Использование муз произведений как средство формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе изуче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой, компенсаторной и учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102

Файлы: 1 файл

осн часть.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА        1        ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ       ОБОСНОВАНИЕ       ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования  музыкальных произведений на уроке  иностранного языка в отечественной  и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8

1. 2.  Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и 
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ 
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34

2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития 
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34 
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и 
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

НА СРЕДНЕМ  ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

БИБЛИОГРАФИЯ 70

ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Приложение 1 77

Приложение 2 86

Приложение 3 93

SUMMARY 102

2

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменение статуса иностранного языка в системе школьного  образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).

Развитие социокультурной  компетенции учащихся наряду с речевой, 
языковой,      компенсаторной      и      учебно-познавательной является

основополагающей  составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.

В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.

Использование музыкальных  произведений в обучении иностранному языку освящено в достаточно большом количестве отечественных и зарубежных исследований (Агошков А.В., 1997; Аитов В.Ф., 1991; Андреева И.А., 2002, Ачкасова Н.Н., 1997, Варенникова Ж.Б., 1998; Виноградова Е.В., 2001; Игнатова Т.Н., 1995; Карпиченкова Е.П., 1990; Оганесян Н.Т., 1995; Реймер Р.В., 2007; Салтовская Г.Н., 2002; Соловова Е.Н., 2008 и др.) и результаты этих работ отражены во многих учебно-методических комплексах по иностранным языкам (Ачкасова Н.Н., 2006, Клементьева Т.Б., 1999, 2007; Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н., 1998, 1999, 2000, 2004;

3

 

1998; Верещагина И.Н., Притыкина  Т.А., 2006; Китайгородская Г.А., 1982, 1987, 1997; Кузовлев В.П., Лапа Н.М., 1996, 2000 и мн.др.).

Проблема формирования и развития социокультурной компетенции  также достаточно широко освящена в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Богатикова ЛИ., 2007; Кудрявцева Л.В., 2007; Нечаева Е.С., 2007; Реймер Р.В., 2007; Соловова Е.Н., 2008; Соловцова Э.И., Анурова И.В., 2007; Сороковых Г.В., Давыдова О.В., 2007; Шишова И.Е., 2007; Greenall S., Craven M., 2007 и др.). Однако анализ этих работ, позволяет сделать вывод о том, что использование музыкальных произведений на уроках иностранного языка практически не рассматривалось ни отечественными, ни зарубежными исследователями в качестве средства развития социокультурной компетенции учащихся. Близкими по формулировке проблемами занимались лишь Александрова Г.П. (Александрова Г.П., 2006, 2007) и Реймер Р.В. (2007). Обозначенные выше факторы позволяют нам считать выбранную тему «Использование музыкальных произведений как средства формирования и развития социокультурной компетенции на уроках иностранного (английского) языка на среднем этапе обучения» актуальной.

Кроме того, актуальность нашего исследования обусловлена еще  и изменением концепции высшего языкового образования, которая привела к введению в лингвистических вузах новой специальности — Теория и методика преподавания иностранных языков и культур. Данная специальность предполагает подготовку специалистов, в полной мере владеющих языком и системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны и способных стать так называемыми «трансляторами» иной культуры (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. №686).

4

 

Традиционно при подготовке учителя иностранного языка больше внимания уделяется проблемам, связанным с обучением языку. Лишь в последнее время акцент смещается на культуру. Обучение иноязычной культуре сводится, как правило, к выявлению страноведческой информации и «снятию культурологических трудностей», которое осуществляется через объяснение страноведческих реалий. Однако взаимопонимание с иноязычным коммуникантом может быть достигнуто лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителем другого языка. Оно может быть составлено посредством изучения социокультурного портрета страны изучаемого языка и его носителя на основе тщательно отобранных «культурологических образцов», отличающихся высокими художественными достоинствами и имеющими познавательную ценность. Важно, чтобы чужая культура была включена в реальный жизненный процесс учащегося в результате расширения границ его индивидуального межкультурного опыта.

Объектом данного исследования является процесс использования музыкальных произведений в обучении иностранному языку.

Предмет исследования - использование музыкальных произведений как средства развития социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку.

Гипотеза  исследования: использование музыкальных произведений на 
уроке иностранного языка может выступать эффективным средством 
формирования и развития социокультурной компетенции учащихся, если 
отбор музыкальных произведений будет осуществляться на основе принципов 
социокультурной ценности и методического потенциала; при отборе 
музыкальных произведений будут учитываться познавательные потребности 
школьников; будет разработано методическое обеспечение.

Цель исследования: изучить теорию и практику использования музыкальных произведений на уроках иностранного языка и разработать методику использования музыкальных произведений для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.

5

 

Задачи:

  1. Найти теоретическое обоснование использованию музыкальных произведений на уроках иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.
  2. Изучить опыт использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку.
  3. Определить место и роль музыкальных произведений в процессе формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка.
  4. Выявить критерии отбора музыкальных произведений для развития социокультурной компетенции учащихся.
  5. Создать модель работы с музыкальным произведением.
  6. Разработать методические рекомендации для учителей средней школы по использованию музыкальных произведений на уроках иностранного языка.

Методы исследования:

  1. изучение, анализ, обобщение и интерпретация данных теории и методики обучения иностранным языкам, педагогики и психологии по теме исследования;
  2. анализ государственного стандарта школьного образования по иностранному языку 2004 г.;
  3. анализ современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов по иностранному языку;
  4. изучение отечественного и зарубежного опыта преподавания иностранного языка с помощью музыки и обобщение собственного опыта изучения и обучения иностранному языку на музыкальной основе;
  5. наблюдение за деятельностью учащихся подросткового возраста в процессе экспериментальных занятий и анализ его результатов.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования заключаются в:

•   теоретическом        обосновании        использования        музыкальных

6

 

произведений как средства формирования и развития социокультурной  компетенции на уроках иностранного языка учащихся подросткового возраста;

• разработке критериев  отбора музыкальных произведений для  формирования и развития социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку.

Практическая  значимость работы заключается в разработке и апробации методики работы с музыкальным произведением как средством развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения и рекомендаций для учителей по ее применению.

Представленная  дипломная  работа  состоит  из  введения,  трёх  глав, заключения, библиографии и приложений.

7

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ  ЯЗЫКУ

1. 1. Проблема  использования музыкальных произведений  на уроке иностранного языка  в отечественной и зарубежной  методике обучения иностранному  языку

По мнению Солововой  Е.Н. (Соловова Е.Н., 2008), нельзя переоценить  образовательное, развивающее воздействие музыки, изобразительного искусства на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения на уроках иностранного языка приводит к некоторой однобокости в развитии человека, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что разрушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром.

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из сочетаний  звуков с текстом или без текста; и предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и / или  с помощью голоса (Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру, Музыкальный энциклопедический словарь, 1990). В контексте обучения иностранным языкам в понятие «музыка» Т.Мерфи (Murphey Т., 1992) включаются:

• просто музыка, т.е. инструментальное исполнение различных 
музыкальных произведений;

• пение, т.е. вокальное исполнение произведений, как с 
инструментальным музыкальным сопровождением, так и без него, 
т.е. акапельное, сольное и хоровое пение;

• видеоклипы с записями популярных песен на разных языках мира;

8

 

      • вербальная информация из мира музыкальной индустрии, включающая газетные и журнальные статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интервью, объявления, рекламу, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки, публикации в сети Интернет;
    • невербальная информация из мира музыкальной индустрии: фотографии музыкальных ансамблей и отдельных исполнителей; музыкантов; композиторов; продюсеров; музыкальных инструментов; интерьеров современных видеостудий и концертных залов и т.д.

Инструментальная музыка - музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов / групп музыкальных инструментов (клавишных, струнных, духовых, ударных) / симфонического / камерного / струнного оркестров); это может быть музыка разных стилей и жанров (классическая музыка (в т.ч. и в современной обработке), джаз, рок, народная музыка, этническая музыка, эстрадная музыка, музыка к кинофильмам (саундтрэки), музыка рекламных роликов и т.д.) по мнению Мерфи Т., Солововой Е.Н. и др., может быть использована в обучении иностранному языку для:

    • создания определенного настроения и соответствующей атмосферы общения;
    • того, чтобы задать темп выполнения того или иного задания;
    • снятия напряжения;
    • обеспечения эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой;
    • создания учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор;
    • добавления национального колорита в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности);

9

 

      • обеспечения направленной рефлексии на имеющиеся гуманитарно-филологические знания, в том числе и междисциплинарного характера;
    • активизации воображения, эмоций, формирования ощущений и их вербального выражения;
    • расширения спектра страноведческих и социокультурных знаний, что особенно важно в контексте темы нашего исследования.

К настоящему времени появился ряд российских и зарубежных научно-методических исследований (Агошков А.В., 1997; Аитов В.Ф., 1991; Андреева И.А., 2002; Ачкасова Н.Н., 1997, 2006; Варенникова Ж.Б., 1998; Виноградова Е.В., 2001; Карпиченкова Е.П., 1990; Клементьева Т.Б., 1999, 2007; Никитенко З.Н., Оснякова О.М.,1991; Оганесян Н.Т, 1995; Реймер Р.В, 2007; Рогова Г.В, Верещагина И.Н., 1998; Салтовская Г.Н., 2002; Соловова Е.Н., 2008; Murphey Т., 1992 и мн.др.), посвященных разным аспектам проблемы использования музыкальных произведений в преподавании иностранных языков.

Информация о работе Использование муз произведений как средство формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе изуче