Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
3) ограничение речевой
активности у многих детей,
снижение общения с
4) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
5) недостатки в устной
речи могут отражаться в
Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, И.О.Калачева и др. характеризуют заикающихся детей в зависимости от формы речевой патологии.
В последние годы особо подчеркивается важность психолого-педагогического изучения заикающихся детей (В.И.Селиверстов, Г.А.Волкова, Е.Ю.Рау и др.).
Так, В.И.Селиверстовым, на основе феномена фиксированности, были выделены три группы заикающихся:
1) Дети с нулевой степенью
фиксированности на дефекте,
2) Дети с умеренной
3) Дети с выраженной
степенью фиксированности на
дефекте, которые постоянно
С возрастом у заикающихся детей степень их фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.
Исследования Г.А.Волковой
взаимоотношений в семье
Неправильная речь заикающихся
и особенности их поведения сказываются
на развитии игровой деятельности дошкольников.
Они чаще выступают в роли зрителей
или берут на себя подчиненные
роли, отказываются от игр со сверстниками.
Иногда, наоборот, в играх проявляются
повышенная фантазия, резонерство, не
критичность к своему поведению.
Чувство собственной
В целом, для заикающихся дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. (Г.А.Волкова, 1983).
Итак, несмотря на недостаточную
изученность психолого-
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.).
Сложность этой речевой патологии
выражается и в том, что заикание,
затрудняя свободное речевое
общение ребенка с окружающими
людьми, невыгодно отличая его
от нормально говорящих
Начало заикания попадает
обычно на период интенсивного формирования
речевой функции (от 2 до 6 лет). И. А. Сикорский
первый называет заикание «детской болезнью»
и обосновывает это тем, что возникновение
заикания приходится, как правило, на
период, когда развитие речи у детей
еще не закончено. В. А. Гиляровский
указывает на то, что изучение заикание
должно быть связано, прежде всего, с
исследованиями заикающихся в период
развития речевой функции, который
в то же время является наиболее
уязвимым для возникновения заикания.
Более поздние исследования, посвященные
изучению периода возникновения
заикания, относят данный дефект у
детей дошкольного возраста к
эволюционной патологии, т. е. патологии
периода развития речевой функции
(Ю. А. Флоренская, К. П. Беккер, М. Совак
и др.). В некоторых случаях
оно может начаться и позже. Чаще
всего это связано с
До сих пор нет единой
научно обоснованной теории, с позиций
которой можно было бы обобщить и
систематизировать
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие (отдаленные) и производящие (ближайшие). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относят:
1. Определенный возраст
ребенка (от 2 до 6 лет и в единичных
случаях – 7 лет). Наиболее часто
заикание возникает в период
формирования развернутой
В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи, в это время для многих детей характерно появление физиологических интераций. Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.
Психическая сторона речи
опережает возможности ее моторной
реализации. В свою очередь, в психической
стороне наряду с наличием высокой
степени речевой мотивации
Эти явления свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.
2. Состояние центральной
нервной системы. Нередко, при
возникновении заикания, отмечается
органическое поражение мозга
во внутриутробном, пренатальном
и постнатальном периодах
3. Генетический фактор. Он
обусловлен генетической
4. Функциональная ассиметрия
мозга. Наблюдения
Нередко заикание возникает
при переучивании леворукости на
праворукость, если оно доведено до
истязания (В. А. Куршев, 1973). По мнению М.
Е. Хватцева(1959) при переучивании левшей
не только перестраиваются и нарушаются
связи и соотношения между
полушариями мозга, но и ухудшается
состояние правого полушария, в
котором расположены у левши
ведущие центры речи. Электрофизиологические
исследования свидетельствуют о
том, что у заикающихся нарушается
ведущая роль левого полушария в
организации устной речи. (И. В. Данилов,
И. П. Черепанов 1970). Ослабление взаимодействия
между симметричными
5. Индивидуальные особенности
протекания речевого
Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания, вредно и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.
6. Половой диморфизм. У
мальчиков заикание
К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми.
Хроническая психическая
травма – длительные, отрицательные
эмоции в виде стойких психических
напряжений или неразрешенных, постоянно
закрепляющихся конфликтных ситуаций.
Они часто связаны с
Острая травма – сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще эта реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Л. Я. Миссуловин (1988) делит случаи острого психического травмирования на 8 основных групп:
1. Психотравма была нанесена
домашними и дикими животными,
птицами, пресмыкающимися и
2. Психотравмы получены
в результате пожаров,
3. Психотравмы нанесены
детям в результате различных
зрелищных мероприятий (театр,
цирк, кино, зоопарки т. д.), а также
в результате чтения и