Использование муз произведений как средство формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе изуче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой, компенсаторной и учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102

Файлы: 1 файл

осн часть.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Проанализирован опыт использования  музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку для: создания определенного настроения и соответствующей атмосферы общения; того, чтобы задать темп выполнения того или иного задания; снятия напряжения; обеспечения эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой; создания учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор; добавления национального колорита в ситуацию общения (при развитии рецептивных  и  продуктивных  видов  речевой  деятельности);   обеспечения

64

 

направленной рефлексии  на имеющиеся гуманитарно-филологические знания, в том числе и междисциплинарного характера; активизации воображения, эмоций, формирования ощущений и их вербального выражения; расширения спектра страноведческих и социокультурных знаний, что особенно важно в контексте темы нашего исследования.

Проанализированы и  обобщены результаты современных отечественных и зарубежных исследований по проблеме использования музыки на уроках иностранного языка (Агошков А.В., 1997; Аитов В.Ф., 1991; Андреева И.А., 2002; Варенникова Ж.Б., 1998; Виноградова Е.В., 2001; Карпиченкова Е.П., 1990; Клементьева Т.Б., 1999, 2007; Никитенко З.Н., Оснякова О.М.,1991; Оганесян Н.Т., 1995; Реймер Р.В., 2007; Рогова Г.В., Верещагина И.Н., 1998; Салтовская Г.Н., 2002; Соловова Е.Н., 2008; Murphey Т., 1992 и др.), а так же имеющиеся УМК и языковые курсы: курс по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе Н.Н.Ачкасовой (Ачкасова Н.Н., 1997, 2006), песенный курс «Singlish» для обучения английскому языку учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы В.Ф.Аитова (Аитов В.Ф., 1991), методика совершенствования устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности Н.Ф.Орловой (Орлова Н.Ф., 1991) и система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам Г.А.Китайгородской (Китайгородская Г.А., 1987).

Был сделан вывод  о практическом отсутствии использования музыки в качестве средства формирования и развития социокультурной компетенции на уроке английского языка на среднем этапе обучения и о необходимости проведения нашего исследования. Таким образом, первая и вторая задача из поставленных во введении были решены.

Второй параграф первой главы посвящен вопросу о роли музыкальных произведений в процессе формирования социокультурной компетенции  на уроке иностранного языка. Здесь  было рассмотрено содержание понятия  «социокультурная компетенция» в трактовке образовательного стандарта по

65

 

английскому языку и  отечественных методистов, также  была описана роль овладения социокультурной компетенцией в обучении иностранному языку. В основе данной компетенции лежит: умение выделять общее и культурно специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, различных исторических этапов одной и той же страны, социальных слоев общества. Готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом межкультурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия. Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений, норм жизни, верований и т.д. на существование. Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

Во второй главе настоящего исследования было показано, что использование  аутентичных музыкальных произведений на уроках иностранного языка может способствовать более эффективному усвоению изучаемого материала, помочь школьникам сравнить особенности образа и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах, так или иначе нашедших свое отражение в используемых музыкальных произведениях. Стало очевидным, что тексты песен и музыка являются квинтэссенцией той культуры, в рамках которой они были созданы. Они с большим энтузиазмом воспринимаются школьниками, нежели тексты, насыщенные страноведческими данными и упражнениями, направленными на развитие у учащихся социокультурной компетенции. Подбор таких музыкальных произведений, которые отвечали бы параметрам развития социокультурной компетенции, сформулированным госстандартом, - нелегкая, но, тем не менее, актуальная задача для педагога, составление интересных упражнений и заданий к музыкальным произведениям - не менее важно и трудоемко, но затраченные усилия могут быть компенсированы повышением мотивации

66

 

учащихся к изучению иностранного языка и благоприятной атмосферой на уроках. Таким образом, еще несколько поставленных нами задач нашло свое решение в данной работе.

