Использование муз произведений как средство формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе изуче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой, компенсаторной и учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102

Файлы: 1 файл

осн часть.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Из песен можно узнать о том, как проводят время в  стране изучаемого языка. Например, в  песнях часто встречается понятие «party» - вечеринка. Нужно объяснить учащимся, что вечеринка в англоязычной стране проводится у кого-либо дома. На вечеринку приглашается большое количество людей, однако без приглашения приходить считается невежливым. Это отличается от того, как люди развлекаются в нашей стране.

В песне «Англичанин  в Нью-Йорке» вырисован традиционный образ английского джентльмена, неспешно прогуливающегося с тростью в руках по улицам Нью-Йорка. Здесь британский джентльмен, верный своим традиционным    взглядам,    встречается    с    непониманием    американского

32

 

общества. С помощью  этой песни можно отследить становление  британского менталитета: какие факторы могли повлиять на него, какой идеал поведения возник у британцев в историческом развитии (образ джентльмена и леди), наконец исчезло ли это явление, или же просто джентльмены изменили манеру одеваться. Очевидно, что песенный материал богат информацией, необходимой для развития социокультурной компетенции, с помощью песни можно поднять её уровень (Александрова Г.П., 2006, 2007).

Использование песен  на уроке не только способствует развитию лингвистической и социокультурной  компетенций, творческих способностей, формированию активности личности, внесению в урок эмоционального колорита, но и помогают погружению учащихся в иноязычную культуру другого народа, усваиванию таких понятий, как самобытность, уникальность, культурная традиция, толерантность, национальное самосознание, способствует формированию личности, желающей вступать в межкультурную коммуникацию (Реймер Р.В., 2007).

33

 

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

2. 1. Критерии  отбора музыкальных произведений  для формирования и развития  социокультурной компетенции на  среднем этапе обучения иностранному  языку

Большое значение в применении музыкальных произведений на уроках иностранного языка как средства формирования и развития социокультурной компетенции на среднем этапе обучения имеет методически правильный отбор песенного и другого музыкального материала и методика их использования.

Любая песня - это слова, положенные на музыку. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Препятствием на пути к использованию песен как средства обучения иностранному языку, согласно Солововой Е.Н. (Соловова Е.Н., 2008), может стать текст песни, который:

  • примитивен по содержанию или просто бессмыслен;
    • пропагандирует      жестокость,      насилие,      сексизм      и      другие нежелательные идеи;

• содержит жаргонизмы и порой не соответствует языковым нормам. 
Но есть песни, в которых текст:

    • несет   большой   информационный   запас   о   культуре   и   истории страны/народа;
    • интересен в плане идей и дает богатую почву для дискуссий, в том числе с точки зрения обсуждения жизненной философии авторов;
  • лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается;

34

 

• является самоценным языковым и речевым произведением, 
насыщенным интересной лексикой, разнообразными или 
повторяющимися грамматическими структурами, образными 
выражениями, литературными тропами, стилистическими приемами 
и т.д.

Очевидно, что в учебных  целях желательно использовать песни  с выигрышным текстом. Однако текст  в песне - это далеко не все. Е.Н. Соловова считает, что песня должна иметь  определенный ритм, хорошо «пропеваться». Есть песни, которые надо слушать, но есть и песни, которые предназначены для того, чтобы под них двигались в определенном темпе и ритме, а смысл не так уж и важен. Песня в данном случае призвано просто создать определенную атмосферу, эффект сопричастности к единому действу и т.д. (Соловова Е.Н., 2008).

3.1 L Никитеико и О.М Оснякова (Никитенко З.Н., Оснякова О.М., 1991) предложили следующие принципы отбора песенного материала, в них учитываются возрастные особенности и интересы учащихся:

  1. принцип аутентичности, связанный с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение лингвострановедческого кругозора учащихся.
  2. принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников.
  3. принцип методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащегося, который обеспечивается соответствием по тематике устной речи и чтения и другим программным требованиям обучения на данном этапе.

Песенный материал также  должен соответствовать следующим  критериям отбора (http://englishclub.narod.ru/):

  • критерий актуальности
  • критерий языковой ценности
  • критерий лингвострановедческой ценности

35

 

• критерий учета интересов учащихся соответствующей возрастной 
группы

• критерий информативности текста

Согласно мнению авторов  данной классификации критериев  отбора песенного материала, песня, ввиду своей специфики, требует  особого подхода к разработке форм и методов работы с ней. Для того чтобы песня стала частью процесса обучения, необходимо использовать нетрадиционные, ранее не имевшие места способы обучения.

Для реализации практических целей обучения формам и методам  работы с песней следует придать  ярко выраженную коммуникативную направленность, разработать систему упражнений на основе песенного текста, при прослушивании акцентировать внимание на использование графической опоры-текста песни, подготовить ряд вопросов и ситуаций, кроссвордов и ребусов по содержанию песни.

Г.П. Александрова, предлагает следующие принципы работы с песней: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся (в идеальном варианте - выбрана самими учениками). Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, методическая ценность песни и некоторая корреляция с учебными программами. Если выбор песни соответствует данным принципам, то потенциально она может быть очень полезной. Далее учитель разрабатывает систему упражнений по данной песне.

Подбор песен в каждом индивидуальном случае зависит от многих факторов, песни могут быть связаны с какими-либо историческими событиями, выдающимися людьми. Используя песни, можно организовывать разные типы уроков в зависимости от их целей и задач. Большой интерес представляют фольклорные и авторские песни разной тематики - все они стимулируют желание обучающихся изучать иностранный язык и культуру (Реймер Р.В., 2007).

