Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:44, дипломная работа
Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры (Реймер Р.В., 2007).
Развитие социокультурной компетенции учащихся наряду с речевой,
языковой, компенсаторной и учебно-познавательной является
основополагающей составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции - цели обучения иностранному языку, сформулированной в Федеральном компоненте образовательного стандарта по иностранному языку (Образование в документах и комментариях, 2004). Таким образом, современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.
В данном исследовании нас интересует вопрос: может ли использование учителем музыкальных произведений на уроке иностранного языка стать эффективным средством формирования и развития у учащихся социокультурной компетенции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8 1.1. Проблема использования музыкальных произведений на уроке иностранного языка в отечественной и зарубежной методике обучения иностранному языку.... 8
1. 2. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2. 1. Критерии отбора музыкальных произведений для формирования и развития
социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку34
2. 2. Этапы работы с музыкальным произведением как средством формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2 86
Приложение 3 93
SUMMARY 102
Проанализирован опыт использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку для: создания определенного настроения и соответствующей атмосферы общения; того, чтобы задать темп выполнения того или иного задания; снятия напряжения; обеспечения эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой; создания учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор; добавления национального колорита в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности); обеспечения
64
направленной рефлексии
на имеющиеся гуманитарно-
Проанализированы и обобщены результаты современных отечественных и зарубежных исследований по проблеме использования музыки на уроках иностранного языка (Агошков А.В., 1997; Аитов В.Ф., 1991; Андреева И.А., 2002; Варенникова Ж.Б., 1998; Виноградова Е.В., 2001; Карпиченкова Е.П., 1990; Клементьева Т.Б., 1999, 2007; Никитенко З.Н., Оснякова О.М.,1991; Оганесян Н.Т., 1995; Реймер Р.В., 2007; Рогова Г.В., Верещагина И.Н., 1998; Салтовская Г.Н., 2002; Соловова Е.Н., 2008; Murphey Т., 1992 и др.), а так же имеющиеся УМК и языковые курсы: курс по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе Н.Н.Ачкасовой (Ачкасова Н.Н., 1997, 2006), песенный курс «Singlish» для обучения английскому языку учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы В.Ф.Аитова (Аитов В.Ф., 1991), методика совершенствования устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности Н.Ф.Орловой (Орлова Н.Ф., 1991) и система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам Г.А.Китайгородской (Китайгородская Г.А., 1987).
Был сделан вывод о практическом отсутствии использования музыки в качестве средства формирования и развития социокультурной компетенции на уроке английского языка на среднем этапе обучения и о необходимости проведения нашего исследования. Таким образом, первая и вторая задача из поставленных во введении были решены.
Второй параграф первой главы посвящен вопросу о роли музыкальных произведений в процессе формирования социокультурной компетенции на уроке иностранного языка. Здесь было рассмотрено содержание понятия «социокультурная компетенция» в трактовке образовательного стандарта по
65
английскому языку и отечественных методистов, также была описана роль овладения социокультурной компетенцией в обучении иностранному языку. В основе данной компетенции лежит: умение выделять общее и культурно специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, различных исторических этапов одной и той же страны, социальных слоев общества. Готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом межкультурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия. Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений, норм жизни, верований и т.д. на существование. Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.
Во второй главе настоящего
исследования было показано, что использование
аутентичных музыкальных
66
учащихся к изучению иностранного языка и благоприятной атмосферой на уроках. Таким образом, еще несколько поставленных нами задач нашло свое решение в данной работе.
Нам удалось выявить критерии отбора музыкальных произведений для развития социокультурной компетенции учащихся, которые нашли свое отражение в первом параграфе второй главы. Музыкальное произведение в качестве средства развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка должно: быть аутентичным; быть актуальным и методически ценным (соответствовать: тематическому содержанию и другим программным требованиям обучения на определенном этапе; уровню владения учащимися иностранным языком; интересам учащихся соответствующей возрастной группы); обладать языковой ценностью и информативностью с точки зрения лингвострановедческого и культурологического содержания; воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, служить стимулом к иноязычному общению); служить средством эстетического воспитания учащихся.
