Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

Содержание работы

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 145.74 Кб (Скачать файл)

3) ограничение речевой  активности у многих детей,  снижение общения с окружающими,  что говорит об определенных  нарушениях коммуникативной функции  речи;

4) недостатки произношения  звуков, неправильное употребление  слов, построение фраз и пр.;

5) недостатки в устной  речи могут отражаться в письменной  речи в виде повторения одинаковых  букв, слогов, разрыва слова, неправильного  построения предложения и пр.

Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, И.О.Калачева и др. характеризуют заикающихся  детей в зависимости от формы  речевой патологии.

В последние годы особо  подчеркивается важность психолого-педагогического  изучения заикающихся детей (В.И.Селиверстов, Г.А.Волкова, Е.Ю.Рау и др.).

Так, В.И.Селиверстовым, на основе феномена фиксированности, были выделены три группы заикающихся:

1) Дети с нулевой степенью  фиксированности на дефекте, которые  не испытывают ущемления, чувства  стеснения или обидчивости от  сознания своей неполноценной  речи.

2) Дети с умеренной фиксированностью, которые испытывают в связи  с заиканием неприятные переживания,  скрывают его и компенсируют  манеру речевого общения с  помощью уловок. Тем не менее,  переживания не выливаются в  постоянное тягостное чувство  собственной неполноценности.

3) Дети с выраженной  степенью фиксированности на  дефекте, которые постоянно концентрируют  свое внимание на речевых неудачах, глубоко и длительно переживают  их. Для них характерны замкнутость,  болезненная мнительность, выраженный  страх перед речью.

С возрастом у заикающихся  детей степень их фиксированности  на своем дефекте имеет тенденцию  к усложнению.

Исследования Г.А.Волковой взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения  в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, появление  некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр.

Неправильная речь заикающихся  и особенности их поведения сказываются  на развитии игровой деятельности дошкольников. Они чаще выступают в роли зрителей или берут на себя подчиненные  роли, отказываются от игр со сверстниками. Иногда, наоборот, в играх проявляются  повышенная фантазия, резонерство, не критичность к своему поведению. Чувство собственной неполноценности  может порождать неправильное отношение  заикающегося ребенка к коллективу сверстников, лишает его радостного настроения. Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений затрудняют полноправное участие заикающихся детей в играх, способствуют фиксации на своем дефекте [29].

В целом, для заикающихся  дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного  общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности  обусловливают недоразвитие общественного  поведения заикающихся детей. (Г.А.Волкова, 1983).

Итак, несмотря на недостаточную  изученность психолого-педагогической характеристики темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников, можно сделать следующие выводы: традиционные классические и современные  исследования показывают теснейшую  взаимосвязь заикания с психофизическим  состоянием заикающихся (особенно с  эмоционально-волевой сферой), с  его личностью в целом, с его  отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость  осуществления психолого-педагогического  подхода в изучении и коррекции  заикания.

 

1.2 Причины, симптомы  и виды заикания

 

В современной логопедии  заикание определяется как нарушение  темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это  происходит вследствие судорог в  речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте  и длительности, форме и месту  локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных  или на гласных звуках. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими  плавное течение речи, не исчерпывается  понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и  в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание  головой, туловищем и т. п.).

Сложность этой речевой патологии  выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое  общение ребенка с окружающими  людьми, невыгодно отличая его  от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все  поведение ребенка, на всю его  личность.

Начало заикания попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). И. А. Сикорский  первый называет заикание «детской болезнью»  и обосновывает это тем, что возникновение  заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей  еще не закончено. В. А. Гиляровский  указывает на то, что изучение заикание должно быть связано, прежде всего, с  исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который  в то же время является наиболее уязвимым для возникновения заикания. Более поздние исследования, посвященные  изучению периода возникновения  заикания, относят данный дефект у  детей дошкольного возраста к  эволюционной патологии, т. е. патологии  периода развития речевой функции (Ю. А. Флоренская, К. П. Беккер, М. Совак  и др.). В некоторых случаях  оно может начаться и позже. Чаще всего это связано с поступлением в школу, когда происходит перестройка  жизненного уклада ребенка: на смену  игровой приходит учебная деятельность, резко увеличивается нагрузка в  связи с овладением грамотой, предъявляются  новые, повышенные требования.

До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций  которой можно было бы обобщить и  систематизировать экспериментальные  данные и различные гипотезы, высказанные  многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения  речи. В то же время все исследователи  сходятся во мнении, что при появлении  заикания отсутствует специфическая  одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для  этого необходимо сочетание ряда факторов.

На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие (отдаленные) и производящие (ближайшие). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как  развитию заикания, так и непосредственно  вызывать его.

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст  ребенка (от 2 до 6 лет и в единичных  случаях – 7 лет). Наиболее часто  заикание возникает в период  формирования развернутой фразовой  речи.

В речевом развитии детей  отмечаются периоды, когда их нервная  система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи, в это время для многих детей характерно появление физиологических  интераций. Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным  речевым дыханием и психической  возможностью произнесения сложных  фраз.

Психическая сторона речи опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической  стороне наряду с наличием высокой  степени речевой мотивации имеется  выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Кроме этого, отмечаются необоснованные паузы и ошибки в лексико – грамматическом структурировании контекстного высказывания.

Эти явления свидетельствуют  о том, что в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой  деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой  под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной  нервной системы. Нередко, при  возникновении заикания, отмечается  органическое поражение мозга  во внутриутробном, пренатальном  и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные  патологические сдвиги в соматической  и психической сферах, приводят  к задержке речевого развития  и к речевым расстройствам  и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается  органического поражения мозга.  В то же время они характеризуются  повышенной впечатлительностью  и ранимостью нервной системы,  тревожностью, низким уровнем адаптации,  особой подверженностью к психическим  травмам.

