Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 4

Состав групп

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Развитие речи

Развитие моторики

Первые симптомы заикания

Вид заикания

1

Ксения А.

Денис К.

Ускорение темпа речи

Нормально координированы

С 3 (3,5) лет

невротическое

2

Катя М.

Лиза М.

Судорожные запинки

Нормально координированы

С 3 лет

Невротическое

3

Аня П.

Ира С.

Запинки в контекстных  монологах

Нормально координированы, заторможен

С 4 лет

Невротическое

4

Андрей П.

София Г.

Несоблюдение пауз

Нормально координированы, левша

С 3 (3,5) лет

Невротическое

5

Надя Т.

Настя В.

Частые дополнительные вдохи

Напряженная мимика

С 4 (4,5) лет, волнообразное

Невротическое

6

Макар С.

Ира Ц.

Судорожные запинки

Нормально координированы

С 3 лет

Невротическое

7

Рома Б.

Антон В.

Нарушения в произношении звуков

Нормально координированы

С 4,2 (3) лет

Невротическое

8

Аня Л.

Оля Р.

Частые дополнительные вдохи

Нормально координированы

С 3 (3,5) лет

Невротическое

9

Лена И.

Даша С.

Запинки в контекстных  монологах

Нормально координированы

С 2 (3) лет

Невротическое

10

Степан К.

Сергей М.

Затруднения в конструировании  связных высказываний

Нормально координированы

С 3 (3,5) лет

Невротическое


Приложение 5

Схема логопедического  занятия с заикающимися детьми

I. Тема и цель  занятия.

II. Оборудование (наглядно – иллюстрированный, дидактический, раздаточный, речевой материал).

III. План.

1. Организационный момент.

2. Снятие мышечного и  эмоционального напряжения. Расслабляющие  упражнения

3. Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно –  голосовые упражнения. Развитие  интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. Д.).

4. Работа над плавностью  речи:

а) в элементарных ее формах (упражнение на произнесение отдельных  гласных звуков – 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);

б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).

5. Развитие координации  слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения.

6. Упражнения, направленные  на развитие речи в целом:  фонетико-фонематической стороны,  лексико-грамматического строя,  связной речи (включаются в занятие  для детей, имеющих наряду с  заиканием не резко выраженное  общее недоразвитие речи).

7. Итог.

8. Домашнее задание.

IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала).

V. Литература.

Приложение 6

Конспект логопедического  занятия по преодолению темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)

Цели:

1. Совершенствовать навык  плавной, интонированной речи  без заикания.

2. Учить детей вычленять  морфему НИЦА из слов.

3. Учить детей осуществлять  синтез (склеивание) морфем (образовывать  имена существительные с помощью  суффикса НИЦА).

4. Закрепить данную модель  словообразования.

5. Формировать навык практического  применения слов сложной слоговой  структуры.

6. Развивать психологическую  базу речи:

А) развитие тактильного восприятия,

Б) развитие линейной слуховой памяти (до 5-6 единиц),

В) развитие регулирующей функции  речи:

- посредством постепенного  усложнения инструкции (от 1-ой –  к 2-м, 3-м ступенчатым);

- путем создания проблемной  ситуации (регуляция действий      в соответствии со смысловой стороной речи).

 

Лексический материал:

Хлеб – хлебница,

Сахар – сахарница,

Суп – супница,

Сухарь – сухарница,

Конфета – конфетница,

Селедка – селедочница.

 

Слова, сложные  по семантике:

Объяснение семантики  слов через создание проблемной ситуации.

Молочница,

Грибница,

Масленица,

Капустница,

Лимонница.

 

Слова, сложные  по слоговой структуре:

Конфетница, селедочница.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг

Дети вместе с  логопедом встают в круг.

2. Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения.

2.1.   Восстановление дыхания.

1) Логопед: «Дышим животами».

Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание  контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).

Логопед: «Пустой живот – полный живот»

2) Упражнение «Воздушный  шар».

Методические рекомендации: а) глубокий вдох носом, руки через стороны  поднимаются вверх; б) задержать  дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.

Логопед: «Вдох – надуваем воздушный шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух из него выходит – Ф – Ф – Ф».

 

2.2.   Снятие мышечного напряжения:

Логопед:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют  расслабляться, отдыхать!

Есть у нас игра такая  – очень легкая, простая:

Замедляется движение, исчезает напряжение

И становится понятно: расслабление приятно!

 

Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.

 

Логопед: «Представим себя оленями»

Действия сопровождаются стихотворением «Мы – олени»:

Рвется ветер нам навстречу,

Он сбивает нас с  пути,

Не дает никак пройти.

Ветер стих, расправил плечи.

И становится понятно:

Расслабление приятно!

2.3.   Формула правильной речи:

Логопед: «Наша речь плавная и слитная, мы говорим спокойно и неторопливо»

 

3. Сообщение темы занятия (введение в тему).

