Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования у дошкольников гуманных чувств средствами игр с куклами.
Объект исследования – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс формирования у дошкольников гуманных чувств в играх с куклами.

Файлы: 1 файл

дипломная работа Алена.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

Особый интерес представляет концепция свободного воспитания, предложенная известным итальянским педагогом Марией Монтессори. В центре ее теории лежит понятие свободы как деятельности, причем понятие свободы тесно связано с понятием дисциплинированности[40].

Дисциплинированным является тот человек, который «умеет владеть и свободно распоряжаться собою, следуя тому или другому жизненному правилу» [31]. Свобода должна быть ограничена только пределами коллектива, где не дозволяется оскорблять, вредить другому, т.е. воспитанность человека выступает на первый план. Роль воспитания в процессе формирования личности состоит не в том, чтобы вмешиваться в естественный ход созревания, а наблюдать за ним, содействовать нормальному развитию жизни в ребенке.

Основной идеей С. Френе является любовь, взаимодоверие людей, личный жизненный опыт ребенка, все это нашло отражение в педагогике сотрудничества.

Представитель практической теории нравственного воспитания Д. Дьюи среди гуманистических методов выделяет метод личного примера. Таким образом, воспитание необходимо приблизить к жизни, к потребностям самой личности.

В зарубежной педагогике особое место занимает бережное отношение к ребенку, ориентация на самостоятельность, самодеятельность, без посягательства на его достоинство, стремление следовать его желаниям. Основными методами формирования гуманности называются методы наблюдения, включающие свободу ребенка, поощрения, метод личного примера.

К.Д. Ушинский связывал воспитание гуманности с обучением сознательно владеть языком. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств...» [47]. К.Д. Ушинский писал о том, что «приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, чем вы дали им ширмы для закрытия этих пороков» [47].

Таким образом, существует необходимость соразмерять передачу моральных знаний с индивидуальными особенностями ребенка и его личным жизненным опытом.

Впоследствии идеи свободного гуманного воспитания привлекали внимание К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой убежден в том, что детям изначально присущи моральные качества и чувства доброты, красоты, что каждый ребенок совершенен от природы, но портится под влияниемокружающей среды. Фундаментом нравственного воспитания свободного человека являетсяспособность к сопереживанию.

Опираясь на идеи Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцель ищет свой путь в воспитании, цель которого заключается в «освобождении ребенка для раскрытия в нем всех творческих начинаний» [40]. Началом является «раскрытие воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактором душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие и вместе с тем является точкой развития душевной жизни» [40].

Таким образом, К.Н. Вентцель предлагает начинать развитие гуманности с раскрытия воли путем свободного выбора.

Главным условием успешного воспитания гуманности П.Ф. Каптерев считал гармонизацию внешних условий воспитания и внутреннего развития личности ребенка. К внешним условиям он относил семью, рассматривая ее как естественную организацию воспитания любви. Через любовь происходит накопление чувств, формирование лучших человеческих качеств[11].

Таким образом, в совокупности труды отечественных педагогов представляют определенную систему гуманной педагогики, многие позиции которой имеют актуальную значимость и в настоящее время.

На рубеже Х1Х-ХХ столетий отечественная педагогика переживала период бурного развития по основным направлениям. Педагогическая мысль России поставила основные вопросы педагогики: ребенок и окружающая среда, значение воспитания и образование в развитии личности и другие.

В советский период наиболее полно идеи гуманной педагогики удалось осуществить А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому, С.Т. Шацкому. Ими была выдвинута задача разработки педагогических основ формирования гуманной личности. Важным аспектом в решении проблемы формирования гуманности стали вопросы общения, его воспитательные возможности.

Интересен опыт педагогики сотрудничества, где наиболее полно выражены идеи гуманизма.

Данные идеи прослеживаются у педагогов-новаторов, как Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Н. Е. Щуркова и других[11].

Практика этих педагогов показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания детей можно только в том случае, если учитывать интересы подрастающего поколения, предоставить им право выбора, любить их и принимать такими, какие они есть.

Главным звеном в новом подходе к воспитанию была личностная направленность. Педагогика сотрудничества выдвинула требование «сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, родителей в своем же воспитании, становлении его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса» [1].

Субъектно-субъектные отношения в воспитании приобретают специфические черты. Социальная установка на другого у воспитателя становится «базовой ценностной ориентацией на стратегию его сотрудничества с личностью и коллективом в воспитательном процессе» [1].

Ш.А. Амонашвили выразил принципы совместной жизнедеятельности детей и взрослых, построенных на гуманных началах, и на практике показал их преимущества. Таким образом, Ш.А. Амонашвили фактически сформулированы важные положения, которые создают благоприятные предпосылки для развития личности и ее активности и позитивно влияют на развитие операциональных сторон деятельности, результативности овладения знаниями, умениями и навыками[1].

Н.Е. Щуркова выдвигает три принципа, которые должны быть положены «в основание жизни достойной человека» [51]. Прежде всего, это категория Добра, представленная как благо для «другого», Истина, делающая человека свободным, и Красота, дающая наслаждение от жизни.

С.Н. Лысенкова утверждает, что результаты труда учителя влияют на ребенка и управляют его настроением, отношением к учебе. Первостепенное условие становления личности человека - достижение успеха. «Успех в труде, - утверждает Лысенкова, - эта основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителем и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи. Без такого контакта, душевной близости, взаимного понимания толка не добиться»[25].

В 1991-м году была разработана концепция воспитания, которая опиралась на гуманную педагогику А. Маслоу и К. Роджерса (под руководством О.С. Газмана) [25].

В концепции определена базовая культура личности, т.е. тот необходимый минимум «общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности».

Гарантом обеспечения здоровья воспитанников, организации их полноценного общения, учения, досуга и быта является педагог. В работе с личностью применяется индивидуальный подход, имеющий большое значение в гуманизации отношений детей и взрослых. Ведущей идеей гуманизации учебно-воспитательного процесса в концепции считается признание необходимости свободного развития каждого человека и создание всех возможных условий для осуществления этого.

Приведенные выше теории и взгляды философов, педагогов самых разных направлений свидетельствуют о том, что идея воспитания гуманности имеет прочные корни и давние традиции. Под воспитанием гуманности многие видят процесс формирования гуманных чувств, нравственных понятий и привычек гуманного поведения. Реализация данного процесса в практике обучения и воспитания не всегда прослеживается в школе в силу самых разных причин социального, идеологического и психологического характера. Сегодня эти идеи актуальны для нашего общества, которое потеряло духовное начало, и необходимы для дальнейшей реализации их на практике.

 

 

1.2. Содержание  понятий «гуманизм», «гуманность», «чувства», «гуманные чувства»

 

 

Гуманность — необходимое условие нравственной устойчивости личности. В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [2]. Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон – естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств[48].

Гуманизм признан сегодня в научно-педагогическом сообществе «в качестве ведущей основополагающей идеи развития образования на современном этапе». Истинная гуманность в ее педагогической интерпретации заключается в обеспечении подлинно гуманного отношения к ребенку, его правам, признанию его как субъекта воспитания, в решительном преодолении последствии авторитарного воспитания.

Современное понятие гуманизма в педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры. И прежде всего это касается нормативно-правовой базы образования. В Законе РФ «Об образовании» приняты следующие принципы: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [50].

Современными учеными-педагогами, занимающимися исследованием проблем гуманизма, определен комплекс органически связанных между собой признаков гуманности. К ним относятся:

    • проявление внимательности по отношению к людям, забота о человеке и его достоинстве, чести товарищей, родителей, уважение к женщине;
    • отзывчивость, чуткость, доброта, тактичность и скромность во взаимоотношениях с людьми, привычка не проходить мимо фактов, требующих вмешательства, не оставлять людей в беде, сочувствие и помощь тем, кто в этом нуждается;
    • нетерпимость к фальши, лицемерию, унижению, оскорблению человека, равнодушию, уродливым, аморальным поступкам, подхалимству, бюрократизму, грубости, ко всяким проявлениям неуважения, бестактности, зазнайства, высокомерия и другим действиям, не совместимым с принципом гуманизма;
    • стремление активно участвовать в охране общественного порядка, в борьбе за соблюдение моральных норм общежития, охранять природу, проявлять любовь к живому;
    • непримиримое отношение к врагам мира, демократии и гуманизма, к расистским теориям о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другим[1].

Эти признаки довольно обстоятельно раскрывают содержание гуманности, но в качестве ее определения служить не могут. Этому мешает громоздкость. Кроме того, определение нравственного явления, в данном случае гуманности, должно характеризовать его более обобщенно. И при перечислении определенных признаков того или иного явления не следует употреблять соподчиненные понятия. Скажем, если названа забота, то это уже предполагает наличие отзывчивости, чуткости, чувства взаимопомощи. Аналогично проявление уважения к достоинству человека уже предполагает понимание ценности его как личности, признание необходимости равноправия между людьми, учета мнений людей, их желаний, настроений и т.д.

Обобщая наиболее характерные и важные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что самыми существенными являются:

    • признание ценности человека и уважение его достоинства;
    • проявление заботы о человеке на основе различных нравственных черт - чуткости, отзывчивости, доброты;
    • нетерпимость ко всякому злу.

Все три выделенных признака гуманности принципиально важны и в своем единстве играют решающую роль в гуманных отношениях между людьми. В этих признаках раскрывается то необходимое, чем гарантируется гуманность в осуществлении связи личности с обществом. Соотношение «личность - общество» выглядит как своеобразное проявление проблемы «я - другие».

В гуманности все признаки взаимосвязаны таким образом, что отсутствие реальных условий для осуществления хотя бы одного из них разрушает всю целостность этого нравственного явления, неизбежно приводит либо к проявлениям гуманности в изуродованном, противоречивом виде, либо к необходимости лицемерия, либо к отрицанию гуманности. Так, забота о благополучии человека гуманна. Но поведение становится антигуманным, если благополучие данной личности создано за счет унижения ее достоинства, наносит ущерб достоинству других людей.

Рассмотрение признаков гуманности в их связи между собой дает основание для попытки сформулировать ее определение.

Гуманность — это осознанное и сопереживаемое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности, в заботе о ней и непримиримости к проявлениям зла. В гуманистических отношениях выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга и брата, жить для блага людей труда, видеть человека удовлетворенным жизнью, счастливым. Специфика этого вида отношении порождена сущностью гуманности как основы нравственности. Именно отношение к людям (гуманное или негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны.

Информация о работе Игра с куклой как средство формирования гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста