Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

1.3 Методы преодоления  темпо – ритмических нарушений  у заикающихся дошкольников

 

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных  методов и путей преодоления  этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность  этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его  природе.

При анализе существующих методов преодоления заикания представляется целесообразным рассматривать их в  зависимости от характера рекомендуемых  средств воздействия на заикающегося – медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом – меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем – различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.[29]

Терапевтические средства для  преодоления заикания применялись  в разной степени и формах во все  времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтенгер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени  дополняли его.

Хирургический метод лечения  заикания применялся с I века нашей  эры до середины ХIХ века, пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности  и опасности использования (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический  метод появился в результате понимания  заикания как следствие патологического  строения артикуляционного аппарата или  недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа  в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления  заикания встречаются также многочисленные указания на необходимость использования  облегчающих и корригирующих  речь ортопедических средств и различных  двигательных упражнений. Использование  механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно  применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские  камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии, специалисты применяли, при лечении  заикания, различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба  ряда зубов, деревянную пластинку в  форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т.д.[29]

Ортопедические приспособления, однако, не имели самостоятельного значения в лечении заикания и  рекомендовались как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо  рассматривать без учета оздоровляющего воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности заболевания  и путях его преодоления, без  создания определенных условия для  благоприятного лечения, поддержания  веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного  участия больного в лечебном процессе и т.д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно  было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие  на психику заикающегося.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали предавать  первостепенное значение в его преодолении  психотерапевтическому воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман, Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в  преодолении заикания видели в нем, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия  на заикающегося, они, прежде всего, учитывали  влияние этих средств на его психику.

Сторонники только дидактических  приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы  разнообразных и последовательно  усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран  Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А.Гуцман, А.Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер  педагогического или лечебного  характера при лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие  на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени  и в разной форме элементы и  педагогического, и медицинского характера.

Однако многоплановость  корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом – это  обычно примитивное (с современных  позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это  стремление нельзя отождествлять с  комплексным подходом преодоления  заикания, применяемым в настоящее  время. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки  его применения при заикании мы впервые  встречаем в трудах отечественных  авторов – И.А.Сикорского (1889) и  И.К.Хмелевского (1897). Многоплановость  лечебного воздействия, по И.А.Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Эту систему  мы рассмотрим ниже.[17]

Итак, в литературе по вопросам преодоления заикания описываются  следующие методы: терапевтические  средства, хирургический метод, ортопедические средства, психотерапевтическое воздействие, дидактические приемы воспитания. Изолированное  применение данных методов, как показало время, обедняет лечебное воздействие  на больного. Только комплексное применение данных методов имеет эффективное  воздействие.

1.4 Комплексные  системы воздействия при заикании  у детей дошкольного возраста

 

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных  методов и путей преодоления  этого заболевания.

Указание на необходимость  комплексного воздействия и попытки  его применения встречаются уже  в трудах отечественных авторов  – И. А. Сикорского (1889) и его ученика  И. К. Хмелевского (1897). В лечении заикания они включали систему упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи; психотерапевтическое воздействие в виде создания соответствующих условий, окружающих заикающегося; медикаментозное лечение, физиотерапию и двигательные упражнения. Многоплановость лечебного воздействия по И. А. Сикорскому впервые стала комплексной системой преодоления заикания.[4, 17, 29]

Под современным комплексным  подходом к преодолению заикания понимается лечебно – педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными  средствами и разными специалистами.[29]

В комплекс лечебно – педагогических мероприятий для заикающихся  детей входят лечебные препараты  и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и  ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся  и дополняющих друг друга мероприятий  – устранение или ослабление судорог  и сопутствующих расстройств  голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы  и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного  отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в  виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в  целом организует содружественную  медико-педагогическую работу необходимых  специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей  помощью разных специалистов в своей  коррекционно-воспитательной работе с  заикающимися.

Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно  – педагогический комплекс по характеру  его воздействия условно можно  разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и  коррекционно-воспитательную.

Основной задачей лечебно  – оздоровительной работы, которую  преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического  здоровья заикающегося, устранение и  лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом  состоянии (ослабление или снятие речевых  судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики).

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно  проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических  изменений у заикающихся.

До 1930 года логопедическая помощь оказывалась заикающимся, в основном, подросткам и взрослым. А в 1930 году В. А. Гиляровский обосновывает положение  о том, что лечить заикание нужно  в детском возрасте. Наиболее подходящей формой организации помощи заикающимся  детям дошкольного возраста, по его  утверждению, является «детская площадка»  или полустационар, так как дети должны ежедневно общаться с родителями и в то же время получать комплексное  лечебное воздействие.

В 1931 году в Москве открываются  ясли для заикающихся детей, где  логопедическая работа проводилась  Е. Ф. Рау, и полустационар, где работала Н. А. Власова. [4, 17, 26]

Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся:

- проведение медико –  психолого-педагогического обследования  до начала работы;

- коррекционное воздействие  направляется не только на  речь заикающегося, но и на  состояние всего организма ребенка,  а также на его личность;

- логопедической работе  должен предшествовать охранительный  речевой режим;

- развитие навыка плавной  речи включает постепенное усложнение  степени самостоятельности речи.

В основу первой отечественной  методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау (1959) положено использование  коррекционных приемов в зависимости  от разной степени речевой самостоятельности  детей, а именно: от сопряженной формы  речи до спонтанной. Все занятия  с заикающимися детьми распределены по степени нарастающей сложности  на три этапа.

На первом этапе детям  предлагаются упражнения в сопряженной  и отраженной формах речи. Материалом для этих занятий служат наглядные  пособия. Плавность речи отрабатывается в заученных фразах, стихотворных текстах, широко используются декламации. На втором этапе в ситуативном  диалоге дети отвечают на вопросы  по знакомой картинке, описывают картинку и пересказывают прослушанный текст. При ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок  должен произнести самостоятельно. Вопрос задают таким образом, чтобы ребенок  мог почти отраженно повторить  весь вопрос в своем ответе. Тем  самым, постепенно совершается переход  от отраженной речи к описанию картинок, самостоятельному произнесению фразы, но еще подкрепленной зрительно  игрушкой или картинкой. Для самостоятельного описания картинок детям сначала  предлагают уже знакомый материал. Особое внимание предлагают обращать внимание на грамматически правильное оформление фразы.

При пересказе прослушанного  текста используют наглядный материал, развивается слуховое внимание и  память заикающихся детей. Вырабатывается выразительность, правильная интонация  путем подражания речи логопеда. Эффективным  приемом является пересказ текста своими словами.

На третьем этапе закрепляются приобретенные навыки плавной речи в спонтанной речи (в обиходном  разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игр, занятий, бесед). Детям предлагают задания  на составление самостоятельно творческих рассказов на заданную тему или слово.

Особое место в методике логопедической работе с заикающимися детьми Н. А. Власова и Е. Ф. Рау  уделяют развитию внимания, памяти, указывают на необходимость проведения логопедической ритмики, которая включает упражнения для регуляции мышечного  тонуса, активизирующие внимание, воспитывающие  чувство ритма. Особый акцент на этих видах деятельности рекомендуется  делать с детьми, страдающими неврозоподобной  формой заикания. Так же говорится  о важности работы с родителями заикающихся  детей.

Эта система не потеряла своей  актуальности до настоящего времени  и предложенные приемы логопедической работы Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау используются в логопедической работе с заикающимися разных возрастных групп.

В 1958 году Р. Е. Левина выдвинула  идею развития коммуникативной функции  речи у заикающихся детей, а ее последователями была разработана  целостная система психолого-педагогического  воздействия на заикающихся детей  дошкольного и школьного возраста (Н. А. Чевелева, С. А. Миронова. А. В. Ястребова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).[6, 17]

С 1960 года в нашей стране развертывается сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи, и организовываются группы для заикающихся  детей, в которых широко начинает использоваться методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н. А. Чевелевой (1965).[4] Автор исходит из психологической концепции о  том, что развитие связной речи ребенка  осуществляется путем перехода от речи ситуативной к контекстной, а  затем на протяжении дошкольного  возраста эти речевые формы сосуществуют. Поэтому последовательность речевых  упражнений с заикающимися детьми усматривается  в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и  включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую и предваряющую.

1. Подготовительный период, во время которого организуется  речевой режим заикающихся детей.  Он заключается во временном  ограничении речи самих детей  и развитии слухового внимания  к речи окружающих.

2. Основной формой речи, которой дети пользуются в  этот период является сопровождающая  речь по поводу одновременно  совершаемых ими действий с  опорой на конкретные, наглядные  предметы или действия: а) называние  предметов, находящихся перед  глазами ребенка (Это ручка.  Это стол); б) называние действий, производимых взрослым (Вы положили  шарик. Достаньте линейку.); в)  называние действий, производимых  в момент речи самим ребенком (Я загибаю уголок. Режу ножницами.). 3. В этот период дети переходят  к описанию уже выполненных  действий (Я разрезал листок. Я  загнул уголок.). Зрительная опора  постепенно убирается. Дети пользуются  завершающей формой речи. 4. Происходит  усложнение формы речи (предваряющая  форма речи) – дети рассказывают  о том, что они намерены делать (Сначала я надену ботинки,  потом шапку, а потом – пальто.). У них развивается умение пользоваться  речью вне наглядной опоры,  последовательно и грамматически  правильно излагать свою мысль,  употреблять слова в их точном  значении. 5. Закрепление навыков  в самостоятельной речи.

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений