н |
Алла |
Н |
Маша |
С |
Снежана |
С |
Настя |
С |
Соня |
С |
Лена |
Д |
Аня |
С |
Арина |
Д |
Полина |
С |
Вика |
Н |
Саша |
С |
Ксюша |
Д |
Регина |
С |
Марина |
Н |
Недостаточный уровень – 7 детей
Средний уровень – 10 детей
Достаточный уровень – 3 ребенка
Анализ собранных наблюдений показал, что дети не всегда замечают сверстников; нуждающихся в помощи. По просьбе взрослых все дети пытаются помочь друг другу. Часто мотивом доброго поступка является желание получить похвалу или боязнь упрека взрослых.
Наблюдения за играми детей показали, что большинство девочек предпочитает играть в куклы Барби. Это связано с тем, что к ним прилагается множество различных аксессуаров, которые подталкивают девочек к развитию различных сюжетов игры. Кроме этого, популярны игры в кукол — младенцев, которые могут выполнять разнообразные действия, например, пить, есть, плакать и т. д.
Но такие куклы детям быстро надоедают. В своих играх ребята редко отражали чувства и проявление нравственных качеств, за исключением заботливости. Чаще всего дети производили серию действий с куклами, не разворачивая сюжет игры.
Таким образом, результаты констатирующего этапа показали, кукла является популярной игрушкой у детей, но материалы наблюдений продемонстрировали, что ребята не умеют интересно в нее играть.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента показали, что необходима целенаправленная педагогическая работа по формированию гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста. Основным средством воспитания на формирующем этапе будет являться кукла.
Основной целью формирующего эксперимента являлось определение путей, средств оптимизации педагогического процесса, направленных на воспитание у дошкольников гуманных чувств при помощи игр с куклами.
Для нас важно было продумать организацию педагогического процесса, основанного на гуманистических принципах. Именно такая организация позволила обогатить воспитательный процесс, создавала эмоционально-положительный микроклимат в группе и способствовать проявлению доброты.
При использовании кукол как средства воспитания доброты в педагогическом руководстве деятельностью детей можно выделить следующие линии работы с детьми: