Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих  пор, при описании одних и тех  же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.

Значительные расхождения  также наблюдаются в классификации  видов заикания.

- для эффективности коррекционной  работы с заикающимися детьми  необходимо правильно организовать  обследование заикающихся детей;

- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования  дает возможность всесторонне  обследовать ребенка, установить  причины, симптомы, вид заикания;

- проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины  заикания лежат в психической  травме, то есть можно констатировать  невротический вид заикания. Среди  симптомов отмечались сопутствующие  движения, зависимость заикания  от эмоционально-значимых ситуаций. Среди современных комплексных  методов преодоления заикания  мы рассмотрели методику Н.А.Власовой  и Е.Ф.Рау, которая является  первой отечественной методикой  логопедической работы с детьми  дошкольного возраста. В основу  этой методики положено использование  коррекционных приемов и зависимости  от разной степени речевой  самостоятельности детей. Это  методика используется по сей  день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей  постепенному овладению навыками свободной  речи. Эта методика разработана для  детских дошкольных учреждений в  соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском  саду», что очень облегчает работу логопеда.

Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены  вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

Для опытно-экспериментальной  работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью  реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с  детьми, даны рекомендации родителям  после каждого занятия.

Были сформированы две  группы по 10 детей. В обеих группах  наблюдались дети с одинаковыми  симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась  с экспериментальной группой  детей. Контрольная группа прнимала участие на констатирующем и контрольном  этапах эксперимента.

При вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения  в преодолении темпо-ритмических  нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении  заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности  у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение  в преодолении нарушения темпа  речи.

Значит, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась  экспериментальная коррекционная  работа, эффективна.

Итак, мы выявили и обосновали особенности преодоления темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников. Среди особенностей можно назвать  своевременно проведенную предупредительную  и коррекционную работу, построенную  на всестороннем учете факторов. Стало  быть, поставленная цель, а именно: выявить  и обосновать особенности преодоления  темпо-ритмических нарушений у  заикающихся дошкольников, в ходе экспериментальной деятельности, достигнута.

Определимся, достигнута ли гипотеза.

В работе определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников. К ним относятся:

- первичное обследование  заикающихся детей (по методике  Г.А.Волковой);

- анализ результатов первичного  обследования и планирование  дальнейшей работы, формирование  двух групп детей с одинаковыми  симптомами и нарушениями речи;

- коррекционная работа  со второй группой детей по  методике С.И.Селиверстова;

- контрольный анализ обследования  обеих групп детей (по методике  Г.А.Волковой), сравнение результатов.

Также обеспечена целевая  направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников. Для этого была изучена и реализована  на практике методика В.И.Селиверстова, которая удовлетворяла условиям опытно-экспериментального исследования в нашей работе.

Преодоление темпо-ритмических  нарушений речи у заикающихся  дошкольников протекало успешно, следовательно: положения гипотезы были подтверждены.

В работе решены поставленные задачи:

1)теоретически обоснованы  психолого-педагогические особенности  заикающихся дошкольников, темпо-ритмические  нарушения у заикающихся дошкольников. К ним относятся теснейшая  взаимосвязь заикания с психофизическим  состоянием заикающегося (особенно  с эмоционально-волевой сферой), с его личностью в целом,  с его отношениями и установками  на окружение. Это определяет  необходимость осуществления психолого-педагогического  подхода в изучении и коррекции  заикания.

2)подобраны диагностические  методики для выявления особенностей  темпо-ритмических нарушений речи  у заикающихся дошкольников Г.А.Власовой, которая учитывает все параметры,  необходимые для эффективной  помощи заикающимся.

3)рассмотрены комплексные  методики по преодолению заикания. К ним относятся методики Н.А.Власовой  и Е.Ф. Рау, Н.А.Чевелевой, В.И.Селиверстова, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской,  В.В.Цвынтарного. Подобрана методика  коррекционной работы по преодолению  темпо-ритмических нарушений заикающихся  дошкольников В.И.Селиверстова.

4) Сделан сравнительный  анализ по состоянию преодоления  темпо-ритмических нарушений у  заикающихся дошкольников, сформированных  в две группы, с одной из  которых проводилась коррекционная  работа по методике В.И.Селиверстова. Анализ показал успешные результаты  в группе, с которой проводился  курс логопедических занятий  и отсутствие результатов преодоления  заикания в группе, с которой  курс занятий не проводился.

Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем как важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления  темпо-ритмических нарушений у  заикающихся дошкольников. Именно поэтому  важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в дошкольный период легче  всего исправить нарушения речи.

 

Список используемой литературы

 

1. Арутюнян Л.З. Как лечить  заикание. – М., 1993. – 368с.

2. Арутюнян Л.З. Мифы  о рецидивах заикания // Логопедия. 2006. №4. – с.53-56

3. Белякова Л.И., Дьякова  Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.

4.Белякова Л. И., Дьякова  Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник  для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.

5. Большакова С. Е. Речевые  нарушения у взрослых и их  преодоление. –М., 2002. – 160 с.

6. Винарская Е.Н., Богомазов  Г.М. Возрастная фонетика. Книга  для логопедов.-Томск, 2001. – 246с.

7. Власова Н.А. Логопедическая  работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.

8. Волкова Г. А. Логопедическая  ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная  педагогика).

9. Волкова Г. А. Методика  психолого-логопедического обследования  детей с нарушениями речи. Вопросы  дифференциальной диагностики: Учебно-методическое  пособие. – СПб., - 2005. – 144с.

10. Выгодская И.Г., Пеллингер  Е.Л., Успенская Л.П. Устранение  заикания у дошкольников в  игровых ситуациях. Книга для  логопеда. – М., 1993. – 246с.

11. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М.  И. Буянов. – М., 1989. – 175с.

12. Казбанова Е.С. Развитие  темпо-ритмических организаций детской  речи как способ профилактики  заикания // Логопед. 2005. №6. – с.28-37

13. Калягин В. Если ребенок  заикается. – СПб., 1998. – 168с.

14. Кузнецов И.Н. Научное  исследование: Методика проведения  и оформление. – М., 2004. – 432с.

15. Кузьмин Ю.И., Коробков  Г.А.Оценка тяжести речевых нарушений  при заикании: Метод. Рекомендации. – Л., 1991. – 13с.

16. Леонова С.В. Клинико-психолого-педаогическая  характеристика заикающихся школьников. // Логопед. 2004, №2. – с.70-76

17. Леонова С. В. Психолого-педагогическая  коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений., - М., - 2004. – 128с. – (Коррекционная  педагогика).

18. Логопедия. Методическое  наследие: Пособие для логопедов  и студ. дефектол. факультетов пед.  вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн.2: Нарушения  темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

19. Логопедия/ Под ред.  Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.

20. Миссуловин Л. Я. Патоморфоз  заикания. Изменение картины возникновения  и течения заикания, особенности  коррекционной работы: Учебное пособие.  – СПб., 2002. – 320с.

21. Морозова Н. Ю. Как  преодолеть заикание. – М., 2002. –  192с.

Неткачев Г.Д. Заикание. Новый  психологический способ лечения. –  М., 1999. – 288с.

22. Основы логопедии / Под  ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000. –  200с.

23. Основы логопедии с  практикумом по звукопроизношению  / Под ред. Т.В. Волосовец. –  М., 2002. – 200с.

24. Парамонова Л. Г. Логопедия  для всех. – М., 2002. – 333с. –  (Как воспитать гения).

25. Поварова И.А. Особенности  формирования просодики в онтогенезе  и дизонтогенезе (на примере  заикания) // Логопедия. 2006.№1. – с.12-31

26. Поварова И.А. Практикум  для заикающихся. Учимся говорить  правильно и красиво. – СПб., 1999. – 380с.

27. Поварова И.Л. Коммуникативные  нарушения в структуре субъективного  отражения качества жизни заикающихся  // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.34-37

28. Резниченко Т.С. Чтобы  ребенок не заикался. – М., 2000. – 122с.

29. Селиверстов В. И.  Заикание у детей: Психокоррекционные  и дидактические основы логопедического  воздействия: Учеб. пособие для  студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. – 208с. – (Коррекционная  педагогика).

30. Соловьева Е. Н. Путь  к преодолению заикания. Система  занятий. – СПб., 2002. – 112с.

31. Хрестоматия по логопедии.  Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой и  В.И.Селиверстова. – М., 1997. – 376с.

32. Цвынтарный В. В. Радость  правильно говорить. – М., 2002. –  111с.

Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция  в комплексной системе лечения  заикания// Логопедия. 2005. №3. – с.49-57

33. Чевелева Н.А. Преодоление  заикания у детей. – М., 2001. –  120с.

34. Шилова Е. А., Замотаева  С. А. Как работать с заикающимися  дошкольниками. Календарный план  и конспекты занятий в логопедической  группе детского сада. – М., 2004. – 128с.

35. Яковлев С.Б. Логопедическая  работа по коррекции заикания  дошкольников // Практическая психология  и логопедия. 2006. №4. – с.37-40

36. Ястребова А.В., Воронова  Г.Г. Обследование детей с заиканием  // Методы обследования речи детей  / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. –  М., 2003. – 270с.

 

Приложение 1

Схема обследования детей с заиканием

 

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата рождения _______________________________________________

Дата обследования ____________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Домашний адрес, телефон ______________________________________

Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________

_____________________________________________________________

Дата поступления в  логопедическую группу ______________________

_____________________________________________________________

(дата, номер протокола  МППК, от какого числа)

 

Диагноз районной МППК______________________________________

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия___________________________________

Отец: образование, профессия___________________________________

Жалобы родителей ____________________________________________

Речь родителей ________________________________________________

_____________________________________________________________

Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое  оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные заболевания (наличие семейного заикания)__________

_____________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок ________________________________

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала беременность: в 1половину _______________________

Во 2 половину ________________________________________________

Заболевания _________________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы ______________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша _______________________________

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений