Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Подробно выясняются анамнестические
сведения, которые включают данные
о здоровье самих родителей и
ближайших родственников, наличии
речевой патологии у членов семьи
или родственников
Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз по заключениям врачей – специалистов.
При обследовании моторных функций
используют пробы – на статическую
координацию общих движений; на динамическую
координацию и переключаемость
движений, воспроизведение звуковых
ритмических
Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно демонстрировать движения, сопровождая пояснениями.
Обращается внимание на наличие содружественных движений (синкинезий).
Далее исследуется непосредственно состояние речи. Здесь важно выявить форму речевых судорог (тонические, клонические, смешанные) и их вид (дыхательные, голосовые, артикляторные, смешанные), а также наличие сопутствующих движений, фобий, речевых и двигательных уловок. Особое внимание обращается на темп речи, ускоренность которого нежелательна. Исследуется выраженность заикания при разных видах речи (самостоятельной, отраженной, сопряженной, шепотной, ритмической), а также при чтении, если ребенок им владеет. Поскольку в ходе обследования важно выявить все имеющиеся трудности (то есть весь «набор» симптомов), то и начинать надо с самого трудного – с проверки самостоятельной речи. Все остальные названные виды речи являются более легкими, и поэтому заикание на них проявляется меньше. Кроме того, у детей обязательно выясняется общий уровень речевого развития (состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а в сложных случаях – и ее понимания), поскольку при неврозоподабном заикании все эти компоненты также могут быть нарушены. При первичном обследовании ребенка важно обратить внимание и на наличие у него психологических особенностей, в частности, на спепень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте [29].
Анализ литературных сведений [17, 29] позволяет утверждать, что фиксированность заикающихся на своем дефекте является изначальным и определяющим в образовании у них таких личностных черт, как: чувство собственной неполноценности, повышенная ранимость и обидчивость, уход в себя, страх речи.
В случаях, когда ребенок еще не замечает своего дефекта, речевые занятия следует проводить как бы с целью научить его говорить красиво, громко, выразительно, неторопясь. Стараться не првлекать его внимания к речевым запинкам.
Если же, ребенок просто безразличен к своей речи (это бывает редко. Часто за видимым внешним безразличием заикающегося ребенка скрывается серьезное чувство собственной неполноценности, ущемленности.), его необходимо стимулировать к речевым занятиям. В некоторых случаях полезно обратить его внимание на то, что он говорит неправильно, что это может помешать в жизни и, следовательно, поэтому необходимо исправлять свою неправильную речь.
В случаях умеренной степени болезненной фиксированности на дефекте у ребенка необходимо воспитывать уверенность в том, что он может говорить хорошо (постоянная фиксация на свободной речи), что он обязательно будет говорить совершенно свободно, если будет выполнять указания руководителя занятий и следить за собой.
Эти же задачи стоят и перед
ребенком с выраженной степенью болезненной
фиксированности на своем дефекте.
Однако здесь еще и борьба со страхом
перед речью, угнетенным настроением,
с навязчивыми состояниями, переубеждение,
создание радостных эмоций, воспитание
чувства собственной
Особое внимание хочется обратить на психотерапевтичность самого процесса обследования, тем более что его следует рассматривать как уже непосредственное начало работы по преодолению заикания. Удачность или неудачность этого первого контакта с ребенком, подростком или взрослым во многом (а нередко даже в основном) определит весь ход и эффективность логопедической работы.
Все, полученные в ходе обследования данные, обычно позволяют составить отчетливое представление о форме заикания и степени выраженности его первичных и вторичных симптомов, а также о личности самого заикающегося, о его отношении к речевому расстройству, об условиях его жизни и имеющихся в ней проблемах. Все это логопед обязан постоянно учитывать в процессе коррекционной работы, а в случае необходимости и стараться изменить в нужном направлении.
Итак, обследование позволяет
составить отчетливое представление
о форме заикания, степени выраженности
симптомов, о личности заикающегося
и многое другое. Значит, обследование
необходимо на первой стадии преодоления
темпо-ритмических нарушений у
заикающихся, в том числе, конечно,
и заикающихся дошкольного
2.2 Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми.
Как мы говорили выше, обследование начинали со сбора анкетных данных: ФИО, дата рождения, дата обследования, возраст, домашний адрес, телефон. Из какого детского сада, поликлиники направлен, дата поступления в логопедическую группу. Фиксировались сведения о родителях: образование, профессия, жалобы родителей на дефект ребенка. Уточнялось наличие наследственных заболеваний.
Затем уточнялись данные об общем развитии ребенка: от какой беременности ребенок, возраст матери при рождении ребенка, благоприятно ли протекала беременность, как прошли роды матери? Какие заболевания перенес, и не было ли осложнений?
Особо уточнялись сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова. Какие звуки долго произносил неправильно, так как этот симптом может провоцировать судороги в речи из – за излишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильного произносимых звуках.
Для выявления состояния моторики мы предлагали детям разного возраста соответствующие задания.
Задания для детей второго и третьего года жизни:
· пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;
· перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см;
· медленно покружиться на месте;
· отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;
· бросить мяч логопеду двумя руками;
· поймать брошенный мяч;
· подпрыгнуть на месте на двух ногах;
· наклоны вперед и в стороны;
· присесть, держась за спинку стула;
слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
Задания для детей трех лет и четвертого года жизни:
· пробежать 3 – 4 раз между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см;
· менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);
· перейти с бега на ходьбу;
· остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенным на пол;
· прыгнуть в длину с места;
· переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки.
Задания для детей четырех лет и пятого года жизни:
· задания, предлагаемые детям 3 – 4 лет;
· мяч бросить вверх – поймать, ударить об пол и поймать двумя руками;
· присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;
· пролезть через обруч;
· прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;
· катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;
· поднять руку с флажком вверх, другую – вверх, переложить флажок из руки в руку;
· кругообразные движения рукой (левой. Затем правой) с лентой над головой.
Задания для детей пяти лет и шестого года жизни:
· пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стула к окну, от окна к двери и др.);
· остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;
· установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен – ходьба на носочках, громче – на полной ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться;
· бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
· правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
· прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
· руки с флажками вперед, назад, вверх, в них (по команде логопеда);
· держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
· то же самое с пятью ленточками.
Задания для детей шести лет и седьмого года жизни:
· задания, предлагаемые детям 5 – 6 лет;
· присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
· ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;
· взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
· пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
· прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
· завязать ленту узлом, бантом.
В ходе исследования моторики детей 2 – 7 лет мы фиксировали:
- координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);
- чувство равновесия (есть, нет);
- осанку (правильная, неправильная);
- объем выполнения движений (полный, неполный);
- переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует);
- самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);
- сопутствующие движения (есть, нет);
- наличие леворукости, амбидекстрии;
- мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкнезии, т. е. дополнительные движения, сопровождающие основное, - слабо или ярко выраженные).
Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка мы обобщилм по следующим параметрам.
Нормальная моторика:
- сформирована статическая
координация движений: умеет по
заданию и произвольно
- сформирована динамическая
координация движений: движения
четкие, уверенные, целенаправленные,
взаимосвязанные в различных
видах моторной активности (в
беге, прыжках, подскоках, пробежках,
- вполне сформированы
мелкие движения кисти и
- выразительна и эмоциональная мимика лица.
Нарушения моторики:
- повышенная двигательная
активность, расторможенность и
наличие некоординированных
- моторная напряженность
, скованность и
Для исследования подражательности предлагали детям разного возраста следующие задания:
Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:
- повторить за логопедом предложения из 3 – 4 слов;
- по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);
- нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6 – 7 колец);
- построить из кубиков воротца;
- отобрать две одинаковые куклы из четырех;
- подобрать два контурных
одинаковых рисунка, например, два
яблока из фруктов, двух
Задания для детей четырех лет – пятого года жизни:
- повторить за логопедом фразу из пяти слов;
- по образцу собрать
и разобрать пирамидку по
- построить домик, забор,
воротца из строительного
- раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).
Задания для детей пяти лет – шестого года жизни:
- по образцу разыграть
с помощью игрушек небольшой
сюжет после трехкратного
Задания для детей шести лет – седьмого года жизни:
· после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.
Таким образом мы зафиксировали:
- подражание полное;
- подражание творческое (дети
внесли дополнительные детали
в показ действия и другие
обороты речи в рассказ,
- подражание неполное (дети
не до конца выполнили
- отказ от подражания.
Для исследования импресивной речи предлагали следующие задания:
Задания для детей двух лет – третьего года жизни:
· показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;