Интернет-зависимость младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:24, реферат

Описание работы

Цель исследования – теоретический анализ общения, интернет-зависимости, анализ анкетирования младших школьников по вопросам общения.
Для решения поставленных задач мною была рассмотрена литература по исследуемому вопросу, составлены анкеты, проведены тестирование и анкетирование, которые позволили мне сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Что такое общение……………………………………………………………….4
Интернет-зависимость и ее влияние на общение школьников……………….7
Результаты анкетирования учащихся Чистенского УВК………………….…10
Выводы …………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

obshchenie_0.docx

— 62.10 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Что такое общение……………………………………………………………….4
  2. Интернет-зависимость и ее влияние на общение школьников……………….7
  3. Результаты анкетирования учащихся Чистенского УВК………………….…10

Выводы …………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………….14

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, так как общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. В школе  меняется их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Сегодня отмечается негативная тенденция с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.

Данная тема выбрана мною для того, чтобы разобраться насколько  интернет  и компьютерные игры препятствуют формированию навыков общения младших школьников, показать сверстникам как необходимо  и полезно непосредственное общение и рассказать о последствиях компьютерной зависимости.

Тема  работы актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко школьник будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности. В этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать в дальнейшем.

Цель исследования – теоретический анализ общения, интернет-зависимости, анализ анкетирования младших школьников  по вопросам общения.

Для решения поставленных задач мною  была рассмотрена литература по исследуемому вопросу, составлены анкеты, проведены тестирование и анкетирование, которые позволили мне сделать соответствующие выводы.

Результатом исследования являются рекомендации, которые позволят младшим школьникам совершенствовать навыки общения, немаловажные  при переходе  на  вторую ступень образования, пропаганда здорового образа жизни.

 

 

 

 

  1. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения.

В большом психологическом словаре термин «общение» определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного  характера. [1].

Общение – это  процесс развития контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками, восприятие общающимися друг друга.

Обмениваются информацией с помощью знаков, знаковых систем.  Обычно выделяют вербальное и невербальное общение. [4]

Вербальное - общение осуществляется при помощи речи - устной, письменной речи, слушании. Речь является универсальным средством общения, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения.

Невербальное:

  • Визуальные виды общения - это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), контакт глазами.
  • Акустическая система-тембр голоса, диапазон, тональность, включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач.
  • Тактильная система - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи [4].

Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками. Они должны уметь включаться в групповую работу, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты должным  образом и проявлять чуткость и такт.

Выделяют следующие правила удачного общения:

1. Воспринимайте одноклассника при общении как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

2. Доверяйте собеседнику.

3. Учитывайте при общении чувства, желания, физическое состояние, которые испытывают в данный момент встречи или разговора твои товарищи.

4. Обращайтесь к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения других  одноклассников

Грамотная и правильная устная и письменная речь очень важна для общения с другими людьми. Важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Наиболее привлекательна плавная,  размеренная манера речи.[3]

К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга.  Любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания.

Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать:

1. Не прерывайте собеседника.

2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к  собеседнику.

3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную  мысль, чтобы уточнить, правильно  ли вы его поняли.

4. Избегайте поспешных  выводов, постарайтесь понять ход  мыслей другого человека до  конца.

5. Старайтесь как можно  спокойнее реагировать на эмоциональное  поведение собеседника, пытайтесь  услышать главное.

6. Не притворяйтесь, что  вы внимательно слушаете, надо  заставить себя действительно  слушать внимательно.

7. Не отвлекайтесь.

Искусство дружить включает также умение быть другом. Самыми популярными детьми, с которыми одноклассники любят играть, оказываются те дети, которые часто уделяют внимание своим сверстникам, хвалят их и охотно откликаются на их просьбы. И наоборот, детей, которые часто игнорируют, высмеивают, обвиняют ровесников, угрожают им или отказываются вступить с ними в контакт, одноклассники обычно недолюбливают. [3]

Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они понимают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Навыкам общения дети учатся также под непосредственной опекой своих сверстников или на их примерах.

По мере развития у детей чуткости они постигают также и тонкое искусство взаимодействия, необходимое для того, чтобы уладить конфликт и сохранить дружбу.

Для того, чтобы проверить это на практике я провела анкетирование учащихся четвертых классов Чистенского УВК. (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ

НА ОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

Интернет считается самым простым и доступным источником информации. Благо, пока еще он не заменил полностью и не затмил другие источники, хотя уже заманивает людей, отвлекая и постепенно отучая от чтения книг, прогулок с друзьями и многих других полезных дел. Со временем появились интернетозависимые — пользователи, проводящие за компьютером дни и ночи.

Впервые понятие Интернет-зависимости было введено в начале 1990-х для описания ненормальной тяги к использованию Интернета. В 1997 году возникло новое понятие — патологическое использование Интернета, которое стало обозначением официально признанного психического расстройства.

Еще один вид зависимости — пристрастие к компьютерным играм. У некоторых возникает желание находиться там постоянно и таким образом осуществлять свою мечту — становиться их героем. Особенно это увлекает детей. Они прогуливают школу и не делают уроки, деградируют из-за постоянного нахождения в нереальном мире. [5]

Ничто не препятствует интернетоманам пребывать в виртуальном мире:  компьютер давно есть в каждом доме и почти каждый подключен к интернету. Поэтому иногда развивается не просто привычка, а настоящая болезнь, и излечиться от нее становится практически невозможно. Очень важно различать границу между тем и другим.

Определить степень Интернет-зависимости можно, пройдя тест, разработанный Кимберли Янг — профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автором известной книги «Пойманные в Сеть». (Приложение 2).

Как и Интернет, игры оказывают на детей более сильное влияние, чем на взрослых, поэтому среди школьников так много зависимых.

Компьютерные игры порождают агрессию, школьник  замыкается в себе, снижает до минимума свое общение с реальным окружающим его миром, он становится холодным и равнодушным ко всему.  Настораживает то, что компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих школьников. [2]

Причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Отсутствие навыков самоконтроля;
  • Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг;
  • Дефицит общения в семье;
  • Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером;
  • Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;
  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками;
  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями. [2]

Признаки компьютерной зависимости

  • Отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается на просьбы;
  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно;
  • Начались проблемы с учёбой;
  • Появились проблемы в общении, частые конфликты 
  • Ребенок скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети;
  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете;
  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере. [2]

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

  • Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребёнка  не развивается;
  • Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации;
  • Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником;
  • Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.[2]

Влияние интернет зависимости на общение школьников я исследовала методом анкетирования учащихся четвертых классов Чистенского УВК. (Приложения 2,3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ЧИСТЕНСКОГО УВК

 

Чтобы проанализировать навыки общения младших школьников и влияние  на него компьютерной зависимости я провела анкетирование среди четверых классов своего УВК.

            Мною были разработаны анкеты  «Общение с одноклассниками»  и  «Общение в Интернете». Анкеты содержали по семь вопросов. Кроме того, я  использовала тест,  разработанный Кимберли Янгом — профессором психологии, чтобы определить есть ли Итернет-зависимость у четвероклассников.

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы. Хорошо сформировались навыки общения в 4-В классе, потому что почти все ребята (90%) имеют много друзей. Только меньше половины класса(40%) имели конфликты с одноклассниками, а  большая часть учащихся 4-В (55%) могут уладить создавшийся конфликт. 65% учащихся 4-В класса  имеют популярного одноклассника, с которым хочется дружить. Немного хуже сформировались навыки общения в 4-Б классе. Больше половины класса (68%) имеют много друзей, были  конфликты у 42% учащихся. Но хотелось отметить, то 74% учащихся 4-Б класса сказали, что  умеют уладить конфликт. 32% учащихся 4-Б класса  имеют популярного одноклассника, с которым хочется дружить.

Видно влияние компьютера на общение учащихся 4-В класса. Так,  все опрошенные ребята имеют дома компьютер (100%), а в 4-А классе - 82%. Следует обратить внимание на то, что согласно санитарно-гигиеническим требованиям норма пребывания за компьютером для детей младшего школьного возраста не более 30 минут в день. Однако превышают эту норму 60% учащихся 4-А класса и 67% учащихся 4-В класса. Что же касается общения, то 44% учащихся 4-А класса  предпочитают виртуальное общение «в контакте», утешает то, что в 4-В классе это только  33% учащихся.     

Информация о работе Интернет-зависимость младших школьников