Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

В методике Н. А. Чевелевой  реализован принцип последовательного  усложнения речевых упражнений в  процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «программы воспитания и обучения детей в детском  саду». Поэтому появилась необходимость  более широкого использования программного материала.

Позже С. А. Миронова (1975) предложила систему обучения заикающихся детей  постепенному овладению навыками свободной  речи (от простейшей ситуативной ее формы до контекстной) в процессе прохождения ряда разделов программы  детского сада.

Вся коррекционная и обучающая  работа разделена по кварталам:

Первый квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Знакомство с предметами, расширение знаний, обогащение словаря. Усваиваются понятия овощи, фрукты, грибы. Это связывается с понятием Осень.

Развитие элементарных математических представлений (счет в пределах шести, соотнесение числа с количеством  предметов). Дети упражняются в доступной  ситуативной речи.

В рисовании дети учатся передавать в рисунке простые геометрические формы: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат.

На занятиях по ручному  труду (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети также овладевают простыми геометрическими  формами, учатся их вырезать, конструировать.

Коррекционные задачи: обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью. При построении ответов дети опираются на конкретные вопросы логопеда и наглядный  материал.

В процессе обучения в первом квартале допускаются однословные  и простые фразовые ответы. Заикающиеся  дошкольники мало пользуются речью  больше слушают короткие и точные образцы речи логопеда, усваивают  правила пользования ею и молча  выполняют его задания. Основная задача в этот период – научить  детей внимательно слушать, запоминать и правильно выполнять задания. Педагоги тактично и настойчиво останавливают  детей при их высказываниях без  разрешения.

Второй квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: транспорт, птицы, домашние животные, почта. Зима.

Развитие математических представлений включает обучение счету  до 9, сравнения в пределах 5, формирование пространственных представлений (левая, правая сторона тела, листа бумаги).

На занятиях по рисованию  и ручному труду дети учатся изображать различные по степени сложности  предметы (животные, птицы, узоры).

Коррекционные задачи: овладение  сложными формами ситуативной речи. Значительное место занимает поэтапная  работа над фразой: построение простой  фразы, распространение фраз, конструирование  вариантов фраз для выражения  одной и той же мысли. Уточняется правильный порядок слов в предложении, осуществляется переход к построению сложноподчиненных конструкций  и составлению рассказов. Постепенно использование наглядной опоры  в ответах детей уменьшается. В этот период начинается развитие элементарной контекстной речи. Дети задают такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют  лишь частичную опору на наглядный  материал. Конкретные вопросы, относящиеся  к последовательности выполняемой  работы, способствуют развитию у детей  логического мышления. Из отдельных  ответов составляется целый логически  построенный рассказ.

Третий квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: дикие животные средней  полосы, перелетные птицы, профессия. Весна.

Формирование математических представлений включает обучение сравнению  в пределах 9 – 10, ответам на вопросы: Какой? Который? Сколько?

На занятиях по рисованию  и ручному труду дети выполняют  несложные рисунки и аппликации к сказкам, лепят животных из знакомых сказок, конструируют предметы.

Коррекционные задачи: закрепление  навыков пользования ситуативной  речью, переход к контекстной  речи. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи вопросов логопеда. Все меньше места отводится  наглядной опоре. К концу третьего квартала дети самостоятельно составляют вопросы, относящиеся не только к  происходящему действию в данный момент, но и к тому, что происходило  или будет происходить. Используются новые формы занятий: беседа, анализ различных видов работ детей. Изучение тем охватывает как можно  больше предметов. Дети дают полные разнообразные  ответы.

Четвертый квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Лето.

Формирование математических представлений включает изучение состава  чисел 4 – 5, закрепляются навыки счета  предметов обихода.

На занятиях по рисованию  и ручному труду дети выполняют  рисунки по замыслу и узоры  в аппликации, лепят героев из сказок, конструируют из природного материала  игрушки.

Коррекционные задачи: закрепление  навыков пользования ситуативной  и контекстной речью различных  форм сложности. Дети учатся выразительно пересказывать прочитанный текст  и сказки, составлять рассказы без  помощи вопросов, рассказы по картине  с элементами творчества, проводятся беседы обобщающего характера по знаниям, полученными детьми за год. Наглядный материал почти не используется.

Методика В. И. Селиверстова [6, 26, 29] преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских  учреждениях. Большое значение в  данной методике придается родителям. Речевые упражнения предлагаются с  учетом степени самостоятельности  речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и  видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое  общение.

В.И.Селиверстов особо  подчеркивает значение индивидуального  подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы  речевых упражнений выбирают для  каждого ребенка отдельно.

Методику В.И.Селиверстова мы подробнее рассмотрим ниже.

Известно, что ведущей  деятельностью детей дошкольного  возраста является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие личности ребенка, его речи, моторики, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, формируется умение управлять  своим поведением. Поэтому открываются  широкие возможности применения игры в коррекционных целях.

Вопросу устранения заикания у дошкольников в процессе игровой  деятельности посвящены работы Г. А. Волковой, И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской [4, 6, 17]. Авторы с позиций  психологии детского возраста предлагают систему различных игр – упражнений.

Система игр, разработанная  Г. А. Волковой [6, 17], включает следующие  виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные с правилами, игры –  драматизации на основе стихотворного  и прозаического текстов, творческие игры. По мнению автора, в играх развиваются  не только речевые и неречевые  процессы. Но и в игре дети осваивают  социальный опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в  поведении и формировании личности.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская (1984, 1993) предлагают игры и игровые приемы для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия: снижение речевой активности заикающихся  детей для облегчения формирования нового речевого навыка; нормализация речевого дыхания; обучение ребенка  технике правильной речи – умению говорить на выдохе, делая опору  на ударные гласные, слитно произносить  слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями; тренировка навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказываний (отдельные фразы, пересказ, рассказ, инсценировки). Авторы также  дают практические рекомендации родителям  для систематической работы с  заикающимися детьми, для организации  общего и речевого режима ребенка  в домашних условиях. Предложенная ими система воспитания плавной  речи включает в себя три этапа.

Е. Ю. Рау (1992) использует в  своей методике ролевую игру как  средство эмоционально – стрессовой психотерапии заикающихся дошкольников. По мнению автора, с помощью ролевой  игры разрушаются патологические коммуникативные  стереотипы, и облегчается дальнейший процесс коррекции заикания у  детей.[32]

Итак, среди современных  комплексных методов преодоления  заикания, мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой  логопедической работы с детьми дошкольного  возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов  и зависимости от разной степени  речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей  день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей  постепенному овладению навыками свободной  речи. Эта методика разработана для  детских дошкольных учреждений в  соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском  саду», что очень облегчает работу логопеда.

Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены  вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

 

Выводы по первой главе

 

Подводя итоги данной главы, можно отметить следующее: дошкольный возраст занимает особое место в  проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной  предупредительной и коррекционной  работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов  преодоления заикания можно существенно  снизить процент заикающихся  школьников, подростков и взрослых.

Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих  пор, при описании одних и тех  же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.

Значительные расхождения  также наблюдаются в классификации  видов заикания.

Среди современных комплексных  методов преодоления заикания, мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование  коррекционных приемов и зависимости  от разной степени речевой самостоятельности  детей. Это методика используется по сей день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей  постепенному овладению навыками свободной  речи. Эта методика разработана для  детских дошкольных учреждений в  соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском  саду», что очень облегчает работу логопеда.

Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены  вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

 

Глава 2. Выявление  особенностей темпо – ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников

2.1 Организация  и методика проведения обследования  темпо – ритмических нарушений

 

Для правильного выбора необходимых  форм коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозирования эффективности  логопедической работы с ним, большое  значение имеют данные психолого-педагогического  изучения заикающегося ребенка. С психолого-педагогического  изучения фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволяет  оценить ее результативность и дать рекомендации после ее окончания.

Обследование заикающегося носит комплексный характер и  направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов  заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания. В обследовании участвуют логопед, невропатолог, психиатр, психолог.

Можно выделить следующие  основные разделы обследования, без  которых представление о заикающемся  будет недостаточным для разработки плана коррекционных мероприятий. В каждом разделе рассматриваются  вопросы, необходимые для раскрытия  его содержания.

Обследование начинается со сбора анкетных данных (ФИО, дата рождения, возраст, домашний адрес, телефон).

Особое внимание уделяется  вопросам об условиях воспитания: где  воспитывается или обучается  ребенок (дома, в детском саду, в  детском доме), как адаптировался  ребенок к детскому учреждению, особенности  речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие  двуязычия в семье), культурно  – бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты  между членами семьи, гипо – гиперопека, перегрузки ребенка различного рода впечатлениями, отношение членов семьи  к дефекту речи ребенка) – все  это чрезвычайно важно для  правильной организации работы по преодолению  заикания, а во многих отношениях и  для определения его причин. Выясняются также, какие меры принимались для  устранения речевого дефекта и их результативность. При этом необходимо вместе с родителями и самим заикающимся (если это уже позволяет его  возраст) разобраться в причине  неуспеха или неполного успеха предшествующей логопедической работы и сделать  из этого соответствующие выводы на будущее. И, наконец, важно выяснить отношение заикающегося к своему речевому расстройству, а также те условия, которые затрудняют или  облегчают его речь. Все это  вместе взятое поможет уже с самых  первых шагов найти правильный подход к ребенку, без чего вообще не может  быть речи о достижении каких –  либо положительных результатов.

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений