Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды ______________________________
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов
Травмы во время родов
______________________________
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения __________________________
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Резус – фактор _______________ Совместимость __________________
Врожденные пороки ______________________________
Вес и рост ребенка ______________________________
Когда принесли кормить ______________________________
как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания
До какого времени грудное
вскармливание_________________
Состояние ребенка в грудном
возрасте______________________
Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни___________________
Заболевания на 1-м году жизни_________________________
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________
Травмы головы_________________
Закрытие родничка_____________
Нервно-психическое здоровье матери, отца________________________
Заболевания у родственников_______________
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета____________________
Понимание речи с_____________________________
Первые слова с________________
Первая фраза с________________
Темп речи_____________________
С какого времени речь стала
средством общения со взрослыми,
сверстниками__________________
Дефекты слоговой структуры
слов__________________________
Пропуски, замены, перестановки, повторения
Какие звуки долго произносил
неправильно (этот симптом может
провоцировать судороги в речи из-за
лишнего напряжения артикуляторных
мышц на неправильно произносимых звуках.
Повышенный тонус мышц возникает
вследствие того, что ребенок стремится
приблизить свое произношение к воспринимаемым
им звукам речи)_________________________
______________________________
Особенности формирования моторики
Удержание головы с_____________________________
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________
Стал сидеть без поддержки
с ______________________________
Первые попытки самостоятельно
подтянуться, ухватившись за пальцы
взрослого_____________________
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с _____________
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________
Ходил ровно, с пробежками,
падал с_______________________
Моторные навыки: одеться с _______, раздеться с __________________,
Застегнуть пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки с ________
Характер нарушения моторики:
излишне подвижен, суетлив, некоординирован
в движениях, выполняет их с широкой
амплитудой, двигательное беспокойство;
или заторможен, нетороплив, несвоевременная
переключаемость движений с ______________________________
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества_____
Развитие подражательности
Действия с игрушками
по показу взрослого с___________________
Действия с игрушками по словесной инструкции с _________________
Подражание разнообразным показываемым действиям с_____________
Воспроизведение данного образца по показу с _____________________
Воспроизведение данного образца по слову с _____________________
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с ____________________________
Стал проявлять эмоциональное
отношение к другим детям, интересовался
их действиями с ______________________________
Выражение эмоционального отношения
к другому ребенку в речи с
______________________________
Выражение положительного отношения к детям в действиях с _______
Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с___________
К коллективу детей с ______________________________
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное время появления заикания______________________
Как начиналось заикание______________________
Причины заикания______________________
В чем проявлялось заикание______
Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду:
Постоянное (возникнув, заикание
протекает почти без изменений)
Волнообразное (После возникновения
заикания наблюдались периоды улучшения
в речи и периоды усугубления
симптоматики заикания)_____________________
Рецидивирующие (после возникновения
заикания и некоторого течения, оно
полностью не проявлялось, а затем
судороги в речи появлялись вновь)________________________
Где, когда, сколько занимались
исправлением речи, результаты коррекции:
без изменений, заметное улучшение,
значительное улучшение, нормальная речь__________________________
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.
Приложение 2
Схема обследования Ани Х.
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка Харламова Анна
Дата рождения 17. 04. 2002г.
Дата обследования:01. 07.2007г.
Возраст 5 лет
Домашний адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51
Из какого детского сада, поликлиники направлен МДОУ «Детский сад № 3 Солнышко п. Адамовка»
Дата поступления в логопедическую группу: Не посещала
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз районной МППК__-_______________________
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер
Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик
Жалобы родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний
Речь родителей: построение фраз грамотное, интонационно – ритмическое оформление фраз правильное
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания
(наличие семейного заикания):
Общий анамнез
От какой беременности ребенок: от второй
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину: без осложнений и патологий
Во 2 половину: без осложнений и патологий
Заболевания: нет______________
Травмы: нет___________________________
Явления угрожающего выкидыша: нет_____
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды: нормальные______________
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов
Травмы во время родов: нет______________
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Резус – фактор: отрицательный
Врожденные пороки: отсутствуют
Вес и рост ребенка: 3200 г., 51 см.___________________________
Когда принесли кормить: сразу взял грудь________________________
как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания
До какого времени грудное вскармливание: до 1,5 года_____________
Состояние ребенка в грудном
возрасте: плаксив_____________
Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: нет_______________
Заболевания на 1-м году жизни: Ветрянка_______________
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет: краснуха, грипп
Травмы головы: отсутствуют
Закрытие родничка: норма
Нервно-психическое здоровье матери, отца: в норме
Заболевания у родственников: Заикание у матери
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета: с 5 месяцев
Понимание речи с 11,5 месяцев
Первые слова с 11 месяцев
Первая фраза с 1,2 года
Темп речи в норме
С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками с 1 года 2 месяцев
Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с 2 лет
Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи) нет
Особенности формирования моторики
Удержание головы с 2 месяцев
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с 4 месяцев Движение со спины на бок с 3,5 месяцев, со спины на живот с 4 месяцев
Стал сидеть без поддержки с 7,5 месяцев
Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого с 2,5 месяцев
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с 3 месяцев
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с 8 месяцев
Ходил ровно, с пробежками, падал с 1 года
Моторные навыки: одеться с 3,7 лет , раздеться с 3,6 лет,
Застегнуть пуговицу с 4,2 лет , зашнуровать ботинки с 4,5 лет
Характер нарушения моторики:
излишне подвижен, суетлив, некоординирован
в движениях, выполняет их с широкой
амплитудой, двигательное беспокойство;
или заторможен, нетороплив, несвоевременная
переключаемость движений: норм
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества: нет
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого с 1,9 лет
Действия с игрушками по словесной инструкции с 2,2 лет
подражание разнообразным показываемым действиям с 2 лет
Воспроизведение данного образца по показу с 1,9 лет
Воспроизведение данного образца по слову с 2 лет
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с 1,5 лет
Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересовался их действиями с 1,5 лет
Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи с 3,5 лет
Выражение положительного отношения к детям в действиях с 2,5 лет
Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с 2,5 лет
К коллективу детей с 2,5 лет
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное время появления заикания: с 2 лет
Как начиналось заикание: редко, в начале слов с согласных
Причины заикания: наследственность
В чем проявлялось заикание: в повторении взрывных согласных
Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду:
Постоянное (возникнув, заикание протекает почти без изменений)
Волнообразное (После возникновения
заикания наблюдались периоды улучшения
в речи и периоды усугубления
симптоматики заикания)_____________________
Рецидивирующие (после возникновения
заикания и некоторого течения, оно
полностью не проявлялось, а затем
судороги в речи появлялись вновь)________________________
Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь: никогда
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.
Приложение 3
Данные анализа обследования
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Исследуемые параметры | |||||||
анамнез |
Развитие речи |
Развитие моторики |
Развитие подража- тельности |
Развитие взаимоотношений |
Первые симптомы заикания |
Характерис- тика общительности | |||
1 |
Ксения А. |
б/п* |
Нарушение темпа речи |
н/к** |
В норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт, инициативен в общении | |
2 |
Рома Б. |
б/п |
Нарушения в произноше- нии звуков [р] |
н/к, суетлив |
В Норме |
+ |
С 4,2 лет, постоянное |
Держится в стороне | |
3 |
НикитаБ. |
б/п, алкого- лизм деда |
Затруднения в конструировании связных высказываний |
н/к, повышенная утомляемость |
В Норме |
+ |
С 5 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт | |
4 |
Ваня В. |
б/п |
Нарушение темпа речи |
н/к |
В Норме |
+ |
С 2,5 лет, постоянное |
Общителен | |
5 |
Настя В, |
б/п |
Частые дополнительные вдохи |
Напряжен- ная мимика |
В Норме |
+ |
С 4 лет, волнообразное |
Стремится к общению | |
6 |
Антон В. |
б/п |
Нарушения в произноше- нии звука [в] |
н/к, суетлив |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Не стремится к общению | |
7 |
София Г. |
б/п, травма головы |
Несоблюде- ние пауз |
н/к, левша |
В Норме |
+ |
С 3,5 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт | |
8 |
Яна Д. |
б/п |
Ускоренный речевой вдох |
н/к, повышенная утомляемость |
В Норме |
+ |
С 4 лет, постоянное |
Инициативен в общении | |
9 |
Лена И. |
б/п |
Запинки в контекстных монологах |
н/к |
В Норме |
+ |
С 2 лет, постоянное |
Держится в стороне | |
10 |
Степан К. |
б/п |
Затруднения в конструирова- нии связных высказаний |
н/к, излишне подвижен |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт | |
11 |
Денис К. |
б/п, страх темноты |
Ускорение темпа речи |
н/к |
В Норме |
+ |
С 3,5 лет, постоянное |
общителен | |
12 |
Аня Л. |
б/п |
Частые дополнитель- ные вдохи |
н/к |
В Норме |
+ |
С 4 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт | |
13 |
Катя М. |
б/п |
Судорожные запинки |
н/к, повышенная утомляемость |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Не стремится к контакту | |
14 |
Лиза М. |
б/п |
Судорожные запинки |
н/к, повышенная утомляемость |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Не стремится к контакту | |
15 |
Сергей М. |
б/п, заикание у отца |
Затруднения в конструировании свзных высказываний |
н/к, вялая мимика |
В норме |
+ |
С 3,5 лет, постоянное |
неинициативен в общении | |
16 |
Света Н. |
б/п |
Судорожные запинки |
Нарушение координации |
В Норме |
+ |
С 2 лет волнообразное |
Легко вступает в контакт | |
17 |
Андрей П. |
б/п |
Несоблюде- ние пауз |
н/к, левша |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Инициативен в общении | |
18 |
Аня П. |
б/п |
Запинки в контекстных монологах |
н/к, Заторможен |
В Норме |
+ |
С 4 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт | |
19 |
Оля Р. |
б/п, смерть близкого |
Частые дополнительные вдохи |
н/к, излишне подвижен |
В Норме |
+ |
С 3,5 лет, постоянное |
Не стремится к контакту | |
20 |
Макар С. |
б/п, развод родите- лей |
Судорожные запинки |
н/к |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Общителен | |
21 |
Даша С. |
б/п |
Запинки в контекстных монологах |
н/к, суетлив |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянное |
Инициативен в общении | |
22 |
Ира С. |
б/п |
Запинки в контекстных монологах |
н/к, заторможен |
В Норме |
+ |
С 4 лет, постоянное |
Стремится к общению | |
23 |
Надя Т. |
б/п, туберку- лез родствен ника |
Частые дополнитель- ные вдохи |
Напряженная мимика |
В Норме |
+ |
С 4,5 лет, волнообразное |
Легко вступает в контакт | |
24 |
Ярослав Т. |
б/п |
Ускорение темпа речи |
н/к, суетлив |
В Норме |
+ |
С 4 лет, постоянное |
Легко вступает в контакт | |
25 |
Ринат Т. |
б/п |
Судорожные запинки |
н/к повышенная утомляемость |
В Норме |
+ |
С 3,5 лет, волнообразное |
Стремится к контакту | |
26 |
Яна У. |
б/п |
Нарушение ритма речи |
н/к, излишне подвижен |
В Норме |
+ |
С 2, 5 лет, постоянное |
Стремится к контакту | |
27 |
Полина У. |
б/п, страх отсутст- вия родных |
Запинки в контекстных монологах |
н/к |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянные |
Инициативен в общении | |
28 |
Костя Ф. |
б/п |
Судорожные запинки |
н/к, двигательное беспокойство |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянные |
Не стремится к общению | |
29 |
Настя Ф. |
б/п |
Несоблюде- ние пауз |
н/к |
В Норме |
+ |
С 2 лет, постоянные |
Легко вступает к контакт | |
30 |
Аня Х. |
б/п, заикание матери |
н/к |
В Норме |
+ |
С 2 лет, постоянные |
Инициативен в общении | ||
31 |
Антон Х. |
б/п, травма из-за смены обстанов ки |
Нарушение темпа речи |
н/к |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянные |
Легко вступает в контакт | |
32 |
Ира Ц. |
б/п |
Судорожные запинки |
н/к |
В Норме |
+ |
С 3 лет, постоянные |
Держится в стороне | |
33 |
Давид Ц. |
б/п |
Затруднение в конструировании связных высказываний |
н/к |
В Норме |
+ |
С 3,5 лет, постоянные |
Стремится к общению | |
34 |
Ангелина Ч. |
б/п |
Запинки в контекстном монологе |
н/к |
В Норме |
+ |
С 2 лет, постоянные |
Не стремится к общении. | |
35 |
Вероника Ш. |
б/п |
Несоблюдение пауз |
н/к |
В Норме |
+ |
С 2,5 лет, постоянные |
Легко вступает в контакт | |
36 |
Ксения Щ. |
б/п |
Судорожные запинки |
н/к |
В Норме |
+ |
С 4 лет, постоянные |
Легко вступает в контакт | |
37 |
Лаура Я. |
б/п, испуг |
Нарушение темпа речи |
н/к |
В норме |
+ |
С 3 лет, постоянные |
Излишне общителен | |
* – беременность и роды протекали без патологий и осложнений ** - нормально координированные движения + - положительное отношение к окружающим | |||||||||