Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:44, дипломная работа
Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой, компенсаторной и учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений
в процессе формирования и
развития социокультурной
компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений
для формирования и развития
социокультурной компетенции
на среднем этапе обучения иностранному
языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением
как средством формирования и
развития социокультурной
компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102
2
ВВЕДЕНИЕ
Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной
компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой,
компенсаторной и
учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.
Использование музыкальных произведений в обучении иностранному языку освящено в достаточно большом количестве отечественных и зарубежных исследований (Агошков А.В., 1997; Аитов В.Ф., 1991; Андреева И.А., 2002, Ачкасова Н.Н., 1997, Варенникова Ж.Б., 1998; Виноградова Е.В., 2001; Игнатова Т.Н., 1995; Карпиченкова Е.П., 1990; Оганесян Н.Т., 1995; Реймер Р.В., 2007; Салтовская Г.Н., 2002; Соловова Е.Н., 2008 и др.) и результаты этих работ отражены во многих учебно-методических комплексах по иностранным языкам (Ачкасова Н.Н., 2006, Клементьева Т.Б., 1999, 2007; Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н., 1998, 1999, 2000, 2004;
3
1998; Верещагина И.Н., Притыкина Т.А., 2006; Китайгородская Г.А., 1982, 1987, 1997; Кузовлев В.П., Лапа Н.М., 1996, 2000 и мн.др.).
Проблема формирования и развития социокультурной компетенции также достаточно широко освящена в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Богатикова ЛИ., 2007; Кудрявцева Л.В., 2007; Нечаева Е.С., 2007; Реймер Р.В., 2007; Соловова Е.Н., 2008; Соловцова Э.И., Анурова И.В., 2007; Сороковых Г.В., Давыдова О.В., 2007; Шишова И.Е., 2007; Greenall S., Craven M., 2007 и др.). Однако анализ этих работ, позволяет сделать вывод о том, что использование музыкальных произведений на уроках иностранного языка практически не рассматривалось ни отечественными, ни зарубежными исследователями в качестве средства развития социокультурной компетенции учащихся. Близкими по формулировке проблемами занимались лишь Александрова Г.П. (Александрова Г.П., 2006, 2007) и Реймер Р.В. (2007). Обозначенные выше факторы позволяют нам считать выбранную тему «Использование музыкальных произведений как средства формирования и развития социокультурной компетенции на уроках иностранного (английского) языка на среднем этапе обучения» актуальной.
Кроме того, актуальность нашего исследования обусловлена еще и изменением концепции высшего языкового образования, которая привела к введению в лингвистических вузах новой специальности — Теория и методика преподавания иностранных языков и культур. Данная специальность предполагает подготовку специалистов, в полной мере владеющих языком и системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны и способных стать так называемыми «трансляторами» иной культуры (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. №686).
4
Традиционно при подготовке учителя иностранного языка больше внимания уделяется проблемам, связанным с обучением языку. Лишь в последнее время акцент смещается на культуру. Обучение иноязычной культуре сводится, как правило, к выявлению страноведческой информации и «снятию культурологических трудностей», которое осуществляется через объяснение страноведческих реалий. Однако взаимопонимание с иноязычным коммуникантом может быть достигнуто лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителем другого языка. Оно может быть составлено посредством изучения социокультурного портрета страны изучаемого языка и его носителя на основе тщательно отобранных «культурологических образцов», отличающихся высокими художественными достоинствами и имеющими познавательную ценность. Важно, чтобы чужая культура была включена в реальный жизненный процесс учащегося в результате расширения границ его индивидуального межкультурного опыта.
Объектом данного исследования является процесс использования музыкальных произведений в обучении иностранному языку.
Предмет исследования - использование музыкальных произведений как средства развития социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку.
Гипотеза
исследования: использование музыкальных
произведений на
уроке иностранного языка может выступать
эффективным средством
формирования и развития социокультурной
компетенции учащихся, если
отбор музыкальных произведений
будет осуществляться на основе принципов
социокультурной ценности и методического
потенциала; при отборе
музыкальных произведений будут учитываться
познавательные потребности
школьников; будет разработано
Цель исследования: изучить теорию и практику использования музыкальных произведений на уроках иностранного языка и разработать методику использования музыкальных произведений для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
5
Задачи:
Методы исследования:
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в:
• теоретическом обосновании использования музыкальных
6
произведений как средства формирования и развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка учащихся подросткового возраста;
• разработке критериев отбора музыкальных произведений для формирования и развития социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации методики работы с музыкальным произведением как средством развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения и рекомендаций для учителей по ее применению.
Представленная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.
7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1. 1. Проблема
использования музыкальных
По мнению Солововой Е.Н. (Соловова Е.Н., 2008), нельзя переоценить образовательное, развивающее воздействие музыки, изобразительного искусства на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения на уроках иностранного языка приводит к некоторой однобокости в развитии человека, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что разрушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром.
Музыкальное произведение
- сочинение, состоящее из сочетаний
звуков с текстом или без текста;
и предназначенное для
• просто музыка, т.е. инструментальное
исполнение различных
музыкальных произведений;
• пение, т.е. вокальное исполнение
произведений, как с
инструментальным музыкальным
сопровождением, так и без него,
т.е. акапельное, сольное и хоровое
пение;
• видеоклипы с записями популярных песен на разных языках мира;
8
Инструментальная музыка - музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов / групп музыкальных инструментов (клавишных, струнных, духовых, ударных) / симфонического / камерного / струнного оркестров); это может быть музыка разных стилей и жанров (классическая музыка (в т.ч. и в современной обработке), джаз, рок, народная музыка, этническая музыка, эстрадная музыка, музыка к кинофильмам (саундтрэки), музыка рекламных роликов и т.д.) по мнению Мерфи Т., Солововой Е.Н. и др., может быть использована в обучении иностранному языку для:
9
К настоящему времени появился ряд российских и зарубежных научно-методических исследований (Агошков А.В., 1997; Аитов В.Ф., 1991; Андреева И.А., 2002; Ачкасова Н.Н., 1997, 2006; Варенникова Ж.Б., 1998; Виноградова Е.В., 2001; Карпиченкова Е.П., 1990; Клементьева Т.Б., 1999, 2007; Никитенко З.Н., Оснякова О.М.,1991; Оганесян Н.Т, 1995; Реймер Р.В, 2007; Рогова Г.В, Верещагина И.Н., 1998; Салтовская Г.Н., 2002; Соловова Е.Н., 2008; Murphey Т., 1992 и мн.др.), посвященных разным аспектам проблемы использования музыкальных произведений в преподавании иностранных языков.