Нам удалось выявить  критерии отбора музыкальных произведений для развития социокультурной компетенции учащихся, которые нашли свое отражение в первом параграфе второй главы. Музыкальное произведение в качестве средства развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка должно: быть аутентичным; быть актуальным и методически ценным (соответствовать: тематическому содержанию и другим программным требованиям обучения на определенном этапе; уровню владения учащимися иностранным языком; интересам учащихся соответствующей возрастной группы); обладать языковой ценностью и информативностью с точки зрения лингвострановедческого и культурологического содержания; воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, служить стимулом к иноязычному общению); служить средством эстетического воспитания учащихся.

Изученный опыт работы с различными музыкальными произведениями позволил нам описать общий принцип, модель работы с ними, преимущественно на примере песенного материала и информации из мира музыкальной индустрии во втором параграфе второй главы исследования. Нами были выделены следующие этапы работы с музыкальным произведением как средством развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения:

- подготовительный этап: со стороны учителя включает в себе тщательную подготовку раздаточных материалов (по отобранным ранее музыкальным произведениям) и инструкции по их использованию. Со стороны учеников - выполнение четко сформулированного домашнего задания, ориентирующего их в теме, которую они начинают изучать. Предварительная беседа по теме. Распределение заданий между учениками.

67

 

  • основной этап: дома: поиск и обработка данных. Оформление сообщений/презентаций. В классе: круглый стол - представление и обсуждение сообщений, прослушивание музыкальных произведений. Выполнение заданий и упражнений, выбор которых определяется актуальным общим и языковым уровнем учащихся.
  • завершающий этап: обмен мнениями, обратная связь. Подготовка итоговой презентации - в случае наличия электронных презентаций. Экспресс контроль: опрос/диктант/тест... Подведение итогов.

Полученная нами модель, ставшая результатом обобщения  практического опыта отечественных  и зарубежных методистов и преподавателей, была апробирована нами в ГОУ СОШ 1354. Были обнаружены ее положительные  и отрицательные стороны и сделаны соответствующие выводы, главным из которых стал вывод о необходимости тщательной подготовки и индивидуального подхода к работе с каждой из групп учеников, общий и языковой уровень подготовки и мотивации которой во многом определяет выбор способа предъявления, заданий и упражнений к отобранным музыкальным произведениям, имеющим социокультурную ценность.

Разработать методические рекомендации для учителей средней  школы по использованию музыкальных  произведений на уроках иностранного языка нам удалось в самом общем виде. Их теоретическая и практическая значимость определена актуальностью исследования, т.к. они отражают наш опыт использования известных методических средств в новом ракурсе.

В результате мы можем  констатировать успешное решение поставленных нами задач. И подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что использование музыкальных произведений на уроке иностранного языка может выступать эффективным средством формирования и развития социокультурной компетенции учащихся, если отбор музыкальных произведений будет осуществляться на основе принципов социокультурной ценности     и     методического     потенциала;     при     отборе     музыкальных

68

 

произведений будут  учитываться возрастные и познавательные потребности школьников; уровень их общего и языкового развития; мотивация; также огромную роль в достижении положительного результата имеет тщательная подготовка раздаточных материалов, заданий и упражнений, а также инструкций к ним и учете всех особенностей группы, в которой планируется использовать музыкальные произведения в качестве развития социокультурной компетенции.

69

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агошков А.В. Социокультурное пространство современной музыки. Дисс. ... к.филол.н. - СПб., 1997.- 143 с.
  2. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. Дисс. ... к.п.н., СПб, 1991.-155 с.
  3. Александрова Г.П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников http://eng. 1 september.ru/2006/07/2.htm
  4. Андреева И.А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении монологической речи учащихся-подростков: Английский язык, старшие классы средней общеобразовательной школы. Дисс. ... к.п.н., Пятигорск, 2002.
  5. Ачкасова Н. Н. Маша и Медведь. Музыкально-игровой курс английского языка для детей. - М.: Дрофа, 2006.
  6. Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе. Дисс. ... к.п.н. - М., 1997.-172 с.
  7. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 28-31.
  8. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy English. УМК 2-9 классы. - Обнинск: Титул, 1998, 2000, 2004.
  9. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy English. Game-Songs with Prof Dogg's Troupe. Сборник песен для начальной школы. Изд. Титул, 1999.-64 с.

Ю.Богатикова Л.И. К проблеме развития культурно-языковой интуиции. // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 3. - С.34-38.

70

 

11.Боума Э., Клементьева  Т. Б. Семья и домашние животные (Family and Pets. Pupil's Book and Workbook). Игровой курс английского языка для детей. -М.: АСТ-Пресс школа. - 2007.

12.Варенникова  Ж.Б. Роль песни при обучении  английскому произношению // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6. - С. 65-69.

И.Верещагина И.Н., Притыкина  Т.А. Английский язык. УМК для школ с углубленным изучением англ. языка. - М: Просвещение, 2006.

14.Вершинина Г.В. Использование  музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка. Автореф. дис. ... к.п.н. -М., 1995.- 18 с.

15.Виноградова Е.В.  Лингво-когнитивные аспекты модели  обучения иностранным языкам // Обучение иностранным языкам: традиции и инновации: Межвузовый сборник научных трудов. - Пятигорск, 2001, с. 54-60.

16.Гальскова Н.Д., Никитенко  З.Н., Оснякова О.М., О взаимодействии  учителя и учащихся на уроке  иностранного языка // Иностранные  языки в школе.-1991.-№1.-С. 17-22.

17.Голубева Т.Л. Песня  в общении молодежи: На материале рок-групп. - М.: Знание, 1988.-62 с.

18.Журнал для изучающих  английский язык «Speak out». -М.: Глосса-пресс. -2003.-№6.-С. 26-27.

19.Зимняя И.А. Педагогическая  психология. - М: Логос, 1999. - 164 с.

20.Игнатова Т.Н. Английский  язык для общения. Интенсивный курс. Серия Complete English. Выпуск 1. Windows Version. - 1995.

21.Илле М., Сакмаров  О. Рок-музыка и ее поклонники // Соц. Ис. - 1989. - № 5.-С. 64.

22.Карпиченкова Е.П.  Роль музыки и песен в изучении  английского языка // Иностранные  языки в школе. - 1990. - № 5. - С. 45-48. - 334 с.

23.Китайгородская Г.А.  Методика интенсивного обучения  иностранным языкам. -М., 1982.-101 с.

71

 

24.Китайгородская Г.А.  Научно-методическое пособие по  иностранным языкам в помощь преподавателю, работающему по методу активизации резервных возможностей личности учащегося при обучении иностранным языкам. - Киев, 1997. - 174 с.

25.Китайгородская Г.А.  Система интенсивного краткосрочного  обучения иностранным языкам (метод  активизации возможностей личности  и коллектива). Дисс. ... д.п.н. - М., 1987. - 519 с.

26.Крупник Е.П., Рабинович  Р.Г. Развитие музыкальных интересов  старшеклассников // Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. - М.: Педагогика, 1985. Гл. III. - С. 43-57.

27.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С.49-53.

28.Кузовлев  В.П., Лапа Н.М. Английский язык. Книга для учителя к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2000. - 94 с.

29.Кузовлев В.П., Лапа  Н.М. и др. Английский язык. Учебник  для 9 класса общеобразовательных учреждений. 4-е издание. - М.: Просвещение, 2000. -288 с.

ЗО.Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. Счастливый английский. Книга 2. - М.: Просвещение, Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, 3-е  издание. 1996. -336 с.

31.Леонтьев А.А. Педагогическое  общение. - М.; Нальчик, 1996. - 93 с.

32.Манеева О.Г. Развитие у будущего учителя умения управлять эмоциональным состоянием учащихся // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2.-С. 93-94.

ЗЗ.Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода  к обучению иностранным языкам в России // Иностранные языки в школе. -1997. - №6.-С. 11-16.

Информация о работе Использование муз произведений как средство формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе изуче