3. Генетический фактор. Он  обусловлен генетической передачей  некоторых особенностей высшей  нервной деятельности – повышенной  возбудимости, ускоренного темпа  общих движений и речи, т. е.  передается определенная слабость  центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены  воздействию факторов риска. Отягощенная  наследственность может прослеживаться  на уровне нескольких поколений.  При этом у заикающихся мужчин  процент появления заикающихся  сыновей равен 22, а дочерей  – 9. Для женщины риск появления  заикания детей выше: в этом  случае появляется 36%заикающихся  мальчиков, 17% - девочек. [4]. В случаях  семейного заикания возможность  возникновения этого нарушения  у детей только по подражанию  родителям мало реальна. Также  известно, что генетическая наследственность  какой – либо патологии проявляется  при наличии дополнительного  негативного фактора (Л. Я. Миссуловин 1988).

4. Функциональная ассиметрия  мозга. Наблюдения свидетельствуют  о тесной связи заикания с  левшеством. На это указывает  большой процент левшей среди  заикающихся (значительно превышающий  процент левшества в популяции).

Нередко заикание возникает  при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания (В. А. Куршев, 1973). По мнению М. Е. Хватцева(1959) при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между  полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в  котором расположены у левши  ведущие центры речи. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о  том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в  организации устной речи. (И. В. Данилов, И. П. Черепанов 1970). Ослабление взаимодействия между симметричными структурами  мозга у заикающихся делает такую  центральную нервную систему  особо ранимой, что в первую очередь  отражается на их речевой функции.

5. Индивидуальные особенности  протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое  значение имеет период интенсивного  формирования речи. В это время  для многих детей характерно  появление физиологических итераций (от лат. Iterare – повторять). В этом  возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут  повторять или растягивать отдельные  звуки, слоги слова, а иногда  вставлять эмболы (лишние звуки  и слова, которые не несут  лексической и эмоциональной  нагрузки – «а», «ну», «вот»  и др.). Это нормальный процесс  становления ритмичной речи, так  как еще недостаточно оформленное  речевое дыхание не соответствует  психической возможности произнесения  сложных фраз [4,29].

Большое значение в появлении  заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система  особенно подвержена влиянию неблагоприятных  факторов. Особое значение в этих случаях  имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка  на итерациях может провоцировать  появление заикания, вредно и психологическое  травмирование детей частыми  указаниями на ошибки в их речи.

6. Половой диморфизм. У  мальчиков заикание встречается  в 4 раза чаще, чем у девочек.  Механизм этого явления до  конца не ясен. Предполагается, что  у девочек в более сжатые  сроки формируются моторные функции:  они начинают раньше мальчиков  ходить, говорить, тонкая моторика  пальцев рук и речевые артикуляции  у них также формируются быстрее.  Возможно, в связи с этим речедвигательные  механизмы у девочек более  устойчивы к экзогенным вредоносным  влияниям.

К производящим причинам относятся  психические травмы, которые могут  быть хроническими и острыми.

Хроническая психическая  травма – длительные, отрицательные  эмоции в виде стойких психических  напряжений или неразрешенных, постоянно  закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным  психологическим климатом в семье  или трудностью адаптации ребенка  в детском учреждении.

Острая травма – сильный, внезапный, в основном однократный  психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще эта  реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических  конфликтных ситуаций у многих детей  появляются запинки судорожного  характера. Л. Я. Миссуловин (1988) делит  случаи острого психического травмирования  на 8 основных групп:

1. Психотравма была нанесена  домашними и дикими животными,  птицами, пресмыкающимися и другими  представителями животного мира.

2. Психотравмы получены  в результате пожаров, бомбежек, обстрелов, транспортных катастроф  (без физических травм), сильных  звуковых раздражителей, пугающих  явлений природы (гроза, землетрясение,  наводнение и т. п.). Особенность  определенной части заикающихся  этой группы заключается в  том, что часто они пугаются  не столько самого события,  сколько реакции окружающих взрослых, показывающих ребенку опасность  сложившейся ситуации.

3. Психотравмы нанесены  детям в результате различных  зрелищных мероприятий (театр,  цирк, кино, зоопарки т. д.), а также  в результате чтения и рассказывания  страшных историй, случаев. Этих  детей характеризуют раннее психическое  и речевое развитие, повышенная  впечатлительность, возбудимость, тревожность  и мнительность. 4. Психотравма нанесена  людьми, находящимися в состоянии  алкогольного опьянения. Среди  таких лиц преобладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом. Когда виновниками развивающегося  заикания становятся не близкие  родственники, а находящиеся в  нетрезвом состоянии знакомые  и посторонние лица, в этом  случае одномоментное травмирующее  воздействие нередко оказывается  еще более сильным и глубоким, так как оно обычно бывает  неожиданным и направлено на  ребенка, который ранее с подобными  явлениями мог никогда не сталкиваться. 5. Психотравма связана с физической  травмой. Не всегда физическое  травмирование детей сопровождается  психической травматизацией, а возникновение  эмоционального срыва так же  обусловливается не тяжестью  физической травмы. В этих случаях  эмоциональное состояние ребенка  во многом зависит от поведения  взрослых. В эту же группу входят  заикающиеся, которые получили  нервное потрясение, связанное с  тем, что они в детстве тонули  и остались в живых только  благодаря помощи окружающих.

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений