Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая
формирование
в процессе нормального
1.1.1 Нейропсихологические
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Объектом исследования является процесс
развития речи умственно отсталых детей.
Субъектом наблюдения представлены умственно отсталые дети
старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Предметом изучения являются особенности развития импресивной
и экспрессивной речи детей с нарушенным интеллектом.
Цель: В данном исследовании я хочу раскрыть и
проанализировать трудности, возникшие в процессе
коррекционного обучения развитию речи умственно отсталых
дошкольников.
Гипотеза: Предполагается, что предпосылками к формированию и
становлению речи умственно отсталых детей является развитие и
совершенствование навыков общения и расширение
межличностных контактов в жизнедеятельности ребенка.
В связи с этим я поставила перед собой ряд задач:
1. Раскрыть и изучить
«Особенности развития речи умственно отсталых детей».
2. Ознакомиться с социальными
условиями среды, окружающей
3. Провести беседу с
4. Выявить специфику организации учебно-воспитательной работы.
5. Изучить особенности и
Для реализации поставленных задач я использовала следующие методы исследования:
- различные виды наблюдения (прямое,
опосредованное; явное, скрытое;
кратковременное,
- стандартизированные и не
- изучение «продуктов»
- организация педагогического
процесса с применением на
практике определенных видов
методик, позволяющих выявить
и скоррегировать характер и
степень нарушения развития
Введение.
Речь является наиболее ранней функцией,
бурно развивающейся в первые
годы жизни ребенка. Но она же обычно
оказывается и более ранимой.
Поэтому при раннем органическом
поражении головного мозга
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
Устная речь детей с умеренной умственной отсталостью чрезвычайно примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
В силу больших компенсаторных возможностей развивающегося детского мозга результаты коррекционного вмешательства в речевую деятельность во многом зависят от времени начала целенаправленной логопедической работы. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности и социальной адаптации детей, страдающих умственной отсталостью. Система комплексной логопедической работы должна учитывать взаимообусловленность развития основных компонентов речи, процесс развития которой у детей является сложным и многогранным.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
Речевой процесс осуществляется в сложной системе единства уровней
нервной системы (коры, подкорковых образований, проводящих путей, ядер
черепно- мозговых нервов) и органов артикуляции.
Речь развивается как
условно-рефлекторной деятельности. Речевой акт, как и другие проявления
высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором
участвуют многие уровни нервной системы. Речь у детей развивается на
основе подражания взрослым. Физиологически в основе подражания лежит
рефлекс подражания, на наиболее простой по своему механизму и поэтому
легко образуется. Первоначально под воздействием раздражителей
внутренней среды наряду с разными движениями тела у младенца возникает
мышечные сокращения и в органах речи, в результате чего образуется звук
(гуление, лепет). Это безусловные звуковые рефлексы, постепенно
совершенствуясь, сначала включается в первую сигнальную систему, а затем
со второго года – и во вторую, уже как элементы речи. При произношении
элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба,
щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждения в
специальных кинестезических и
связанных с ними двигательных клетках
коркового отдела речевого анализатора.
Эти возбуждения совпадают во
времени с раздражениями от звучания
произносимых слов, вызывающих возбуждения
в слухо-речевом анализаторе, и
одновременно от непосредственного
воздействия на кору предметов и
явлений, обозначаемых воспринятыми словами.
В следствие одновременности
двигательных и слуховых раздражений
образуются условные связи между
двигательными и слуховыми
Кора головного мозга тесно связана с подкорковыми образованиями в
единую функциональную систему.
Лобный конус выполняет
функцию. Он надстраивается над всеми отделами коры, объеденяет их,
получая информацию из всех ее областей. Значение лобного конуса состоит в
том, что, соеденяясь с речевыми отделами коры, он делает речь
осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры
создается программа речевого высказывания (внутренняя речь), программа
волевой деятельности, планирования поведения.
Высшим отделом,
головного мозга, каждый из отделов которой выполняет свою функцию:
раздражения. Наибольшее значение имеет левая височная доля. Здесь
звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс
понимания чужой речи.
формировании продуктивной речи (лексика и лексико-грамматические
структуры).
артикулярных органов (автоматизация двигательных актов).
зрительных раздражений.
Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания
корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные
зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы
раздражители, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени.
Благодаря сочетаниям раздражителей, приходящих в кору головного мозга
одновременно, формируются связи между долями головного мозга. На
основе этих связей в последующем разовьется восприятие и воспроизведение
речи.
Все движения артикулярных органов, верхних и нижних конечностей
фиксируются в теменной доле мозга и определяются как заученные
движения-праксис. Связи между зрительными и двигательными отделами
коры называются оптико-моторными, а между слуховым и двигательным –
акустико-моторными. От моторной области, находящейся в передней
центральной извилине коры головного мозга, начинается пирамидный путь
(путь произвольных движений). Пирамидный путь условно подразделяется
на корково-бульбарный и корково-спинальный, заканчивающиеся в ядрах
черепно-мозговых нервов и в спинном мозге.
От ядер черепно-мозговых нервов и спинного мозга отходят периферические
нервы к мышцам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Импульс к
речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его
реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования, тесно
связанные между собой.
Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу
говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и
межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим
плавный и протяжный выдох, необходимый для произнесения слова и
словосочетания, целой фразы. Эту область называют энергетической, т.к
сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.
Вторая точка приложения нервного импульса – голосовые связки, от которых
зависят закрытие голосовой щели, модуляция голоса, образование
подъязычного давления, обеспечивающих образование голоса.
Третья точка приложения нервного импульса на периферии – ротовая
полость и надставная труба. В ротовой полости благодаря движению языка,
губ и мягкого неба образуется щель и затворы, дифференцируются звуки
речи, что необходимо для четкого их произнесения. В резонаторную систему
включается вся надставная труба – ротовая полость, глотка, придаточные
пазухи и полость носа, которые усиливают голос, придавая ему
индивидуальную окраску.
К органам артикуляции подходят
также волокна
несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп,
ритм, плавность и эмоциональную окраску речи. Плавно модулируя и меняя
объем на каждом речевом звуке, надставная труба обеспечивает тембр, силу
и полетность голоса. Под влиянием двух потоков обратной связи – слуховой
и кинестетической – в коре головного мозга складывается память на
правильное произнесение определенных слогов данного языка. При
поражении различных отделов нервной системы, участвующих в
формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи.
*Афазия (распад сформированной речи) и алалия (несформированность речи
с раннего детского возраста) связанные с поражением коры головного мозга.