Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед  показывал ряд простых сюжетных картинок и предлагал сказать  о движущемся предмете. Например, самолет  улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.

Исследовали характер игровой деятельности

При исследовании характера  игровой деятельности обращали внимание на следующие моменты.

-   Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).

-   Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре – драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).

-   Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.

-   Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре.

-   Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.

-   Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.

-   Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.

-   Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.

-   Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.

-   Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.

-   Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых.

-   Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.

Взаимоотношения детей в  играх. В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх  выяснили: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении  игрового места; умение вносить или  принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения  детей в играх: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства.

Общественное поведение  детей в играх. В процессе целенаправленного  наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх выясняли: предпочитает заикающийся ребенок играть в  одиночестве, в играх рядом (когда  двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического  взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к сверстнику по игре.

Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с группой  заикающихся детей из 4 – 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических  и 5 игр подвижных).

Учитывали следующее:

-   ребенок сам выполняет правила игры, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила;

-   характер взаимоотношений детей в игре: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства;

-   отношения ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимулирует быстрый выигрыш.

Степень игровой активности. Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей  в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой  из следующих групп, выявляющих степень  игровой активности, относится ребенок.

Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.

Группа Б – дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтую при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Группа В – дети принимают тему игры и роль от сверстников, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих.

Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей.

Эмоциональное состояние  заикающихся детей в играх.

В процессе целенаправленного  наблюдения за заикающимися детьми в  творческих играх, организованных с  помощью взрослого или по замыслу  самих детей, отмечали:

-   повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии;

-   сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети нарушают общий темп игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ведущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена;

-   эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны.

Данные динамического  обследования заикающегося ребенка  обобщали в виде логопедического  заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывали следующее:

·   форма судорог (клонические, тонические, смешанные: клоно-тонические, тоно-клонические);

·   локализация судорог (дыхательные, голосовые. артикуляторные, смешанные, например дыхательно-голосовые, артикуляторно-голосовые и др.);

·   степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

·   характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, негативизм);

·   степень подражательности (полная, неполная, с элементами творчества);

·   характер психомоторики (норма, моторно заторможен, моторно расторможен);

·   наличие сопутствующих движений, уловок, синкинезий;

·   наличие эмболофразий;

·   отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания: не фиксирует внимания на речи, не замечает судорог в речи, переживает свой дефект);

·   характер игровой активности (отнесение к определенной группе А, Б, В, Г, Д);

·   особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повышенная эмоциональная лабильность, сниженные эмоциональные реакции;

·   наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдельных сторон речевой функциональной системы.

Все вышеперечисленные данные вносятся в схему обследования заикающегося ребенка (см. Приложение 1).

На основе схемы обследования и составили логопедическое заключение.

В результате обследования мы выяснили, что у всех обследуемых  заикающихся дошкольников невротический  вид заикания.

Итак, методика Г.А.Волковой направлена на обследование заикающихся  для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению  темпо-ритмических нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной  помощи заикающимся.

 

2.3 Обработка и  анализ результатов исследования

 

Данные обследования по каждому  ребенку были внесены в «Схему обследования» детей с заиканием (см. Приложение 1). «Схема обследования»  одного из заикающихся детей (Х. Ани) прилагается (см. Приложение 2).

В результате мы получили и  проанализировали результаты по определенным разделам.

1. Анализ анамнеза показал,  что практически ни у кого  из обследуемых не отмечалось  патологии внутриутробного развития  и родов ( у двух детей зафиксирована  наследственная отягощенность речевой  патологии). По состоянию здоровья  была выявлена общая соматическая  ослабленность. У некоторых детей  наблюдались страх темноты и  отсутствия взрослых. Заикание у  всех ребят возникло с двух  до шести лет, после различных  психотравм (смерть близких, конфликтные  ситуации дома, резкая смена привычной  обстановки). Раннее речевое и  моторное развитие всех детей  проходило без отклонений от  нормы (у двоих – ускоренное  развитие).

