Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

·   выполнить поручение по речевой инструкции, например: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т. д.

Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:

·   показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец0; выполнить поручения по речевой инструкции, например: «Возьми шарик и положи на стол», «Встань и подойди к окну»;

·   ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!»;

·   ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?

Задания для детей четырех  лет – пятого года жизни:

·   показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания).

Задания для детей пяти лет – шестого года жизни:

·   показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;

·   ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);

·   показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.

Задания для детей шести  лет – седьмого года жизни:

·   показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок);

·   показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);

·   ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.

Исследование экспрессивной  речи

Задания для детей двух лет – третьего года жизни:

·   назвать окружающие предметы, игрушки;

·   показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп);

·   рассказать сказку, например, «Курочка Ряба»;

·   описать несложную сюжетную картинку;

·   рассказать об игрушке;

·   прочитать стихотворение.

Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:

·   назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);

·   побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста;

·   рассказать по картинке;

·   прочитать стихотворение.

Задание для детей четырех  лет – пятого года жизни:

·   побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, любимых сказках, мультфильмах;

·   пересказать известную сказку;

·   назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь);

·   рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь);

·   поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.

Задания для детей пяти лет – шестого года жизни:

·   побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов);

·   сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол);

·   назвать за логопедом сюжетные картинки;

·   вместе с логопедом дать описание, какой – нибудь игрушки в игре «Игрушка – сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку – медвежонка).

Задания для детей шести  лет – седьмого года жизни:

·   составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;

·   показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;

·   побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.;

·   повторить за логопедом предложения небольшого текста;

·   вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…» – «Получился цветок».

В ходе исследования речи ребенка  фиксировали:

-   особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);

-   форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая);

-   вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.);

-   степени выраженности заикания: легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; средняя – активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно – ответной, отраженной речи; тяжелая – ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.

-   проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;

-   состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, ускоренный, замедленный), Характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное);

-   состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).

Отмечали –

параметры движений:

-   наличие или отсутствие движения;

-   активность (расторможенность, заторможенность);

-   объем (полный, неполный);

-   точность выполнения;

-   длительность (способность удерживать органы в заданном положении);

-   темп движений (норма, замедленный, ускоренный);

-   замена движения (синкнезии).

Состояние звукопроизношения. Определяли нарушения звукопроизношения  по механизмам: дислалия или стертая  дизартрия.

По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение.

По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты  заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения.

По объему: мономорфное, полиморфное  нарушение;

Состояние просодических  компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление  слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса – громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса – высокий, низкий, нормальный, тембр  голоса – сиплый, хриплый, резкий, с  металлическим оттенком, с носовым  оттенок, особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой атаки  голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная).

Состояние фонематического  анализа, синтеза и фонематических представлений

Простой фонематический анализ

Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4 – 5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове Аня? Звук [О] в слове Оля? Звук[У] в слове  утка?»

Выделение согласного звука  на фоне слова, начиная с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове сани?»

Выделение согласного звука  из слова. Инструкция: «Какой согласный  звук ты слышишь в слове шапка?»

Сложный фонематический анализ

Начиная с шестилетнего возраста, у заикающихся детей исследовали  сложные формы фонематического  анализа. При этом ребенку предлагали:

-   определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука [М] в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»;

-   определить последовательность звуков в слове, например: «Какой звук находится между звуками [И], [А] в слове лиса?»; «Назови соседей звука [К] в слове рука»

Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагали:

-   определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах рак, лапа, кошка?»;

-   дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, заднеязычные – переднеязычные, сонорные [Р] - [Л] и др.

Фонематический  синтез

Составление слова из последовательно  данных звуков, начиная с пяти летнего  возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

Фонематические  представления

Начиная с пяти летнего  возраста, ребенку предлагали для  выполнения следующие задания:

-   подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [Р]» и т. д.;

-   разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] - [Ш], [Ч] - [Ц], [З] - [Ж], [Р] - [Л] и др.;

-   из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 – 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос [С] - куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком [С].

Исследование  состояния лексики

В ходе обследования мы исследовали  способность детей:

-   начиная с трехлетнего возраста, называть предметы окружающей обстановки;

-   начиная с четырехлетнего возраста, называть предметные картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года;

-   называть действия по предъявленному предмету, картинке: «Доктор что делает?» – ребенок отвечает на вопрос, называет действие. Другой вариант этого приема: Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука (плавает), ласточка (летает), кузнечик (прыгает), змея (ползает), собака (лает), медведь (рычит), корова (мычит), лошадь (ржет), баран (блеет) и т. д.

Детям 6 – 7 лет предлагали более сложное задание: назвать  ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед  показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним  словом?» или «Как назвать одним  словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?».

Исследовали грамматический строй речи

На данном этапе обследования мы предлагали заикающимся детям  в возрасте от 4 до 7 лет выполнить  следующие задания:

-   составить рассказ по серии сюжетных картинок;

-   преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар – шары, топор – топоры, дом – дома, белка – белки, лист – листья, окно – окна, стул – стулья, рука – руки и т. п.;

-   согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;

-   по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик поб картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»;

-   найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы.

Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед  будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около будке».

У заикающихся детей в  возрасте от 5 до 7 лет проверяли способность  употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.

Исследовали способности  словообразования

При исследовании способности  словообразования мы использовали следующие  задания:

Образование уменьшительно  – ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывали две  предметные картинки с изображениями  предметов разной величины: ложка  – ложечка, кукла – куколка, дом  – домик.

Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа: дома – домов, стулья – стульев, руки – рук, окна – окон, пальцы –  пальцев. Сумки – сумок, яблоки –  яблок и т. д. Ребенку давали слова  в именительном падеже множественного числа, и предлагали ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» - «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки  и стаканы». Подумай и скажи: «На  столе стоит много чего?» –  «Чашек и стаканов».

Образование прилагательного  от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?»  – «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» – «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?»  – «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» – «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?»  – «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой  дом?» – «Кирпичный».

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений