Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывал ряд простых сюжетных картинок и предлагал сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает.
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.
Исследовали характер игровой деятельности
При исследовании характера игровой деятельности обращали внимание на следующие моменты.
- Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).
- Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре – драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).
- Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.
- Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре.
- Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.
- Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.
- Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.
- Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.
- Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.
- Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.
- Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых.
- Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.
Взаимоотношения детей в
играх. В процессе наблюдения за детьми
в творческих, сюжетно-ролевых играх
выяснили: умение детей предложить
или принять тему игры, распределить
роли; степень участия в
Общественное поведение
детей в играх. В процессе целенаправленного
наблюдения за самостоятельными играми
заикающихся детей и в
Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с группой заикающихся детей из 4 – 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных).
Учитывали следующее:
- ребенок сам выполняет правила игры, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила;
- характер взаимоотношений детей в игре: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства;
- отношения ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимулирует быстрый выигрыш.
Степень игровой активности. Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.
Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.
Группа Б – дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтую при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.
Группа В – дети принимают тему игры и роль от сверстников, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих.
Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.
Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей.
Эмоциональное состояние заикающихся детей в играх.
В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечали:
- повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии;
- сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети нарушают общий темп игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ведущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена;
- эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны.
Данные динамического обследования заикающегося ребенка обобщали в виде логопедического заключения (уточненного диагноза).
В логопедическом заключении учитывали следующее:
· форма судорог (клонические, тонические, смешанные: клоно-тонические, тоно-клонические);
· локализация судорог (дыхательные, голосовые. артикуляторные, смешанные, например дыхательно-голосовые, артикуляторно-голосовые и др.);
· степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
· характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, негативизм);
· степень подражательности (полная, неполная, с элементами творчества);
· характер психомоторики (норма, моторно заторможен, моторно расторможен);
· наличие сопутствующих движений, уловок, синкинезий;
· наличие эмболофразий;
· отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания: не фиксирует внимания на речи, не замечает судорог в речи, переживает свой дефект);
· характер игровой активности (отнесение к определенной группе А, Б, В, Г, Д);
· особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повышенная эмоциональная лабильность, сниженные эмоциональные реакции;
· наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдельных сторон речевой функциональной системы.
Все вышеперечисленные данные вносятся в схему обследования заикающегося ребенка (см. Приложение 1).
На основе схемы обследования и составили логопедическое заключение.
В результате обследования мы выяснили, что у всех обследуемых заикающихся дошкольников невротический вид заикания.
Итак, методика Г.А.Волковой
направлена на обследование заикающихся
для правильного построения дальнейшей
коррекционной работы по преодолению
темпо-ритмических нарушений
2.3 Обработка и
анализ результатов
Данные обследования по каждому
ребенку были внесены в «Схему
обследования» детей с
В результате мы получили и проанализировали результаты по определенным разделам.
1. Анализ анамнеза показал,
что практически ни у кого
из обследуемых не отмечалось
патологии внутриутробного
2. Результаты обследования
моторных функций показали, что
практически у всех детей
3. В устной речи обследуемых
в единичных случаях были
4. Анализ обследования
просодической стороны речи
5. В процессе обследования
проявлений заикания
6. Анализ развития
7. Анализ общительности
показал, что у 15 из обследуемых
детей наблюдалась
Наглядно данные анализа обследования внесены в таблицу (см. Приложение 3).
На основе данной таблицы мы сформировали 2 группы, состав которых прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.
Итак, в результате обследования мы разбили детей на две группы, которые классифицировали по следующим признакам: одинаковые особенности анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения симптомов заикания. То есть каждую пару детей с одинаковыми особенностями развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой – во вторую.
Краткая характеристика групп:
Дети, составляющие группы характеризуются следующими особенностями речевого дефекта:
- появление заикания в возрасте от 2 до 6 лет; его причины лежат в психической травме;
- большая ситуативная
зависимость заикания (запинки в
эмоционально значимых
- наличие сопутствующих
движений и вегетативных
Уровень общего речевого и
психомоторного развития этих групп
заикающихся дошкольников соответствует
возрастной норме. Такие проявления
характеризуют невротическую
Педагогическое воздействие на этих детей заключается в укреплении эмоционально-волевой сферы, воспитании веры в себя и в свою способность говорить плавно и правильно. Этому способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями по созданию необходимого микроклимата дома и в детском саду, оптимизация режимных моментов.
Выводы по второй главе
Обобщая материал второй главы,
можно сделать следующие
- для эффективности