Изученный опыт работы с различными музыкальными произведениями позволил нам описать общий принцип, модель работы с ними, преимущественно на примере песенного материала и информации из мира музыкальной индустрии во втором параграфе второй главы исследования. Нами были выделены следующие этапы работы с музыкальным произведением как средством развития социокультурной компетенции на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения:
- подготовительный этап: со стороны учителя включает в себе тщательную подготовку раздаточных материалов (по отобранным ранее музыкальным произведениям) и инструкции по их использованию. Со стороны учеников - выполнение четко сформулированного домашнего задания, ориентирующего их в теме, которую они начинают изучать. Предварительная беседа по теме. Распределение заданий между учениками.
67
Полученная нами модель,
ставшая результатом обобщения
практического опыта
Разработать методические рекомендации для учителей средней школы по использованию музыкальных произведений на уроках иностранного языка нам удалось в самом общем виде. Их теоретическая и практическая значимость определена актуальностью исследования, т.к. они отражают наш опыт использования известных методических средств в новом ракурсе.
В результате мы можем констатировать успешное решение поставленных нами задач. И подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что использование музыкальных произведений на уроке иностранного языка может выступать эффективным средством формирования и развития социокультурной компетенции учащихся, если отбор музыкальных произведений будет осуществляться на основе принципов социокультурной ценности и методического потенциала; при отборе музыкальных
68
произведений будут учитываться возрастные и познавательные потребности школьников; уровень их общего и языкового развития; мотивация; также огромную роль в достижении положительного результата имеет тщательная подготовка раздаточных материалов, заданий и упражнений, а также инструкций к ним и учете всех особенностей группы, в которой планируется использовать музыкальные произведения в качестве развития социокультурной компетенции.
69
БИБЛИОГРАФИЯ
Ю.Богатикова Л.И. К проблеме развития культурно-языковой интуиции. // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 3. - С.34-38.
70
11.Боума Э., Клементьева
Т. Б. Семья и домашние
12.Варенникова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6. - С. 65-69.
И.Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. УМК для школ с углубленным изучением англ. языка. - М: Просвещение, 2006.
14.Вершинина Г.В.
15.Виноградова Е.В.
Лингво-когнитивные аспекты
16.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Оснякова О.М., О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе.-1991.-№1.-С. 17-22.
17.Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи: На материале рок-групп. - М.: Знание, 1988.-62 с.
18.Журнал для изучающих английский язык «Speak out». -М.: Глосса-пресс. -2003.-№6.-С. 26-27.
19.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М: Логос, 1999. - 164 с.
20.Игнатова Т.Н. Английский язык для общения. Интенсивный курс. Серия Complete English. Выпуск 1. Windows Version. - 1995.
21.Илле М., Сакмаров О. Рок-музыка и ее поклонники // Соц. Ис. - 1989. - № 5.-С. 64.
22.Карпиченкова Е.П.
Роль музыки и песен в
23.Китайгородская Г.А.
Методика интенсивного
71
24.Китайгородская Г.А.
Научно-методическое пособие
25.Китайгородская Г.А.
Система интенсивного
26.Крупник Е.П., Рабинович
Р.Г. Развитие музыкальных
27.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С.49-53.
28.Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Английский язык. Книга для учителя к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2000. - 94 с.
29.Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. Английский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 4-е издание. - М.: Просвещение, 2000. -288 с.
ЗО.Кузовлев В.П., Лапа Н.М.
и др. Счастливый английский. Книга
2. - М.: Просвещение, Учебник для 7 класса
общеобразовательных
31.Леонтьев А.А.
32.Манеева О.Г. Развитие у будущего учителя умения управлять эмоциональным состоянием учащихся // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2.-С. 93-94.
ЗЗ.Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России // Иностранные языки в школе. -1997. - №6.-С. 11-16.