36

 

Проанализировав и обобщив  рекомендации по подбору музыкальных  произведений для использования  их на уроках иностранного языка с  различными целями, предложенные Солововой  Е.Н., Никитенко З.Н., Осняковой О.М., Александровой Г.П. и др., мы предлагаем свой перечень критериев. Музыкальное произведение в качестве средства развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка должно:

  • быть аутентичным;
    • быть актуальным и методически ценным (соответствовать: тематическому содержанию и другим программным требованиям обучения на определенном этапе; уровню владения учащимися иностранным языком; интересам учащихся соответствующей возрастной группы);
    • обладать языковой ценностью и информативностью с точки зрения лингвострановедческого и культурологического содержания;
    • воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, служить стимулом к иноязычному общению); служить средством эстетического воспитания учащихся.

Однако следует заметить, что не все песни несут одинаковую лингвострановедческую и культурологическую нагрузку. Некоторые песни можно  использовать для изучения какой-либо темы, другие содержат в себе лишь отдельные факты, которые могут повлиять на развитие социокультурной компетенции и это представляет собой проблему, ведь в таком случае нам просто не хватит времени, чтобы прослушать большое количество песен с целью усвоения некоторых заключённых в них фактов. В условиях жёстких временных рамок учебного плана одной из задач учителя становится эффективное использование учебного времени таким образом, чтобы в максимальной степени выполнять учебные задачи. Таким образом, перед нами встает проблема: как можно максимально эффективно использовать учебное

37

 

время, используя интересные, мотивирующие виды работы, в данном случае аутентичный музыкальный  материал.

2. 2. Этапы работы  с музыкальным произведением  как средством формирования и  развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка

В ходе исследования нами была предпринята попытка разработки приемов и методов работы с  музыкальным произведением как  средством формирования и развития социокультурной компетенции учащихся на среднем этапе обучения.

Методическую базу для нашей модели работы с музыкальным произведением как средством формирования и развития социокультурной компетенции составили разработки Александровой Г.П. (2006, 2007), Никитенко З.Н., Осняковой О.М. (1991) и Солововой Е.Н. (2008).

В «Методике  обучения иностранным языкам: продвинутый курс» (2008) Соловова Е.Н. рассматривает использование музыки на занятиях иностранного языка как один из способов активизации речемыслительной деятельности учащихся. Она описывает следующие формы работы с музыкальными произведениями (инструментальной музыки, песен, видеоклипов, вербальной и невербальной информации из мира музыкальной индустрии) на уроке иностранного языка.

Солововой Е.Н. были выделены несколько методических задач, которые  могут быть решены с помощью использования инструментальной музыки, а также приведены рекомендации по ее использованию на уроке иностранного языка. Приведем лишь те из них, которые соответствуют интересующей нас методической задаче: формированию и развитию социокультурной компетенции:

1) Создать атмосферу определенного места, исторической эпохи; создать основу для направленной рефлексии на имеющиеся знания, опыт, ощущения. В качестве заданий, можно попросить учащихся: написать 5-10

38

 

слов по ассоциации со звучащей музыкой; слушая музыку, закончить начатые предложения; прослушав музыку: выбрать один из предложенных вариантов ответа, заполнить таблицу/составить краткое описание (profile) страны/региона /человека/эпохи.

Автор отмечает важность грамотного подбора музыкальных  отрывков, которые способны создавать устойчивые ассоциации: с эпохой, с географическим регионом/страной, конкретной страной в конкретный период времени, с человеком или группой людей. В зависимости от ситуации можно сочетать музыку разных стран, одного или нескольких периодов, стилей/жанров с соответствующими наглядными изображениями (фотографиями, открытками, фильмами, картинами и т.д.). Если у учащихся нет определенных знаний и опыта в данной области, то можно предварить данное задание индивидуальными или коллективными исследовательскими проектами, в данном случае и процесс «отгадывания» и процесс ассоциативного запоминания будут более эффективными.

По мнению Солововой  Е.Н., важно также правильно продумать  структуру и содержание опор для  направленной рефлексии с учетом общего уровня знаний студентов (структуру таблиц, начало предложений, выбор вопросов и вариантов ответа и т.д.)).

2) Расширить знания социокультурного характера, связанные с 
историей развития страны, музыки, кино и т.д. Для этой цели, могут быть 
использованы следующие установки: отгадать страну/регион/эпоху по 
отрывкам из музыкальных произведений; отгадать

мелодию/исполнителя/композитора  и т.д.; прослушать музыку и отметить те из них, которые прозвучали; назвать  фильмы, музыка из которых звучит в  данном задании; соединить краткое описание фильма и звучащую музыку. Можно удачно использовать специально составленные попурри из: музыкальных произведений, созданных в разное время, но в одной стране или одном регионе; музыкальных произведений разных стран, но примерно одного и того же исторического периода; самых известных произведений

39

 

классической/джазовой/народной музыки/музыки к кинофильмам разных стран и эпох. Также рекомендуется  предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий, с опорой на предваряющую дискуссию; составление ассоциативных схем; заполнение таблиц; чтение и обсуждение серии информативных текстов по теме; проектную работу и т.д.

При использовании музыки к фильмам рекомендуется обращаться к высокохудожественным фильмам  разных жанров, составляющим золотой фонд всемирной фильмотеки (историческим, приключенческим, комедийным, научно-фантастическим и другим). Не стоит забывать экранизации произведений классической литературы, например, различные видеоверсии романов «Война и мир», «Унесенные ветром» и т.д.

Информация о работе Использование муз произведений как средство формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе изуче