Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
- изучить методику обследования,
в частности, методику Г.А.
- проведенное обследование
37 заикающихся показало, что причины
заикания лежат в психической
травме, то есть можно констатировать
невротический вид заикания. Среди
симптомов отмечались
Глава 3. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо – ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
Логопедические занятия,
направленные на преодоление темпо-ритмических
нарушений мы проводилт по методике
В.И.Селиверстова. Эта методика подходит
для данных условий, так как рассчитана
на лечение заикающихся
Подготовительный период (8 занятий) предполагал: щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения; оздоровительные мероприятия; использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги, то есть осуществлялся индивидуальный подход.
Кроме того, дети заучивали
специальные
Тренировки проводились с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.
Тренировочный период (22 занятия) включал: развитие активного внимания, памяти и других психических функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.
Осуществлялся постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Использовались подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков переносилось в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно использовалась помощь родителей.
Закрепительный период (6 занятий) включал: закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности; использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.
Большое значение придавалось работе с родителями. Родители посещали открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционных занятий. Речевые упражнения предлагались с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости, ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение. В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирались для каждого ребенка отдельно.
В соответствии с данной системой предусматривалось регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы. Это позволяло детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей.
Курс логопедических занятий по методике В.И.Селиверстова был полностью реализован. Занятия мы проводили по разработанной примерной схеме логопедического занятия (см. Приложение 5). Конспект одного из занятий прилагается (см. Приложение 6).
Сделав анализ занятия, конспект
которого мы прилагаем в Приложении
6, мы пришли к выводу, что данное
занятие посвящено
Таким образом занятие представляет собой логически законченную структуру. В ходе занятия мы использовали разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные приемы с опорой на различные анализаторы:
- тактильный: игра «Волшебный мешочек».
- зрительный:
1) разложить продукты в нужную посуду;
2) при обучении навыку
синтеза морфем с
3) в задании «Кто самый
внимательный» (при создании
4) в упражнении на снятие мышечного напряжения (сопряженность действий).
- слуховой:
1) постепенное усложнение инструкций от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;
2) формирование операции вычленения частицы НИЦА в словах;
3) изменение линейного ряда из 5-ти элементов.
- речедвигательный:
1) воспитание плавной, интонированной речи;
2) четкое проговаривание
слов на протяжении всего
Также в занятие мы включили задания, направленной на развитие регулирующей функции речи:
1) Посредством постепенного усложнения инструкции от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;
2) Использование проблемной ситуации, основанной на схожести звукового облика слов (лимонница, грибница на являются посудой);
3) Использовали конфликтную
ситуацию (противоречие инструкции
и непосредственного
В ходе занятия мы давали детям упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (не изолировано, в тесной взаимосвязи с темой и целями занятия).
Также в занятии мы использовали много разнообразных игровых моментов, в которых дети были активными участниками.
В целом можно сделать вывод, что занятие достигло своих целей. Лексический материал, который мы предложили на занятии детям, был ими усвоен и закреплен.
3.2 Анализ результатов
опытно-экспериментальной
В результате проведенной коррекционной работы со второй группой детей по методике В. И. Селиверстова было вновь проведено обследование, как вторая группа детей, так и первая группа, с которой логопедическая работа не проводилась.
Анализ обследования дал следующие результаты:
К. Денис – в результате анализа развития речи до проведенного курса логопедических занятий было выявлено ускорение темпа речи. В результате повторного обследования выявилось заметное улучшение, ускорение темпа речи наблюдалось только в случае волнения, эмоциональной напряженности.
М. Лиза – до курса логопедических занятий наблюдались судорожные запинки в речи. Благодаря проведенной работе у Лизы также выявилось улучшение. Судорожные запинки встречались в редких случаях, причем причиной запинок не являлось волнение и эмоциональные всплески, ребенок заторможен и быстро утомляется. Все же можно констатировать положительные результаты в преодолении заикания.
С. Ира – девочка заторможена
в двигательно-координационной
Г. София – у девочки
наблюдалось несоблюдение пауз. В
результате проведенной работы и
повторного обследования речи наблюдалось
улучшение. Девочка осознанно следила
за соблюдением пауз в речи. Были
даны рекомендации родителям, которые
в конечном итоге должны привести
к закреплению полученного
В. Настя - у девочки при первичном обследовании наблюдалось ускорение темпа речи, напряженная мимика. При повторном обследовании Настя стала говорить более спокойно, заметно спала напряженность мимики. Речь Насти стала медленнее.
Ц. Ира – у девочки
при первичном обследовании наблюдались
судорожные запинки в речи. Так
как Ира стремилась к общению,
работа с ней проводилась успешно,
поэтому при повторном
В. Антон – при первичном обследовании у мальчика наблюдались нарушения в произношении звука [л]. Согласно методике В. И. Селиверстова для Антона был разработан план индивидуальных занятий. Повторное обследование Антона показало, что мальчик произносит звук [л], то есть работе в этом направлении можно дать положительную оценку. Заикание у мальчика преодолеть не удалось. Вероятно, основные усилия были направлены на преодоление нарушения звука [л], а преодолению заикания должного внимания уделено не было.
Р. Оля – у девочки
при первичном обследовании наблюдались
частые дополнительные вдохи в речи.
После занятий дыхательной
С. Даша – при первичном обследовании наблюдались нарушения ритма речи. Благодаря коррекционной работе по методике В. И. Селиверстова речь Даши стала более плавной, что и выявилось при повторном обследовании. Родителям девочки были даны рекомендации продолжать посещение логопункта для полного преодоления ритмических нарушений речи Даши.
М. Сергей – у мальчика
наблюдались затруднения в
Итак, при вторичном обследовании
выяснилось, что значительные улучшения
в преодолении темпо-
Что касается первой группы,
то вторичное обследование показало
отсутствие изменений в преодолении
заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности
у А. Ксении, при повторном обследовании
наблюдалось заметное улучшение
в преодолении нарушения темпа
речи. Речь девочки была ускоренной,
а при повторном обследовании
речь стала более плавной. Как
выяснилось, причиной улучшения стала
включение в процесс
Качественный анализ обследования двух групп представлен в виде круговой диаграммы.
Мы наглядно видим, что
проделанная коррекционная
Группа 2:
|
Группа 1:
|
1 – Количество детей,
у которых изменений в
2 – количество детей,
у которых обнаружены
Выводы по третьей главе
Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.
Были сформированы две
группы по 10 детей. В обеих группах
наблюдались дети с одинаковыми
симптомами и нарушениями речи. Работа
по методике В.И.Селиверстова проводилась
со второй группой детей. Первая группа
не участвовала в курсе
При вторичном обследовании
выяснилось, что значительные улучшения
в преодолении темпо-
Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.
Стало быть, выбранная методика
В.И.Селиверстова, по которой проводилась
экспериментальная
Заключение
Дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.