Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
*Дизартрия (нарушение
поражения различных уровней
систем координации.
*Заикание – сложное
Для понимания сущности и механизмов речевого недоразвития большое
значение имеет прежде всего
разграничение таких
как язык, речь, речевая деятельность.
Язык – это система условных символических знаков, создаваемых той или
иной народностью в целях общения. Язык, таким образом, относится к числу
социальных явлений. «Язык» - по выражению Ф. де Соссюра – «есть система
знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнить с
письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с
формами учтивости, с военными сигналами и т.д. Он только наиважнейший
из этих систем».
Речевая деятельность имеет
психофизиологическую природу.
человеческого организма и прежде всего мозга, направленная на
использование усвоенного языка в целях коммуникации.
Речь же является продуктом этой деятельности, т.е речь – «это
определенная
предложений), регулируемая законами языка и работой сознания,
формирующего ту или иную мысль».
Язык, таким образом, является
одним из важнейших
деятельности, так как именно он придает ей характер специфической
деятельности человека.
Разграничение этих понятий
существенно изменяет сам
речевых нарушений и их преодолению: совершенно очевидно, что для
нахождения наиболее оптимальных путей устранения того или иного
речевого дефекта важно выявит не только имеющиеся у ребенка отклонения речи , но, анализируя их с учетом названных положений, определить нарушенное звено речевой деятельности и направит коррекционную работу на компенсацию этого звена.
В разработке учения о
структуре речевой
Речевая деятельность имеет
сложную структуру. Она
В процессе усвоения языка ребенок овладевает языковыми навыками разного уровня.
В языковых знаках выделяют их внешнюю сторону и содержание. Внешняя сторона таких знаков представлена корпусом фонем. Фонемы сами по себе не выражают ни какого значения, но они служат для складывания и различения значимых единиц языка – морфем слова. Для выполнения этой роли фонемы должны быть противопоставлены в системе языка. Таким противопоставлением называются оппозициями: например, в фонеме д мы можем выделить признак звонкости в отличии от глухости т, что дает возможность различать слова дом-том.
Минимальным языковым знаком, несущим смысловое значение, является морфема, более сложные – слова и предложения.
Какое значение выражают
морфемы? Корневые морфемы
Слова называют вещи или явления, т.е несут назывную, или номинативную, функцию. Однородные знаки, взаимодействуя в языке, организуются в системы (фонетическая, морфологическая и др.). Объединение фонем в морфемы, фонем и морфем в слова, слов в предложения происходит в соответствии с определенными законами языка.
Таки образом, в процессе
овладения языком ребенок
Но усвоить язык – это
еще не значит общаться с
его помощью. Человек не
Действие программирования
речевого высказывания
В процессе действия понимания речи происходит восприятие и членение звукового ряда, опознание в нем всех слов и морфем и расшифровка значения всего высказывания в целом с учетом усвоенных правил сочетания языковых знаков.
Необходимо подчеркнуть, что эта деятельность, предшествующая речевому высказыванию и его пониманию, не является делом сознательно проводимого анализа. Она осуществляется специализированными речевыми системами (физиологическими механизмами речи) и формируются по мере их созревания под влиянием общения ребенка со взрослым. В процессе поступательного речевого развития указанные действия достигают степени совершенства, т.е осуществляются автоматизировано. Но эта автоматизация является результатом многоступенчатого пути развития.
Как указывал А.Р Лурия, языковая компетентность
и применение языка не являются независимыми
явлениями. Можно думать, что сама
компетентность в языке есть в
значительной мере результат развития
его применения и что только в
процессе активного общения у
ребенка возникает усвоение языка..
Таким образом, сложный процесс
формирования речи у ребенка происходит
как процесс усвоение языка и
действий речевого программирования и
понимания. Однако при рассмотрении
вопросов детской речи необходимо,
как отмечает А.А Леонтьева, различать
формирование речевых механизмов и
речевых умений. Ребенок должен научиться
использовать указанные речевые
механизмы доя различных целей
общения. Это и есть развитие речевых
умений. Таким образом, ребенка необходимо
учить общению с помощью
Какие психологические
Усвоение языка, а именно
значение морфем, слов, предложений,
их правильное смысловое
Вместе с тем выделяют
и специфические
Большую роль в этом играет способность мозговых механизмов анализировать мышечные ощущения, возникающие при имитации ребенком отдельных звуков и слов, а также хранить их (двигательная память).
Овладение грамматической системой языка
и ее использование связаны с
развитием названных ранее и
других операций. В частности, большое
значение для усвоения грамматической
системы словоизменения и словообразования
имеет развитие у ребенка способности
неосознанно устанавливать
В процессе программирования
собственного высказывания
Сенсомоторный уровень
Гностико-праксический уровень
обеспечивает акустический
Языковой уровень обеспечивает
усвоение языка и речевых
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе
Как происходит формирование всех указанных операций, обеспечивающих овладение ребенком речью, в процессе нормального онтогенеза?
Для правильного анализа отклонений в речевом развитии ребенка и нахождение наиболее оптимальных методов их преодоления этот вопрос является весьма существенным. Процесс формирования речевой деятельности проходит длительный и сложный путь развития. Сначала у ребенка отмечается лишь рефлекторные голосовые реакции (плач, крик). В 3-4 месяца появляется гуление (нерасчлененные голосовые комплексы). В 5-6 месяцев гуление перерастает в лепет. Звуки лепета по сравнению с гулением носят более расчлененный и отчетливый характер. Но гуление и лепет постепенно угасают, так как они не несут никакой социальной значимости, однако и гуление и лепет играют определенную рольв формировании речи – они способствуют развитию слухового восприятия и артикуляционного аппарата ребенка. Развитие же речи, ее социальной функции начинается с того момента, когда она становится средством общения, т.е когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и использует ее для выражения своих мыслей.
Как известно, в возрасте 8 месяцев
ребенок овладевает
Названный период ( от 11 месяцев
до 1 года 10 месяцев – 2 лет) характеризуется
увеличением пассивного