1. Развитие тактильного  восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!

 

Дети по очереди  определяют, что лежит в мешочке, достают по одному предмету, выкладывая на поднос (хлеб, сухарь, сахар, конфета)

 

Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т.д.?

При затруднениях в определении  продуктов, логопед предлагает ребенку  определить, какой предмет на ощупь.

Мягкий, пористый – хлеб,

Жесткий, твердый, сухой –  сухарь,

Шероховатый, твердый –  сахар.

После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»

 

Дети: «Это продукты питания»

 

4. Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.

Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.

Где хранится хлеб? (в хлебнице)

Где хранится сахар? (в сахарнице)

Где хранятся конфеты? (в конфетнице)

Где хранятся сухари? (в сухарнице)

На столе появляются хлебница, сахарница, конфетница, сухарница.

 

Логопед: Положите каждый продукт в соответствующую посуду.

Дети раскладывают продукты.

 

Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба и т.п.

Какая посуда осталась пустой? (селедочница)

 

Логопед накрывает  поднос с посудой тканью.

 

Логопед: Давайте вспомним и повторим названия посуды, стоящей на столе, слушайте внимательно (логопед подчеркивает голосом суффикс НИЦА) Маленькая частица НИЦА помогла нам назвать эту посуду. Я открою вам секрет. Часто в названии для посуды есть частица НИЦА. Эта частица помогает придумывать большие слова из маленьких.

 

Логопед показывает детям символ частицы НИЦА (треугольник)

 

5. Обучение синтезу морфем – образованию имен существительных с помощью частицы НИЦА.

Работа у доски. Дети за партами.

 

1. Логопед выставляет на доске в линейный ряд картинки:

Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.

 

Логопед: «Назовите слова-картинки».

Задание: «Закройте глаза, будем внимательно слушать. Расставьте картинки в следующем порядке:

1. Сахар, салат, хлеб, суп.

2. Суп, салат, сахар,  хлеб, сухарь.

Дети выходят (по желанию), изменяют линейный ряд картинок в соответствии с инструкцией  логопеда. 

 

2.Логопед приглашает двух детей к доске (Олю и Антона)

Логопед: Поучимся придумывать слова из этих картинок и символа частицы НИЦА

Оле одевали на голову ободок с картинкой СУП, Антону – ободок с треугольником.

Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы получилось новое слово, продукт и частица должны соединиться и слитно произноситься. Было слово СУП, добавим частицу НИЦА, получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что обозначает это слово? (посуда для супа)

Логопед жестом показывает детям, что две части слова  должны соединиться и получится  новое слово (дети должны встать вплотную дуг к другу)

Аналогичная работа проводится с другими картинками, в этой работе были задействованы  все дети по очереди. 

 

6. Динамическая пауза

1. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

А) Бревнышки – веревочки

Логопед: Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки». 

 

Б) Сосулька

Из положения сидя на корточках  медленно подниматься вверх, представив, что «сосулька растет», поднять  руки вверх и, привстав на носочках, стараться как можно сильнее  вытянуться, напрягая все тело («сосулька  выросла»)

После команды логопеда: «солнышко  пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью  расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу».

 

7. Закрепление модели словообразования существительных с частицей НИЦА.

1. Создание проблемной  ситуации.

Логопед раскладывает на ковре  картинки:

Лимон, хлеб, конфеты, гриб, сахар, сухарь, суп, селедка, салат, молоко, капуста.

Логопед: «Выбрать картинку с продуктом, если в названии посуды для него есть частица НИЦА»

Каждый ребенок  объясняет, почему он выбрал именно эту  картинку.

Объяснение значения слов, образованных по аналогии от названия продукта:

-лимонница;

- капустница;

- грибница;

- молочница.

Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают эти слова»

 

2. Игра с мячом

Дети вместе с логопедом  выходят на поляну (ковер) и встают в полукруг.

Логопед: «Я буду бросать  каждому мяч и называть продукт, а вы должны кинуть мне его обратно  и назвать посуду для этого  продукта»

 

8. Практическое применение навыка словообразования.

Логопед приглашает детей  подойти к столу, на котором продукты были разложены в соответствующую  посуду в начале занятия.

Заранее была создана путаница (продукты были неправильно разложены  в посуду)

Логопед: «Кто самый внимательный, кто правильно разложит продукты и назовет, какая посуда нужна каждому продукту. Первой задание буду выполнять я: для конфет нужна конфетница».

 

Дети по очереди  выполняют задание.

 

9. Итог занятия.

Логопед: «Кто из вас вспомнит, что нового мы узнали на сегодняшнем  занятии? Какая маленькая частица  помогала придумывать новые слова?

Дети вспоминают этапы  занятия.

Логопед: «Молодцы, ребята!»


Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений