Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Дальнейшее совершенствование
звуковых образов слов в
Нарушения этого взаимодействия проявляются прежде всего в неправильном формировании звуковых образов слов и фонематический представлений и недоразвитии слухового контроля своей собственной речи.
Однако овладение звуковой
системой речи и словарем еще
не обеспечивает полноценной
коммуникации. Основной коммуникативной
единицей речи является
Дальнейшее развитие
Для усвоения морфологического
изменения слов требуется
В начале у ребенка происходит
ориентировка на общую
Таки образом, самосознание
вырастает на основе
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
Разрабатывая вопросы
Таким образом, в настоящее
время в отечественной
Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционные для логопедии содружества с медициной, но в отличии от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболевания. Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходах от общего к частному.
В данной классификации
Исходя из потребностей
Клиническим
критериям в данной
Все виды
нарушений, рассматриваемые в
данной классификации, на
Нарушения устной речи.
Они могут быть разделены на два типа:
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть
дифференцированы в
Проявляется либо в отсутствии фонации
(афония), либо в нарушении силы, высоты
и тембра голоса (дисфония), может
быть обусловлена органическими
или функциональными
Проявляются в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении.
Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный.
Нарушение обычно возникает
в процессе развития речи
Описанные дефекты являются
избирательными, и каждый из них
имеет статус самостоятельного
нарушения. Однако наблюдаются
и такие, в которых
Появляется в патологическом изменении
тембра голоса, который оказывается
избыточно назализованным вследствие
того, что голосовыдыхательная струя
проходит при произнесении всех звуках
речи в полость носа и в ней
получает резонанс. При ринолалии
наблюдается искаженное произнесение
всех звуков речи (а не отдельных, как
при дислалии). При этом дефекте
часто встречаются и
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.
Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артрикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.
Дизатрия является следствием
органического нарушения
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической и функциональной.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе – торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.
Брадилалия и тахилалия объеденяютс под общим названием – нарушение темпа речи.
Является центрально обусловленным, имеет органическую и функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.
Нарушения стрктурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
Одна из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств не формируются, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями , что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов преимущественно страдает.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло после в возрасте до 3 лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте , говорят об афазии.
Нарушение письменной речи.
Их подразделяют на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются рпасстройства письма, а при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.