Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
6. Заикание развилось вследствие
ятрогении (негативных реакций
на приход в лечебное
В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим – феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.
Основным симптомом заикания являются, возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать, речевые судороги. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения), силе тяжести.
Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.
Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу насколько мышечных групп (языка, губ, щек и др.). Отмечается большое напряжение в лице заикающегося (рот полуоткрыт или, наоборот, губы плотно сомкнуты), общая скованность всего тела (напряжение в мышцах плечевого пояса). В речи наблюдается длительная пауза, остановка (с…тол).
Клонические речевые судороги проявляются в виде насильственного многократного, ритмичного сокращения мышц речевого аппарата. При этом в речи наблюдаются повторения звуков или слогов (с-с-с-стол, па-па-па-парта). Обычно определяют смешанный тип судорог, когда тонические и клонические судороги наблюдаются у одного заикающегося (тоно – клонический тип или клоно – тонический по преобладающему типу судорог).
По локализации судороги могут быть дыхательные, голосовые, артикуляционные.
Дыхательная инспираторная
судорога характеризуется внезапным
резким вдохом в процессе речевого
высказывания, что приводит к необоснованной
паузе. Чаще они внешне малозаметны
и сопровождаются ощущениями чувства
напряжения в груди. Дыхательная
экспираторная судорога характеризуется
внезапным резким выдохом в процессе
речи. Воздух шумно и резко проходит
через раскрытую голосовую
Голосовая смыкательная судорога возникает в момент резкого смыкания голосовых складок, препятствуя прохождению воздуха. В речи наблюдается полное отсутствие звука, молчание. При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося напряжено, присутствует ощущение чувства напряжения в области гортани, груди, брюшных мышц. Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. В речи наблюдается необычная продолжительность вокализации гласного звука. При попытке произнесения гласного звука может возникать толчкообразный гортанный спазм и тогда речь прерывается в виде дрожащего прерывистого звука. Для этой судороги харктерна открытая ротовая полость и ритмическое отбрасывание или опускание головы. Судороги голосового аппарата возникают обычно в момент произнесения гласных звуков.
Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба. Одной из наиболее часто наблюдаемых судорог является смыкательная судорога губ. Она характерна уже для ранних этапов развития заикания. Этот вид судорог проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются. При этом нарушается произнесение губных звуков. Язычные судороги составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются при произнесении звуков, в артикуляции который принимает участие язык. Они могут возникать в различных группах мышц – судороги кончика языка, его корня, подъязычная судорога. Реже встречаются судороги мягкого неба, которые придают звукам нозализованный оттенок.
В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно – артикуляционные, дыхательно – голосовые, артикуляционно –голосовые и т. д.
В симптоматике заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Физиологическое дыхание заикающихся, как правило, поверхностное, ритм его неустойчив и легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение речевого дыхания выражено сильнее. Нередко заикающиеся говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Координация дыхания, голосообразования и артикуляции нарушается у них даже в процессе плавной речи.
При заикании так же наблюдаются
сопутствующие движения, которые
сопровождают речь (кивательные движения
головой, покачивание туловищем, потирание
пальцев рук). Эти движения не носят
эмоционально – выразительный характер,
а являются насильственными (напоминая
гиперкинезы) или носят маскировочный
(уловочный) характер. В процессе речевого
высказывания у заикающихся резко
усиливается потоотделение, краснеет
или белеет кожа лица, учащается
сердцебиение, т. е. проявляются вегетативные
реакции, которые наблюдаются и
у нормально говорящих в
При хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э – э», «вот это», «вот». Такое явление называется эмболофразией, а сами слова эмболами.
Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. Чаще всего логофобия начинает проявляться с подросткового возраста. Логофобия нередко приводит к ограничению речевого общения, замкнутости или, наоборот, агрессии. Такие факторы осложняют речевое, эмоциональное и психологическое состояние заикающихся.
В литературе симптоматика заикания
описана достаточно полно. Но до сих
пор, при описании одних и тех
же симптомов, во многих работах используются
различные определения и
Значительные расхождения так же наблюдаются в определении формы или вида заикания. Н. Gutsman (1898), Е. Froschels (1953) различали клоническую, клонотоническую, тоноклоническую, тоническу формы заикания и рассматривали их как выражение прогрессирующего развития этого нарушения речи.
В 80–е года примерно такая же классификация указана в работе В. И. Селиверстова (1979), который выделяет клоническую, тоническую и смешанную формы заикания. Е.Ф. Рау (1964) отмечает, что заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое. М. Е. Хватцев (1959, 1966) говорит о клонических и тонических речевых судорогах, а по локализации судорог выделяет три вида заикания: дыхательное, голосовое и артикуляторное. В своих работах О. В. Правдина (1969,1973), В. М. Шкловский (1966,1979,1985,1994), Б. Д. Карвасорский (1980), в зависимости от локализации речевых судорог клонического, тонического или смешанного типа выделяются три формы заикания: артикуляционная, голосовая и дыхательная. В речевой клинической картине заикания обычно наблюдается преобладание той или иной формы либо диагностирование всех трех компонентов, что дает возможность говорить о смешанной форме речевого нарушения.
М.И.Буянов и Б.З.Драпкин (1973)
предложили дифференцировать заикание
на невротическое, неврозоподобное
и смешанное. Клиническая и
Таблица 1
Речевая активность |
Невротическое заикание Резко снижена |
Неврозоподобное заикание Как правило, повышена |
Неврозоподобноезаикание с невротическими наслоениями Высокая до появления невротических наслоений, затем падает |
1 |
2 |
3 |
4 |
Локализация судорог
Темп речи
Звукопроизношение
Выразительность Речи Психомоторика (включая логомоторику)
Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)
Сопутствующие движения
Фиксация на трудных звуках Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Течение заикания Целенаправленность в преодолении речевых нарушений |
Преимущественно дыхательно-вокальные
Различный
Без особенностей
Различная
Без выраженных особенностей
Типичен Часты. Характер их изменчив
Выражена
Редки Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний. Обычно высокая, порой чрезмерная |
Преимущественно в артикуляционном аппарате Тахилалия
Часто дислалия, иногда дизартрия
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
Непостоянен
Очень часты. Стереотипны.
Слабее, чем при невротическом заикании
Часты
Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
Резко снижена |
Во всех группах мышц, связанных с речью
Тахилалия
Различное
Как и при неврозоподобном заикании Различная, но чаще похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании
Непостоянен Постоянны и чаще всего однообразны
Более или менее выражена Часты Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное Недостаточная |
В.В. Цвынтарный, Л.Г. Парамонова
предлагают дифференциацию заикания на
невротическую и
Невротическое заикание обычно
развивается на фоне уже ранее
имевшегося у ребенка невроза. Такие
дети еще до появления заикания отличаются
повышенной впечатлительностью, эмоциональной
неустойчивостью, нарушениями сна,
аппетита и т.п. В качестве ближайшей
причины заикания здесь чаще выступает
какая-либо психическая травма, играющая
роль «последней капли». В дальнейшем
такое заикание обычно «обрастает»
психическими симптомами – постепенно
появляются фобии, уловки, переживания
по поводу имеющегося дефекта и т.п.
Течение заикания волнообразное, со
сменяющими друг друга ослаблениями
и усилениями симптоматики, что вообще
типично для невротических
Характерной особенностью невротического
заикания является и то, что при
нем не обнаруживается признаков
органического поражения
На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается логофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирующей – может отсутствовать. Выраженность логофобии порой бывает столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом перед речью. Это нарушение именуется логофоботическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.
Логофобия, как один из главнейших и распространенных патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к мутизму, но и к невротическому заиканию. Нневротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движениями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, вытекающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротического заикания лежит логофобия.[32]
Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).
Неврозоподобное заикание, в
отличие от невротического, развивается
постепенно и без видимой связи
с какими-либо внешними обстоятельствами.
Течет такое заикание или стационарно,
как бы «на одной ноте», или
равномерно усиливаясь, но без характерных
для невротического заикания постоянных
колебаний и неустойчивости в
проявлении симптомов. «Светлые» промежутки
здесь отсутствуют. Психические
симптомы выражены значительно меньше,
чем при невротическом
Итак, неврозоподобное заикание
– это остатки апраксических
нарушений при поражении
Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической основой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия).[32]
Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия – боязнь речи, а неврозоподобного – нарушение темпа речи. Внешне эти виды заикания проявляются одинаково.
Что касается причин возникновения
заикания, то можно сделать вывод,
что факторов возникновения заикания
множество. Это и биологические,
и социальные, и психологические
факторы. Можно сказать однозначно,
что дети дошкольного возраста в
силу своей эмоциональной
Все, описанные выше, симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Так, для психических симптомов заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение – они как бы надстраиваются над физическими симптомами. Их наличие существенно осложняет общую картину заикания и затрудняет его преодоление. Раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает» психическими симптомами, напоминая в этом отношении катящийся и все увеличивающийся в своих размерах снежный ком. По этой причине очень важно не ожидать полного развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его на самой ранней стадии, до появления психических симптомов, то есть еще в дошкольном возрасте. Именно поэтому так важно было рассмотреть симптоматику заикания.