История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Среднее профессиональное образование повышенного уровня — образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации.

Среднее специальное учебное заведение - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Главными задачами среднего специального учебного заведения являются:

  1. удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
  2. удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;
  3. организация и проведение методических, научно-методических, опытноконструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения;
  4. переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
  5. распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Стандарт (от лат. standart— норма, образец) — в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:

  1. установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения;
  2. повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;
  3. обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;
  4. упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;
  5. установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.

Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный.

Стажировка - формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Структура среднего профессионального образования — совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего профессионального образования — базовое и повышенное.

Студенчество - это мобильная социальная группа, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Техникум - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Университет - высшее учебное заведение, которое:

  1. реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
  2. осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
  3. выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
  4. является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Урок (учебное занятие)- форма организации учебной работы в школе, профессиональном училище, в среднем специальном заведении, при котором учитель (преподаватель) занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (студентов) по стабильному расписанию, используя разнообразные методы для достижения дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы. В соответствии с сущностью процесса обучения урок содержит, с одной стороны, элементы деятельности педагога, ведущего преподавание, с другой стороны - деятельность учащихся (студентов), выражающуюся в учении. Каждое учебное занятие тесно связано с предыдущим и последующим, является составной частью системы учебных занятий по какой-либо учебной темеили по предмету в целом.

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения. Учебная программа состоит из трех основных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного предмета, и некоторых дополнительных: титульный лист, перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии), перечень курсовых работ (при наличии), перечень литературы и средств обучения.

Учебная экскурсия- форма обучения, позволяющая организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т.п.) или в музеях, на выставках и пр.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Учебно-программная документация — система нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной специальности. К учебнопрограммной документации относятся квалификационные характеристики специальностей, учебные планы, учебные программы.

Учебный план — это государственный нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений обучающихся.

Учебный предмет — дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в учебном заведении.

Формы обучения - организационные особенности обучения. Это понятие предполагает не только организацию трех форм обучения учителя с учащимися, студентами (фронтальная, групповая, индивидуальная), но и разные виды учебных занятий, где эти формы работы используются педагогом. Поскольку установлена определенная номенклатура занятий, выделяются следующие формы обучения: очная, заочная, вечерняя, экстернат.

Функциональная грамотность - это минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования.

Цели обучения — сознательно спланированные результаты процесса обучения, состоящие в накоплении знаний, овладении умениями и навыками, а также в формировании личностных качеств учащихся. В процессе профессионального образования главными целями являются прирост профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально значимых качеств личности.

Цикл предметов — совокупность учебных предметов, относительно обособленных в учебном плане, имеющих точно определенные цели.

Этапы развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональные квалификация, компетентность и культура личности.

Перечень источников информации

  1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М., 1999.
  2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. — М., 1998.
  3. Закон РФ «Об образовании»: Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере профессионального образования. — М., 2000.
  4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования. -М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.
  5. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
  6. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева и др. - М., 1997.
  7. Семушина, Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. - М., 1993.
  8. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001.

Информация о работе История развития профессионального образования