Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

(Идут вдоль бровки, невдалеке видна компания парней, они сидят, жгут костер).

 

Ручьевой – Вот, пожалуйста, посмотрите на это безобразие!

 

Деснянка – Уважаемые молодые люди, вы разве не знаете, что нельзя жечь траву, и посмотрите, вы набросали кучу мусора!

 

Иван – А чего нам! Мы всегда здесь отдыхаем.

 

Водяной – Оно и видно. Кругом бутылки, банки, бумага, пакеты! Ужас!

 

Иван – А ты, дед, молчи! Нельзя, что ли? Идите от сюда, не мешайте отдыхать.

 

Меловой дед – А что это у тебя в руке? Ты зачем наломал веток?

 

Иван – Захотел и наломал. А что, по-твоему, пусть комары меня едят? Деревьев много, можно пару веток и отломать.

 

Дворец  пионеров – Вот видите, дети! Такие как Иван набросают мусора, загрязнят воду, обезобразят почву кострищами, поломают деревья, вот и получается, что происходят с нами несчастья.

 

Иван – А что за несчастья?

 

Деснянка – Дети, давайте расскажем, что вы запомнили из рассказов наших друзей. (Дети рассказывают Ивану и его друзьям о тех бедах, которые им поведали Ручьевой, Водяной, Дворец Пионеров).

Иван – Ох и правда, беда! Я не знал, что все так серьезно. Эй, ребята, быстро давайте уберем этот мусор, что мы набросали. И не ломайте деревья. Костер будем жечь только в условленном месте. Простите нас, мы больше не будем.

 

Ручьевой – То-то же! А то вы отдохнули, а нам страдай!

 

Деснянка – Вот и замечательно, что все уладилось. Пойдемте дальше. (Идут дальше. Видят невдалеке стадо коз и пастушку. Подходят ближе).

 

Дворец  Пионеров – Вот еще одно горе нашего оврага. Козы! Они страшно выедают траву.

 

Деснянка – Девушка, вы разве не знаете, что нельзя пасти коз на склонах оврага. Ведь они выедают траву, осыпается почва и овраг разрушается.

 

Девушка – А что мне делать? Куда прикажете их вести, умники?

 

Водяной – Девушка, мы не против ваших коз, но поймите и вы нас. Они приносят большой ущерб нашему оврагу.

 

Древняя Рыба – Я даже помню, как козы выели целую пустыню в давние времена.

 

Девушка – Мои козы пустыню не выедят. А вообще-то идите, куда идете! Я своих коз никуда не поведу и все! Больше мне с вами не о чем разговаривать.

 

Меловой дед – Вот и все. И она права, но и мы же тоже страдаем.

 

Деснянка – Да, и как же эту задачу решить. Дети, подумайте, а потом напишите свои предложения в классе. А кстати, что это за красивый дом на той стороне оврага?

 

Дворец  Пионеров – Вот и пришло мое время показать вам причину своего горя. Посмотрите, в него не вселяются люди, потому что он оседает в овраг. А в чем причина? А в том, что он тоже построен на мелу, как и я, и его ждет такая же участь.

 

Деснянка – Что-то мы с вами загрустили. Давайте спросим у детей, как можно вам всем помочь. (Дети высказывают свои предложения. В конце делается вывод о том, что нужно посадить деревья, перестать сжигать траву, пасти коз, нужно убирать мусор и превратить овраг в зону отдыха горожан).

 

Меловой дед – А теперь, дети, мы хотим вас познакомить с жителями нашего оврага. Пожалуйста! ( Появляются синичка, кукушка, соловей и ястреб-перепелятник. Рассказывают о себе: как выглядят, чем питаются, где живут. А в конце выступления говорят о том, что очень любят свой овраг, что в нем растет и живет много интересного: птицы, насекомые, растения, рептилии и предлагают детям разгадать кроссворды о жителях оврага).

 

    В конце  экскурсии подводятся итоги, что  узнали нового, с кем познакомились, что увидели.

    Общий вывод  можно сделать такой: 

во-первых, дети очень  мало знают о природе родного  края, этим мероприятием можно восполнить этот пробел,

во-вторых, далеко не всегда получается выявить задатки к  театральной игре, поэтому периодические просмотры, проходящие в раскованной атмосфере, направлены на выявление театральных способностей. Данный спектакль расширяет горизонты познания детей, воспитывает чувство бережного  отношения к природе, любовь к прекрасному. А это одна их главных задач эстетического воспитания.

    В данном  параграфе мы предложили свою  программу эстетического воспитания для четырех классов начальной школы, направленную на эстетическое и, в целом, всестороннее развитие личности ребенка. Так же описали эксперимент, в котором нам удалось на практике в 4 классе школы №54 г. Брянска реализовать часть разработанной программы.

    Чтобы  сделать вывод о результатах  проведенного эксперимента, нами  проводилась текущая диагностика (наблюдение, анализ творческой деятельности детей) анкетирование). Текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности учащихся, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Через текущую диагностику учитель имеет возможность быстро реагировать на изменение в уровне эстетической воспитанности школьников, тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива         [12, с.18]. В текущей диагностике нами использовался метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение проводилось по плану (Приложение №8) на каждом этапе организованных нами мероприятий. Результаты наблюдений таковы: все ребята активно участвовали при обсуждении вопросов организации мероприятий, предлагалось множество различных идей, при проведении ребята придерживались ранее оговоренного плана, творчески и эмоционально готовили свою часть программы, общий настрой ребят был доброжелательным, после проведения мероприятия каждый высказывал свою оценку.

Можно сделать общий  вывод о том, что результат  организованного воспитательного процесса был положительным. Ребята с удовольствием участвовали во всех делах, выполняли творческие задания.

Также нами было проведено анкетирование учащихся (приложение №9). Цель данной анкеты: выявить результативность проведенной работы, дать оценку степени усвоения знаний учащимися в процессе проводимых мероприятий.

 

Вопросы анкеты

 

  1. Назовите природные памятники Брянска.
  2. Назовите места боевой славы Брянска.
  3. Какая главная река протекает по территории города Брянска?
  4. Какой город был основан Юрием Долгоруким?
  5. В каком городе находится известный музей «Эрмитаж» и разводятся мосты?
  6. Кто написал картину «Демон»:

А) Шишкин

Б) Врубель

В) Рублев?

  1. Кто иллюстрировал русские сказки?
  2. Напишите первую строчку гимна Брянска?

 

Результаты анкеты

Таблица № 4

 

Кол-во правильных

ответов

8 из 8

7 из 8

6 из 8

Кол-во ребят

15

3

1

% - ое соотношение

78,9 %

15,1 %

5 %


 

Таким образом, после  обобщения результатов анализа творческих работ, наблюдения и анкетирования, мы имеем следующие показатели уровня эстетической воспитанности учащихся после ОЭР.

 

Таблица № 5

 

Уровни

высокий

средний

низкий

Кол-во учащихся

4

9

6

% - ое соотношение

21 %

47 %

32 %


 

Сравнение полученных результатов с результатами диагностики дает возможность составить следующую таблицу.

 

Результаты  диагностики уровня эстетической воспитанности 

учащихся 4 б  класса

Таблица № 6

 

Уровни эстетической воспитанности

В начале ОЭР

В конце ОЭР

 

 

Высокий

Кол-во уч-ся

%-ое 

соотношение

Кол-во уч-ся

%-ое 

соотношение

3

16 %

4

21 %

Средний

6

32 %

9

47 %

Низкий

10

52 %

6

32 %


 

По результатам таблицы  № 6 мы можем составить следующую  гистограмму:

 

 

Из гистограммы видно, что при целенаправленной работе по предложенной программе, в которой отражены цели, задачи, подобраны эффективные формы и методы эстетического воспитания, при постоянном включении учащихся в групповой творческий процесс, уровень эстетической воспитанности детей повышается.