2. Результаты обследования  моторных функций показали, что  практически у всех детей движения  нормально координированы. Они легко  переключались с одного на  другое, ошибки исправляли сами, мимика эмоционально окрашена. В  то же время выявлены повышенная  утомляемость, неточность и суетливость  при выполнении мелких движений.

3. В устной речи обследуемых  в единичных случаях были нарушения  произношения звуков. Задания на  звуковой анализ и синтез, дифференциацию  звуков все дети выполнили  правильно. Отклонений в развитии  лексико-грамматического строя не  наблюдалось. Однако, при конструировании  развернутых связанных высказываний  они с трудом формулировали  мысль и выбирали слова для  ее адекватного выражения. В  этом проявилось несоответствие  между уровнем развития языковых  средств и способностью адекватно  пользоваться ими.

4. Анализ обследования  просодической стороны речи выявило,  что при волнении у всех  детей отмечается ускорение темпа  речи, нарушение ее ритма, несоблюдение  пауз. Усложнение речевого материала  и спонтанное общение с окружающими  приводили к ускоренному речевому  выдоху, частым дополнительным вдохам, в связи с чем нарушались  плавность речи, ее интонационная  выразительность. Практически у  всех детей голос в конце  беседы становился слабым, охрипшим.

5. В процессе обследования  проявлений заикания обнаружилось, что у всех детей наблюдались  запинки в контекстных монологах,  судорожные запинки в вопросно-ответной  речи. У всех ребят в процессе  речи наблюдались сопутствующие  движения (они теребили пуговицы, постукивали пальцами по столу). У всех обследуемых судороги  чаще и резче проявлялись в  словах со звонкими согласными, их сочетаниями с гласными, согласными  взрывными, особенно в начале  первого слова, фразы. Определенное  значение в проявлении запинок  имела и структура предложения  (простая или сложная). Их число  увеличивалось при ответах на  вопросы по незнакомой теме.

6. Анализ развития подражательности  обследуемых показал, что воспроизведение  действий по показу и словесной  инструкции развито у всех  ребят.

7. Анализ общительности  показал, что у 15 из обследуемых  детей наблюдалась стеснительность,  желание уйти от общения со  сверстниками, неуверенность в себе, нерешительность. У остальных  22 детей наблюдалось желание общаться  с логопедом, сверстниками, другими  взрослыми. Эти дети инициативны  в общении.

Наглядно данные анализа  обследования внесены в таблицу (см. Приложение 3).

На основе данной таблицы  мы сформировали 2 группы, состав которых  прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся  детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.

Итак, в результате обследования мы разбили детей на две группы, которые классифицировали по следующим  признакам: одинаковые особенности  анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения симптомов  заикания. То есть каждую пару детей  с одинаковыми особенностями  развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой – во вторую.

Краткая характеристика групп:

Дети, составляющие группы характеризуются  следующими особенностями речевого дефекта:

- появление заикания в  возрасте от 2 до 6 лет; его причины  лежат в психической травме;

- большая ситуативная  зависимость заикания (запинки в  эмоционально значимых ситуациях  и их отсутствие в игре наедине  с собой).

- наличие сопутствующих  движений и вегетативных реакций  в эмоционально-значимых ситуациях.

Уровень общего речевого и  психомоторного развития этих групп  заикающихся дошкольников соответствует  возрастной норме. Такие проявления характеризуют невротическую форму  заикания. Как правило, эти ребята успевают по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Наряду с большими потенциальными возможностями, они имеют ряд негативных личностных особенностей, которые мешают им реализоваться в среде сверстников.

Педагогическое воздействие  на этих детей заключается в укреплении эмоционально-волевой сферы, воспитании веры в себя и в свою способность  говорить плавно и правильно. Этому  способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями по созданию необходимого микроклимата дома и в детском  саду, оптимизация режимных моментов.

 

Выводы по второй главе

Обобщая материал второй главы, можно сделать следующие выводы:

- для эффективности коррекционной  работы с заикающимися детьми  необходимо правильно организовать  обследование заикающихся детей;

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений