Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат
Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.
Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61
Среднее профессиональное образование повышенного уровня — образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации.
Среднее специальное учебное заведение - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Главными задачами среднего специального учебного заведения являются:
Стандарт (от лат. standart— норма, образец) — в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:
Стандарт профессионального обр
Стажировка - формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.
Структура среднего профессионального образования — совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего профессионального образования — базовое и повышенное.
Студенчество - это мобильная социальная группа, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
Техникум - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Университет - высшее учебное заведение, которое:
Урок (учебное занятие)- форма организации учебной работы в школе, профессиональном училище, в среднем специальном заведении, при котором учитель (преподаватель) занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (студентов) по стабильному расписанию, используя разнообразные методы для достижения дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы. В соответствии с сущностью процесса обучения урок содержит, с одной стороны, элементы деятельности педагога, ведущего преподавание, с другой стороны - деятельность учащихся (студентов), выражающуюся в учении. Каждое учебное занятие тесно связано с предыдущим и последующим, является составной частью системы учебных занятий по какой-либо учебной темеили по предмету в целом.
Учебная программа — это нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения. Учебная программа состоит из трех основных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного предмета, и некоторых дополнительных: титульный лист, перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии), перечень курсовых работ (при наличии), перечень литературы и средств обучения.
Учебная экскурсия- форма обучения, позволяющая организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т.п.) или в музеях, на выставках и пр.
Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.
Учебно-программная документация — система нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной специальности. К учебнопрограммной документации относятся квалификационные характеристики специальностей, учебные планы, учебные программы.
Учебный план — это государственный нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений обучающихся.
Учебный предмет — дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в учебном заведении.
Формы обучения - организационные особенности обучения. Это понятие предполагает не только организацию трех форм обучения учителя с учащимися, студентами (фронтальная, групповая, индивидуальная), но и разные виды учебных занятий, где эти формы работы используются педагогом. Поскольку установлена определенная номенклатура занятий, выделяются следующие формы обучения: очная, заочная, вечерняя, экстернат.
Функциональная грамотность - это минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования.
Цели обучения — сознательно спланированные результаты процесса обучения, состоящие в накоплении знаний, овладении умениями и навыками, а также в формировании личностных качеств учащихся. В процессе профессионального образования главными целями являются прирост профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально значимых качеств личности.
Цикл предметов — совокупность учебных предметов, относительно обособленных в учебном плане, имеющих точно определенные цели.
Этапы развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональные квалификация, компетентность и культура личности.
Перечень источников информации
Информация о работе История развития профессионального образования