 

 

    1. Методические рекомендации учителям начальных классов 

по  эстетическому воспитанию младших школьников

 

 

Изучение педагогического  опыта учителей начальных классов  и результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что при работе с младшими школьниками для успешного решения задач эстетического воспитания необходимо соблюдать следующие условия:

    • в силу многообразия проявлений и сторон эстетической воспитанности невозможно замкнуть работу на одной форме или методе. Формирование полноценной эстетической воспитанности требует использования разнообразных средств, форм и методов, отраженных в разработанных программах, т.е. использование во внеурочное время музыкальных, художественных или поэтических рядов для полного и более эмоционального решения проблем эстетического воспитания;
    • учитель должен быть теоретически готов формировать знания, умения, навыки, необходимые эстетически воспитанной личности. Для этого самому учителю необходимо овладеть широкими познаниями в области искусства, а также знать, какую работу, когда и где проводить с младшими школьниками. Другими словами, нужна теоретическая и методическая подготовка. Как показывает опрос учителей, такая подготовка учителя к формированию эстетической воспитанности младших школьников достаточно слабая. Многие учителя главную задачу видят в том, чтобы вооружить детей умениями качественно выполнять задания, усваивать учебный материал, что, конечно, немаловажно, но эстетическому воспитанию уделяется очень мало времени и, в большинстве своем, оно проводится спонтанно, без каких-либо программ, где отражено целенаправленное формирование эстетической воспитанности младших школьников;
    • большое значение имеет сочетание внеурочной и учебной работы. Возможность неформального обучения с искусством создает условие для получения дополнительных сведений, расширения кругозора. Неформальное обучение во внеурочное время позволяет диагностировать уровень эстетической воспитанности младших школьников. Поскольку этот уровень проявляется через деятельность и поведение, учитель имеет возможность в достаточно свободной обстановке наблюдать за проявлением отношения учащихся к искусству, к природе, к быту и делать выводы об уровне эстетической воспитанности. Таким образом, разумное сочетание учебной и внеурочной работы создает необходимые условия для формирования эстетической культуры учащихся начальных классов;
    • при формировании уровня эстетической воспитанности необходимо, чтобы учитель хорошо знал своих учеников, видел их склонности и интересы, и в соответствии с этим строил воспитательный процесс, т.е. учителем должен осуществляться индивидуальный подход;
    • учителю необходимо при осуществлении разработанной программы эстетического развития использовать различные средства наглядности (репродукции картин, портреты писателей и поэтов, демонстрация народного творчества), ТСО (музыкальные произведения, тематические видеофильмы), костюмы для актеров, играющих в классном театре.

Таким образом, можно  сделать вывод о следующих  особенностях работы учителя начальных  классов, направленной на повышение  уровня эстетической воспитанности младших школьников:

    • работа по специально разработанной программе;
    • теоретическая и методическая подготовленность учителя;
    • сочетание внеурочной и урочной работы;
    • индивидуальный подход к ученику;
    • использование разнообразных средств, форм и методов эстетического воспитания.

 

Вывод по 2-ой главе

 

Во 2-ой главе нашей  работы нами была проведена первичная  диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников и разработана программа эстетического воспитания младших школьников во неурочное время, рассчитанная на 4 года обучения в начальной школе. На практике нам удалось реализовать часть нашей программы. Мы подготовили и провели с детьми различные мероприятия эстетической направленности. Содержание мероприятий подбиралось в соответствии с интересами и потребностями детей. Использовались различные формы и методы эстетического воспитания, которые показали свою эффективность: уровень эстетического воспитания младших школьников повысился.

Также нами были разработаны  методические рекомендации учителям начальных  классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наша дипломная работа состоит из 2-х глав. В 1-ой главе  рассматриваются педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Описана история развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практики, дается определение и содержание основных понятий, раскрыты сущность эстетического воспитания, сформулированы принципы, цели, задачи эстетического воспитания детей. Также отдельный параграф посвящен опыту работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Во второй главе нами была проведена первичная диагностика  уровня эстетической воспитанности младших школьников (опросы учителей, анкетирование детей) и разработана программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время, рассчитанная на 4 года обучения в начальной школе. На практике нам удалось реализовать часть этой программы. Мы подготовили и проведи с детьми различные мероприятия эстетической направленности. Общей целью данных мероприятий являлось повышение уровня эстетической воспитанности младших школьников посредством общения с природой, познание красоты окружающей действительности, творческой деятельности учащихся, знакомство с художественными произведениями. Содержание мероприятий подбиралось в соответствии с интересами и потребностями детей (для выяснения этого была проведена предварительная беседа с детьми о том, чтобы им хотелось узнать на наших совместных мероприятиях).

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время