Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды _______________________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные –  более 12 часов

Травмы во время родов _________________________________________

Переломы, кровоизлияния, родовая  опухоль у ребенка

Состояние ребенка в момент рождения __________________________

Закричал сразу, нет, через  несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой

 

Резус – фактор _______________ Совместимость __________________

Врожденные пороки __________________________________________

Вес и рост ребенка ____________________________________________

Когда принесли кормить _______________________________________

как ребенок взял грудь, как  и сколько сосал, спал во время  кормления, наблюдались срыгивания

До какого времени грудное  вскармливание________________________

Состояние ребенка в грудном  возрасте___________________________

Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.

Перенесенные заболевания  на 1-м месяце жизни___________________

Заболевания на 1-м году жизни_________________________________

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________

Травмы головы_______________________________________________

Закрытие родничка____________________________________________

Нервно-психическое здоровье матери, отца________________________

Заболевания у родственников___________________________________

Данные о развитии речи

Время появления и особенности  гуления, лепета____________________

Понимание речи с_____________________________________________

Первые слова с_______________________________________________

Первая фраза с________________________________________________

Темп речи____________________________________________________

С какого времени речь стала  средством общения со взрослыми, сверстниками_________________________________________________

Дефекты слоговой структуры  слов________________________________

Пропуски, замены, перестановки, повторения

Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может  провоцировать судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает  вследствие того, что ребенок стремится  приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи)____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Особенности формирования моторики

Удержание головы с____________________________________________

Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________

Стал сидеть без поддержки  с ____________________________________

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого_______________________________________________________

Стал тянуться за высокорасположенными предметами с _____________

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________

Ходил ровно, с пробежками, падал с_____________________________

Моторные навыки: одеться  с _______, раздеться с __________________,

Застегнуть пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки с ________

Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован  в движениях, выполняет их с широкой  амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная  переключаемость движений с _______________________________________

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества_____

Развитие подражательности

Действия с игрушками  по показу взрослого с______________________

Действия с игрушками  по словесной инструкции с _________________

Подражание разнообразным  показываемым действиям с_____________

Воспроизведение данного  образца по показу с _____________________

Воспроизведение данного  образца по слову с _____________________

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к  другому ребенку, стремился взять  у него игрушку с ____________________________

Стал проявлять эмоциональное  отношение к другим детям, интересовался  их действиями с ______________________________________

Выражение эмоционального отношения  к другому ребенку в речи с ________________________________________________________________

Выражение положительного отношения  к детям в действиях с _______

Проявляет избирательное  отношение к одному ребенку с___________

К коллективу детей с __________________________________________

Время возникновения  первых симптомов заикания

Приблизительное время появления  заикания______________________

Как начиналось заикание________________________________________

Причины заикания_____________________________________________

В чем проявлялось заикание____________________________________

Течение заикания с момента  возникновения и до времени обращения  к логопеду:

Постоянное (возникнув, заикание протекает почти без изменений)____________________________________________________

Волнообразное (После возникновения  заикания наблюдались периоды улучшения  в речи и периоды усугубления  симптоматики заикания)________________________________________________________

Рецидивирующие (после возникновения  заикания и некоторого течения, оно  полностью не проявлялось, а затем  судороги в речи появлялись вновь)____________________________________________________________

Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь____________________________________________________

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает

 

Характеристика  общительности

Легко вступает в контакт  с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен  в общении, негативен, неустойчивое общение.

Приложение 2

Схема обследования Ани Х.

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка Харламова Анна

Дата рождения 17. 04. 2002г.

Дата обследования:01. 07.2007г.

Возраст 5 лет

Домашний адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51

Из какого детского сада, поликлиники направлен МДОУ «Детский сад № 3 Солнышко п. Адамовка»

Дата поступления в  логопедическую группу: Не посещала

(дата, номер протокола  МППК, от какого числа)

 

Диагноз районной МППК__-___________________________________

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер

Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик

Жалобы родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний

Речь родителей: построение фраз грамотное, интонационно – ритмическое оформление фраз правильное

Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое  оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные заболевания (наличие семейного заикания): заикание наблюдается у матери

Общий анамнез

От какой беременности ребенок: от второй

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала беременность: в 1половину: без осложнений и патологий

Во 2 половину: без осложнений и патологий

Заболевания: нет______________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы: нет__________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша: нет___________________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды: нормальные____________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов

Травмы во время родов: нет____________________________________

Переломы, кровоизлияния, родовая  опухоль у ребенка

Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу

Закричал сразу, нет, через  несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой

 

Резус – фактор: отрицательный

Врожденные пороки: отсутствуют_______________________________

Вес и рост ребенка: 3200 г., 51 см._______________________________

Когда принесли кормить: сразу взял грудь________________________

как ребенок взял грудь, как  и сколько сосал, спал во время  кормления, наблюдались срыгивания

До какого времени грудное  вскармливание: до 1,5 года_____________

Состояние ребенка в грудном  возрасте: плаксив___________________

Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.

Перенесенные заболевания  на 1-м месяце жизни: нет_______________

Заболевания на 1-м году жизни: Ветрянка________________________

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет: краснуха, грипп

Травмы головы: отсутствуют

Закрытие родничка: норма

Нервно-психическое здоровье матери, отца: в норме

Заболевания у родственников: Заикание у матери

Данные о развитии речи

Время появления и особенности  гуления, лепета: с 5 месяцев

Понимание речи с 11,5 месяцев

Первые слова с 11 месяцев

Первая фраза с 1,2 года

Темп речи в норме

С какого времени речь стала  средством общения со взрослыми, сверстниками с 1 года 2 месяцев

Дефекты слоговой структуры  слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с 2 лет

Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может  провоцировать судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи) нет

Особенности формирования моторики

Удержание головы с 2 месяцев

Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с 4 месяцев Движение со спины на бок с 3,5 месяцев, со спины на живот с 4 месяцев

Стал сидеть без поддержки  с 7,5 месяцев

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого с 2,5 месяцев

Стал тянуться за высокорасположенными предметами с 3 месяцев

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с 8 месяцев

Ходил ровно, с пробежками, падал с 1 года

Моторные навыки: одеться  с 3,7 лет , раздеться с 3,6 лет,

Застегнуть пуговицу с 4,2 лет , зашнуровать ботинки с 4,5 лет

Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован  в движениях, выполняет их с широкой  амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная  переключаемость движений: нормальная координация

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества: нет

Развитие подражательности

Действия с игрушками  по показу взрослого с 1,9 лет

Действия с игрушками  по словесной инструкции с 2,2 лет

подражание разнообразным  показываемым действиям с 2 лет

Воспроизведение данного  образца по показу с 1,9 лет

Воспроизведение данного  образца по слову с 2 лет

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к  другому ребенку, стремился взять  у него игрушку с 1,5 лет

Стал проявлять эмоциональное  отношение к другим детям, интересовался  их действиями с 1,5 лет

Выражение эмоционального отношения  к другому ребенку в речи с 3,5 лет

Выражение положительного отношения  к детям в действиях с 2,5 лет

Проявляет избирательное  отношение к одному ребенку с 2,5 лет

К коллективу детей с 2,5 лет

Время возникновения  первых симптомов заикания

Приблизительное время появления  заикания: с 2 лет

Как начиналось заикание: редко, в начале слов с согласных

Причины заикания: наследственность

В чем проявлялось заикание: в повторении взрывных согласных

Течение заикания с момента  возникновения и до времени обращения  к логопеду:

Постоянное (возникнув, заикание протекает почти без  изменений)

Волнообразное (После возникновения  заикания наблюдались периоды улучшения  в речи и периоды усугубления  симптоматики заикания)________________________________________________________

Рецидивирующие (после возникновения  заикания и некоторого течения, оно  полностью не проявлялось, а затем  судороги в речи появлялись вновь)____________________________________________________________

Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь: никогда

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает

 

Характеристика  общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими  взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.

 

Приложение 3

Данные анализа  обследования

Фамилия

и имя ребенка

Исследуемые параметры

анамнез

Развитие речи

Развитие моторики

Развитие подража-

тельности

Развитие взаимоотношений

Первые симптомы заикания

Характерис-

тика общительности

1

Ксения А.

б/п*

Нарушение темпа речи

н/к**

В

норме

+

С 3 лет, постоянное

Легко вступает в контакт, инициативен в общении

2

Рома Б.

б/п

Нарушения в произноше-

нии

звуков [р]

н/к, суетлив

В

Норме

+

С 4,2 лет, постоянное

Держится в стороне

3

НикитаБ.

б/п,

алкого-

лизм деда

Затруднения в конструировании  связных высказываний

н/к, повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 5 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

4

Ваня В.

б/п

Нарушение темпа речи

н/к

В

Норме

+

С 2,5 лет, постоянное

Общителен

5

Настя В,

б/п

Частые дополнительные вдохи

Напряжен-

ная мимика

В

Норме

+

С 4 лет, волнообразное

Стремится к общению

6

Антон В.

б/п

Нарушения в произноше-

нии

звука [в]

н/к,

суетлив

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Не стремится к общению

7

София Г.

б/п, травма головы

Несоблюде-

ние

пауз

н/к, левша

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

8

Яна Д.

б/п

Ускоренный речевой вдох

н/к, повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Инициативен в общении

9

Лена И.

б/п

Запинки в контекстных  монологах

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянное

Держится в стороне

10

Степан К.

б/п

Затруднения в конструирова-

нии связных

высказаний

н/к,

излишне подвижен

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

11

Денис К.

б/п,

страх темноты

Ускорение

темпа речи

н/к

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянное

общителен

12

Аня Л.

б/п

Частые дополнитель-

ные вдохи

н/к

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

13

Катя М.

б/п

Судорожные запинки

н/к,

повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Не стремится к контакту

14

Лиза М.

б/п

Судорожные запинки

н/к,

повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Не стремится к контакту

15

Сергей М.

б/п, заикание

у отца

Затруднения в конструировании  свзных высказываний

н/к, вялая мимика

В

норме

+

С 3,5 лет, постоянное

неинициативен в общении

16

Света Н.

б/п

Судорожные запинки

Нарушение координации

В

Норме

+

С 2 лет волнообразное

Легко вступает в контакт

17

Андрей П.

б/п

Несоблюде-

ние пауз

н/к, левша

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Инициативен в общении

18

Аня П.

б/п

Запинки в контекстных  монологах

н/к, Заторможен

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

19

Оля Р.

б/п,

смерть близкого

Частые дополнительные вдохи

н/к, излишне подвижен

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянное

Не стремится к контакту

20

Макар С.

б/п, развод родите-

лей

Судорожные запинки

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Общителен

21

Даша С.

б/п

Запинки в контекстных  монологах

н/к, суетлив

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Инициативен в общении

22

Ира С.

б/п

Запинки в контекстных монологах

н/к, заторможен

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Стремится к общению

23

Надя Т.

б/п,

туберку-

лез родствен

ника

Частые дополнитель-

ные вдохи

Напряженная мимика

В

Норме

+

С 4,5 лет, волнообразное

Легко вступает в контакт

24

Ярослав Т.

б/п

Ускорение темпа речи

н/к, суетлив

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

25

Ринат Т.

б/п

Судорожные запинки

н/к повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 3,5 лет, волнообразное

Стремится к контакту

26

Яна У.

б/п

Нарушение ритма речи

н/к, излишне подвижен

В

Норме

+

С 2, 5 лет, постоянное

Стремится к контакту

27

Полина У.

б/п, страх отсутст-

вия родных

Запинки в контекстных  монологах

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Инициативен в общении

28

Костя Ф.

б/п

Судорожные запинки

н/к, двигательное беспокойство

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Не стремится к общению

29

Настя Ф.

б/п

Несоблюде-

ние пауз

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянные

Легко вступает к контакт

30

Аня Х.

б/п, заикание матери

 

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянные

Инициативен в общении

31

Антон Х.

б/п, травма из-за смены обстанов

ки

Нарушение темпа речи

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Легко вступает в контакт

32

Ира Ц.

б/п

Судорожные запинки

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Держится в стороне

33

Давид Ц.

б/п

Затруднение в конструировании  связных высказываний

н/к

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянные

Стремится к общению

34

Ангелина Ч.

б/п

Запинки в контекстном  монологе

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянные

Не стремится к общении.

35

Вероника Ш.

б/п

Несоблюдение пауз

н/к

В

Норме

+

С 2,5 лет, постоянные

Легко вступает в контакт

36

Ксения Щ.

б/п

Судорожные запинки

н/к

В

Норме

+

С 4 лет, постоянные

Легко вступает в контакт

37

Лаура Я.

б/п,

испуг

Нарушение темпа речи

н/к

В

норме

+

С 3 лет, постоянные

Излишне общителен

 

* – беременность и роды  протекали без патологий и  осложнений

** - нормально координированные  движения

+ - положительное отношение  к окружающим

                   

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений