Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

6. Заикание развилось вследствие  ятрогении (негативных реакций  на приход в лечебное учреждение  и вид людей в белых халатах,  неправильного поведения врача). 7. Заикание возникло в результате  дидактогении (случаи педагогических  ошибок, допущенных педагогом детских  учреждений). 8. Заикание возникло  в результате неожиданной смерти  близких людей на глазах ребенка.

В настоящее время условно  выделяются две группы симптомов, находящиеся  в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам  относятся речевые судороги, нарушения  ЦНС и физического здоровья, общей  и речевой моторики. К психологическим  – феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным симптомом заикания являются, возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать, речевые судороги. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения), силе тяжести.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и  клонические.

Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного  резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу насколько мышечных групп (языка, губ, щек и др.). Отмечается большое напряжение в лице заикающегося (рот полуоткрыт или, наоборот, губы плотно сомкнуты), общая скованность  всего тела (напряжение в мышцах плечевого пояса). В речи наблюдается  длительная пауза, остановка (с…тол).

Клонические речевые судороги проявляются в виде насильственного  многократного, ритмичного сокращения мышц речевого аппарата. При этом в  речи наблюдаются повторения звуков или слогов (с-с-с-стол, па-па-па-парта). Обычно определяют смешанный тип  судорог, когда тонические и клонические  судороги наблюдаются у одного заикающегося (тоно – клонический тип или  клоно – тонический по преобладающему типу судорог).

По локализации судороги могут быть дыхательные, голосовые, артикуляционные.

Дыхательная инспираторная  судорога характеризуется внезапным  резким вдохом в процессе речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Чаще они внешне малозаметны  и сопровождаются ощущениями чувства  напряжения в груди. Дыхательная  экспираторная судорога характеризуется  внезапным резким выдохом в процессе речи. Воздух шумно и резко проходит через раскрытую голосовую щель. Сопровождается ощущениями напряжения мышц брюшного пресса, сжатия грудной  клетки, нехватки воздуха.

Голосовая смыкательная судорога возникает в момент резкого смыкания голосовых складок, препятствуя  прохождению воздуха. В речи наблюдается  полное отсутствие звука, молчание. При  длительной смыкательной голосовой  судороге лицо заикающегося напряжено, присутствует ощущение чувства напряжения в области гортани, груди, брюшных  мышц. Вокальная судорога возникает  в виде повышения тонуса голосовых  мышц. В речи наблюдается необычная  продолжительность вокализации  гласного звука. При попытке произнесения гласного звука может возникать  толчкообразный гортанный спазм  и тогда речь прерывается в  виде дрожащего прерывистого звука. Для этой судороги харктерна открытая ротовая полость и ритмическое  отбрасывание или опускание головы. Судороги голосового аппарата возникают  обычно в момент произнесения гласных  звуков.

Артикуляционные судороги разделяют  на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные  и судороги мягкого неба. Одной  из наиболее часто наблюдаемых судорог  является смыкательная судорога губ. Она  характерна уже для ранних этапов развития заикания. Этот вид судорог  проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются. При этом нарушается произнесение губных звуков. Язычные судороги составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются при произнесении звуков, в артикуляции который принимает участие язык. Они могут возникать в различных группах мышц – судороги кончика языка, его корня, подъязычная судорога. Реже встречаются судороги мягкого неба, которые придают звукам нозализованный оттенок.

В клинической картине  заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются  смешанные судороги: дыхательно –  артикуляционные, дыхательно – голосовые, артикуляционно –голосовые и т. д.

В симптоматике заикания неизменно  присутствуют расстройства дыхания. Физиологическое  дыхание заикающихся, как правило, поверхностное, ритм его неустойчив и легко нарушается при эмоциональном  напряжении. Нарушение речевого дыхания  выражено сильнее. Нередко заикающиеся  говорят на вдохе, либо в фазе полного  выдоха. Координация дыхания, голосообразования  и артикуляции нарушается у них  даже в процессе плавной речи.

При заикании так же наблюдаются  сопутствующие движения, которые  сопровождают речь (кивательные движения головой, покачивание туловищем, потирание  пальцев рук). Эти движения не носят  эмоционально – выразительный характер, а являются насильственными (напоминая  гиперкинезы) или носят маскировочный (уловочный) характер. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко  усиливается потоотделение, краснеет или белеет кожа лица, учащается  сердцебиение, т. е. проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и  у нормально говорящих в состоянии  сильного эмоционального напряжения.

При хроническом течении  заикания практически все заикающиеся  используют в речи однообразные, многократно  повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э –  э», «вот это», «вот». Такое явление  называется эмболофразией, а сами слова  эмболами.

Еще одним характерным  симптомом заикания является страх  перед речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в  себя навязчивые переживания, страх  возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. Чаще всего  логофобия начинает проявляться  с подросткового возраста. Логофобия  нередко приводит к ограничению  речевого общения, замкнутости или, наоборот, агрессии. Такие факторы  осложняют речевое, эмоциональное  и психологическое состояние  заикающихся.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих  пор, при описании одних и тех  же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.

Значительные расхождения  так же наблюдаются в определении  формы или вида заикания. Н. Gutsman (1898), Е. Froschels (1953) различали клоническую, клонотоническую, тоноклоническую, тоническу  формы заикания и рассматривали  их как выражение прогрессирующего развития этого нарушения речи.

В 80–е года примерно такая  же классификация указана в работе В. И. Селиверстова (1979), который выделяет клоническую, тоническую и смешанную  формы заикания. Е.Ф. Рау (1964) отмечает, что заикание бывает двух видов: клоническое  и тоническое. М. Е. Хватцев (1959, 1966) говорит  о клонических и тонических речевых  судорогах, а по локализации судорог  выделяет три вида заикания: дыхательное, голосовое и артикуляторное. В  своих работах О. В. Правдина (1969,1973), В. М. Шкловский (1966,1979,1985,1994), Б. Д. Карвасорский (1980), в зависимости от локализации  речевых судорог клонического, тонического  или смешанного типа выделяются три  формы заикания: артикуляционная, голосовая  и дыхательная. В речевой клинической  картине заикания обычно наблюдается  преобладание той или иной формы  либо диагностирование всех трех компонентов, что дает возможность говорить о  смешанной форме речевого нарушения.

М.И.Буянов и Б.З.Драпкин (1973) предложили дифференцировать заикание на невротическое, неврозоподобное  и смешанное. Клиническая и этиопатогенетическая обоснованность подобного разграничения  была заложена в работах Н.М.Асатиани, Л.И.Беляковой, Н.А.Власовой, В.В.Ковалева, В.С.Кочергиной и других отечественных  исследователей речевых нарушений.[5]. Характеристика видов заикания, согласно дифференциации М.И.Буянова и Б.З.Драпкина представлена в виде таблицы 1:

 

Таблица 1

Речевая активность

Невротическое заикание

Резко снижена

Неврозоподобное заикание

Как правило, повышена

Неврозоподобноезаикание с  невротическими наслоениями

Высокая до появления невротических  наслоений, затем падает

1

2

3

4

Локализация судорог

 

Темп речи

 

Звукопроизношение

 

Выразительность

Речи

 
 

Психомоторика (включая логомоторику)

 

Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)

 

Сопутствующие движения

 

Фиксация на трудных звуках

 

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

 

Течение заикания

 
 
 
 
 

Целенаправленность в  преодолении речевых нарушений

Преимущественно дыхательно-вокальные

 

Различный

 

Без особенностей

 

Различная

 

Без выраженных особенностей

 

Типичен

 
 

Часты. Характер их изменчив

 

Выражена

 

Редки

 
 

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих  переживаний.

 
 
 
 

Обычно высокая, порой  чрезмерная

Преимущественно в артикуляционном  аппарате

Тахилалия

 

Часто дислалия, иногда дизартрия

 

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

 

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие  движений

 

Непостоянен

 

Очень часты. Стереотипны.

 

Слабее, чем при невротическом  заикании

 

Часты

 

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой  нагрузки, соматического состояния

 

Резко снижена

Во всех группах мышц, связанных  с речью

 

Тахилалия

 

Различное

 

Как и при неврозоподобном  заикании

 

Различная, но чаще похожая  на ту, что бывает при неврозоподобном  заикании

 

Непостоянен

 
 

Постоянны и чаще всего  однообразны

 

Более или менее выражена

 

Часты

 

Зависит от психофизиологического  состояния, поэтому волнообразное

 
 
 
 

Недостаточная


 

В.В. Цвынтарный, Л.Г. Парамонова предлагают дифференциацию заикания на невротическую и неврозоподобную [24,32]

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее  имевшегося у ребенка невроза. Такие  дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной  неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т.п. В качестве ближайшей  причины заикания здесь чаще выступает  какая-либо психическая травма, играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает»  психическими симптомами – постепенно появляются фобии, уловки, переживания  по поводу имеющегося дефекта и т.п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга ослаблениями и усилениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.

Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при  нем не обнаруживается признаков  органического поражения головного  мозга. Это свидетельствует о  функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и  ранний «анамнез»: как правило, здесь  не отмечается выраженной патологии  в протекании беременности и родов  у матери, а также отклонений в  раннем, общем и речевом развитии ребенка.[24]

На фоне общеневротических  нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых  часто встречается логофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается  в том, что после психической  травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей  ситуации она более бросается  в глаза. В знакомой и нетравмирующей – может отсутствовать. Выраженность логофобии порой бывает столь  заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное  страхом перед речью. Это нарушение  именуется логофоботическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих  ситуациях.

Логофобия, как один из главнейших и распространенных патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к мутизму, но и к невротическому заиканию. Нневротическое заикание, обусловленное  логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движениями), которые  имеют ту же динамику, что и все  расстройства, вытекающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротического заикания лежит логофобия.[32]

Неврозоподобное заикание, как  явствует из названия, лишь подобно  невротическому, похоже на него по своим  внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В  данном случае в процессе специальных  исследований у детей обнаруживаются признаки поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует  и осложненный ранний анамнез (неблагополучное  протекание беременности и родов  у матери, множественные заболевания  ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).

Неврозоподобное заикание, в  отличие от невротического, развивается  постепенно и без видимой связи  с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или  равномерно усиливаясь, но без характерных  для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в  проявлении симптомов. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические  симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное  заикание значительно труднее, чем  невротическое.[24]

Итак, неврозоподобное заикание – это остатки апраксических  нарушений при поражении головного  мозга. Апраксия – нарушение произвольных движений(определенной позы или артикуляции) – ребенок не может выполнить  то или иное движение конечностями, либо языком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск  позы П-П-П (петух) – это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность  работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетических  зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заикания.

Главным в неврозоподобном  заикании, его патогенетической основой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия).[32]

Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия – боязнь речи, а неврозоподобного – нарушение  темпа речи. Внешне эти виды заикания проявляются одинаково.

Что касается причин возникновения  заикания, то можно сделать вывод, что факторов возникновения заикания множество. Это и биологические, и социальные, и психологические  факторы. Можно сказать однозначно, что дети дошкольного возраста в  силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке  внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям. В  этот период функция речи, как самая  хрупкая, может пострадать в первую очередь.

Все, описанные выше, симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Так, для психических симптомов  заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение  – они как бы надстраиваются над  физическими симптомами. Их наличие  существенно осложняет общую  картину заикания и затрудняет его  преодоление. Раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает»  психическими симптомами, напоминая  в этом отношении катящийся и  все увеличивающийся в своих  размерах снежный ком. По этой причине  очень важно не ожидать полного  развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его  на самой ранней стадии, до появления  психических симптомов, то есть еще  в дошкольном возрасте. Именно поэтому  так важно было рассмотреть симптоматику заикания.

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений