Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.
В литературе симптоматика заикания
описана достаточно полно. Но до сих
пор, при описании одних и тех
же симптомов, во многих работах используются
различные определения и
Значительные расхождения
также наблюдаются в
- для эффективности
- изучить методику обследования,
в частности, методику Г.А.
- проведенное обследование
37 заикающихся показало, что причины
заикания лежат в психической
травме, то есть можно констатировать
невротический вид заикания. Среди
симптомов отмечались
Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.
Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.
Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.
Многие работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.
Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.
Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.
Были сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались дети с одинаковыми симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась с экспериментальной группой детей. Контрольная группа прнимала участие на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
При вторичном обследовании
выяснилось, что значительные улучшения
в преодолении темпо-
Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.
Значит, выбранная методика
В.И.Селиверстова, по которой проводилась
экспериментальная
Итак, мы выявили и обосновали
особенности преодоления темпо-
Определимся, достигнута ли гипотеза.
В работе определены основные
направления и содержание коррекционно-логопедической
работы по преодолению темпо-ритмических
нарушений у заикающихся
- первичное обследование
заикающихся детей (по
- анализ результатов первичного
обследования и планирование
дальнейшей работы, формирование
двух групп детей с
- коррекционная работа со второй группой детей по методике С.И.Селиверстова;
- контрольный анализ
Также обеспечена целевая
направленность коррекционно-логопедических
занятий по преодолению темпо-ритмических
нарушений у заикающихся
Преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников протекало успешно, следовательно: положения гипотезы были подтверждены.
В работе решены поставленные задачи:
1)теоретически обоснованы
психолого-педагогические
2)подобраны диагностические
методики для выявления
3)рассмотрены комплексные
методики по преодолению
4) Сделан сравнительный
анализ по состоянию
Заикание – одна из сложнейших
проблем логопедии как в
Недостаточная представленность
в современной методической литературе
психолого-педагогической характеристики
заикающихся дошкольников делает нашу
проблему актуальной. Исходя из вышесказанного,
мы знаем как важно знание психолого-педагогической
характеристики для преодоления
темпо-ритмических нарушений у
заикающихся дошкольников. Именно поэтому
важно дальнейшее изучение психолого-педагогической
характеристики заикающихся дошкольников,
ведь именно в дошкольный период легче
всего исправить нарушения
Список используемой литературы
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993. – 368с.
2. Арутюнян Л.З. Мифы о рецидивах заикания // Логопедия. 2006. №4. – с.53-56
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.
4.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. –М., 2002. – 160 с.
6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов.-Томск, 2001. – 246с.
7. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.
8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная педагогика).
9. Волкова Г. А. Методика
психолого-логопедического
10. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопеда. – М., 1993. – 246с.
11. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. – М., 1989. – 175с.
12. Казбанова Е.С. Развитие
темпо-ритмических организаций
13. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998. – 168с.
14. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004. – 432с.
15. Кузьмин Ю.И., Коробков
Г.А.Оценка тяжести речевых
16. Леонова С.В. Клинико-
17. Леонова С. В. Психолого-
18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.
19. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.
20. Миссуловин Л. Я. Патоморфоз
заикания. Изменение картины
21. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002. – 192с.
Неткачев Г.Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. – М., 1999. – 288с.
22. Основы логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000. – 200с.
23. Основы логопедии с
практикумом по
24. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 2002. – 333с. – (Как воспитать гения).
25. Поварова И.А. Особенности
формирования просодики в
26. Поварова И.А. Практикум
для заикающихся. Учимся
27. Поварова И.Л. Коммуникативные
нарушения в структуре
28. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000. – 122с.
29. Селиверстов В. И.
Заикание у детей:
30. Соловьева Е. Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб., 2002. – 112с.
31. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997. – 376с.
32. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М., 2002. – 111с.
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания// Логопедия. 2005. №3. – с.49-57
33. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120с.
34. Шилова Е. А., Замотаева
С. А. Как работать с
35. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции заикания дошкольников // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.37-40
36. Ястребова А.В., Воронова
Г.Г. Обследование детей с
Приложение 1
Схема обследования детей с заиканием
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ______________________________
Дата рождения ______________________________
Дата обследования ______________________________
Возраст ______________________________
Домашний адрес, телефон ______________________________
Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________
______________________________
Дата поступления в логопедическую группу ______________________
______________________________
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз районной МППК__________________________
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия_____________________
Отец: образование, профессия_____________________
Жалобы родителей ______________________________
Речь родителей ______________________________
______________________________
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания
(наличие семейного заикания)__
______________________________
Общий анамнез
От какой беременности
ребенок ______________________________
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину _______________________
Во 2 половину ______________________________
Заболевания ______________________________
Травмы ______________________________
Явления угрожающего выкидыша
______________________________