Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:44, дипломная работа
Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой, компенсаторной и учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102
Из песен можно узнать
о том, как проводят время в
стране изучаемого языка. Например, в
песнях часто встречается понятие «
В песне «Англичанин в Нью-Йорке» вырисован традиционный образ английского джентльмена, неспешно прогуливающегося с тростью в руках по улицам Нью-Йорка. Здесь британский джентльмен, верный своим традиционным взглядам, встречается с непониманием американского
32
общества. С помощью
этой песни можно отследить
Использование песен
на уроке не только способствует развитию
лингвистической и
33
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИ
2. 1. Критерии
отбора музыкальных
Большое значение в применении музыкальных произведений на уроках иностранного языка как средства формирования и развития социокультурной компетенции на среднем этапе обучения имеет методически правильный отбор песенного и другого музыкального материала и методика их использования.
Любая песня - это слова, положенные на музыку. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Препятствием на пути к использованию песен как средства обучения иностранному языку, согласно Солововой Е.Н. (Соловова Е.Н., 2008), может стать текст песни, который:
• содержит жаргонизмы и порой
не соответствует языковым нормам.
Но есть песни, в которых текст:
34
• является самоценным языковым
и речевым произведением,
насыщенным интересной лексикой, разнообразными
или
повторяющимися грамматическими структурами,
образными
выражениями, литературными тропами, стилистическими
приемами
и т.д.
Очевидно, что в учебных целях желательно использовать песни с выигрышным текстом. Однако текст в песне - это далеко не все. Е.Н. Соловова считает, что песня должна иметь определенный ритм, хорошо «пропеваться». Есть песни, которые надо слушать, но есть и песни, которые предназначены для того, чтобы под них двигались в определенном темпе и ритме, а смысл не так уж и важен. Песня в данном случае призвано просто создать определенную атмосферу, эффект сопричастности к единому действу и т.д. (Соловова Е.Н., 2008).
3.1 L Никитеико и О.М Оснякова (Никитенко З.Н., Оснякова О.М., 1991) предложили следующие принципы отбора песенного материала, в них учитываются возрастные особенности и интересы учащихся:
Песенный материал также
должен соответствовать следующим
критериям отбора (http://englishclub.narod.ru/)
35
• критерий учета интересов
учащихся соответствующей возрастной
группы
• критерий информативности текста
Согласно мнению авторов данной классификации критериев отбора песенного материала, песня, ввиду своей специфики, требует особого подхода к разработке форм и методов работы с ней. Для того чтобы песня стала частью процесса обучения, необходимо использовать нетрадиционные, ранее не имевшие места способы обучения.
Для реализации практических
целей обучения формам и методам
работы с песней следует придать
ярко выраженную коммуникативную направленность
Г.П. Александрова, предлагает следующие принципы работы с песней: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся (в идеальном варианте - выбрана самими учениками). Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, методическая ценность песни и некоторая корреляция с учебными программами. Если выбор песни соответствует данным принципам, то потенциально она может быть очень полезной. Далее учитель разрабатывает систему упражнений по данной песне.
Подбор песен в каждом индивидуальном случае зависит от многих факторов, песни могут быть связаны с какими-либо историческими событиями, выдающимися людьми. Используя песни, можно организовывать разные типы уроков в зависимости от их целей и задач. Большой интерес представляют фольклорные и авторские песни разной тематики - все они стимулируют желание обучающихся изучать иностранный язык и культуру (Реймер Р.В., 2007).
36
Проанализировав и обобщив рекомендации по подбору музыкальных произведений для использования их на уроках иностранного языка с различными целями, предложенные Солововой Е.Н., Никитенко З.Н., Осняковой О.М., Александровой Г.П. и др., мы предлагаем свой перечень критериев. Музыкальное произведение в качестве средства развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка должно:
Однако следует заметить,
что не все песни несут одинаковую
лингвострановедческую и
37
время, используя интересные, мотивирующие виды работы, в данном случае аутентичный музыкальный материал.
2. 2. Этапы работы
с музыкальным произведением
как средством формирования и
развития социокультурной
В ходе исследования нами
была предпринята попытка разработки
приемов и методов работы с
музыкальным произведением как
средством формирования и развития
социокультурной компетенции
Методическую базу для нашей модели работы с музыкальным произведением как средством формирования и развития социокультурной компетенции составили разработки Александровой Г.П. (2006, 2007), Никитенко З.Н., Осняковой О.М. (1991) и Солововой Е.Н. (2008).
В «Методике обучения иностранным языкам: продвинутый курс» (2008) Соловова Е.Н. рассматривает использование музыки на занятиях иностранного языка как один из способов активизации речемыслительной деятельности учащихся. Она описывает следующие формы работы с музыкальными произведениями (инструментальной музыки, песен, видеоклипов, вербальной и невербальной информации из мира музыкальной индустрии) на уроке иностранного языка.
Солововой Е.Н. были выделены несколько методических задач, которые могут быть решены с помощью использования инструментальной музыки, а также приведены рекомендации по ее использованию на уроке иностранного языка. Приведем лишь те из них, которые соответствуют интересующей нас методической задаче: формированию и развитию социокультурной компетенции:
1) Создать атмосферу определенного места, исторической эпохи; создать основу для направленной рефлексии на имеющиеся знания, опыт, ощущения. В качестве заданий, можно попросить учащихся: написать 5-10
38
слов по ассоциации со звучащей музыкой; слушая музыку, закончить начатые предложения; прослушав музыку: выбрать один из предложенных вариантов ответа, заполнить таблицу/составить краткое описание (profile) страны/региона /человека/эпохи.
Автор отмечает важность грамотного подбора музыкальных отрывков, которые способны создавать устойчивые ассоциации: с эпохой, с географическим регионом/страной, конкретной страной в конкретный период времени, с человеком или группой людей. В зависимости от ситуации можно сочетать музыку разных стран, одного или нескольких периодов, стилей/жанров с соответствующими наглядными изображениями (фотографиями, открытками, фильмами, картинами и т.д.). Если у учащихся нет определенных знаний и опыта в данной области, то можно предварить данное задание индивидуальными или коллективными исследовательскими проектами, в данном случае и процесс «отгадывания» и процесс ассоциативного запоминания будут более эффективными.
По мнению Солововой
Е.Н., важно также правильно
2) Расширить знания социокультурного
характера, связанные с
историей развития страны, музыки, кино
и т.д. Для этой цели, могут быть
использованы следующие установки: отгадать
страну/регион/эпоху по
отрывкам из музыкальных произв
мелодию/исполнителя/
39
классической/джазовой/народной музыки/музыки к кинофильмам разных стран и эпох. Также рекомендуется предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий, с опорой на предваряющую дискуссию; составление ассоциативных схем; заполнение таблиц; чтение и обсуждение серии информативных текстов по теме; проектную работу и т.д.
При использовании музыки
к фильмам рекомендуется