Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика заикающихся
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики
преодоления темпо –
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления
темпо-ритмических нарушений (
3.2 Анализ результатов
опытно-экспериментальной
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Заикание является одним
из распространенных речевых нарушений,
которое характеризуется
Заикание – одна из сложнейших
проблем логопедии, как в теоретическом,
так и в практическом аспектах.
Она интенсивно изучалась и освещалась
в литературе на протяжении всего
ХХ в. Научная разработка проблемы заикания
в отечественной логопедии
Начиная с 1994 года, регулярно проходят международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают специалистов всего мира. Издается международный журнал «Fluency Disorders» («Нарушение плавности»), также посвященный проблеме заикания. Активный интерес ученых разных стран свидетельствует о ее актуальности.
В отечественной логопедии разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания. Выделение двух форм заикания – невротической и неврозоподобной – позволяет наиболее полно охарактеризовать не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания. Так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением центральной нервной системы, в других – с невротической реакцией. Хронификация заикания вызывает, как правило, вторичную невротизацию, которая является реакцией личности на речевое нарушение и делает данное заболевание сложнейшим патологическим процессом, иногда сопровождающим человека всю жизнь.
В связи с этим в общей
проблеме заикания особое место занимает
дошкольный возраст. Тщательно проведенная
предупредительная и
Вместе с тем: недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной
От логопеда требуется
не только знание практических приемов
коррекции речи при заикании, но
и понимание целостной
Объект: преодоление темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Предмет: коррекционно-
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены основные
- обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Исходя из цели и гипотезы данного исследования, можно выделить следующие задачи:
1)теоретически обосновать
психолого-педагогические
2)подобрать диагностические
методики для выявления
3)рассмотреть комплексные
методики по преодолению темпо-
4) осуществить сравнительный анализ динамики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Методологической основой исследования являются:
теория познания; идея о
роли активности субъекта в деятельности;
философские положения о
Теоретической основой исследования выступили: труды В.И.Селиверстова, Г.А.Волковой, С.В.Леоновой, Н.А.Власовой.
Исследование проводилось с 2004 по 2008 годы и включало три этапа:
На первом этапе (май – июль 2007г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, изучалось состояние исследуемой проблемы в педагогической практике в МУЗ «Адамовская ЦРБ».
Основные методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, прогнозирование, констатирующий эксперимент.
На втором этапе (июль – август 2007г.) разрабатывалась стратегия исследования, уточнялась гипотеза, апробировались педагогические условия на практике посредством учебно-методического комплекса; обосновывались критерии и показатели сформированности понятия о преодолении темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Основные методы исследования: теоретическое моделирование, диагностические методики (тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности), формирующий эксперимент.
На третьем этапе исследования (август – февраль 2008г.) обрабатывались и обобщались полученные количественные и качественные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.
Основные методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация материала, методы математической статистики и обработки результатов исследования, контрольный эксперимент.
Научная новизна исследования:
- раскрыты содержательные характеристики заикающихся дошкольников с психолого-педагогической точки зрения и особенности коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников как дидактической основы коррекционно-логопедического процесса;
- обоснован алгоритм использования методики В.И.Селиверстова в коррекционно-педагогическом процессе работы с заикающимися детьми.
Теоретическая значимость исследования:
- определена совокупность теоретических подходов к преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- обоснован процесс коррекционно-педагогической
деятельности по преодолению темпо-ритмических
нарушений у заикающихся нарушений на
основе использования учебно-
- определены дидактические условия преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (разработанность содержания в логике коррекционно-логопедической деятельности; целевая направленность на преодоление темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников; следование алгоритму реализации этапов и последовательности шагов по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников).
Практическая значимость исслед
- реализована на практике
методика В.И.Селиверстова по
преодолению темпо-ритмических
- реализована методика Г.А.Волковой по обследованию заикающихся детей с целью выяснения причин, симптомов, вида заикания;
- проанализированы результаты обследования заикающихся детей до и после коррекционной работы по преодолению заикания, сделан качественный анализ.
Глава 1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика заикающихся
Как известно, речевой дефект
типа заикания не ограничивается только
судорожными спазмами мышц, участвующих
в акте речи, т. е. не является только
двигательным расстройством, хотя и
весьма сложным по своему патогенезу.
Неврологический механизм заикливой
речи в ряде случаев осложняется
рядом психолого-педагогических особенностей,
возникающих в эмоционально-
В литературе эти личностные
особенности чаще трактуются как
психические сдвиги по типу вторичных
реакций на свою речевую неполноценность
(С. И. Павлова). Большинство авторов
дают суммарную характеристику указанных
особенностей без необходимой
И. А. Сикорский (1889) первым называет
заикание детской болезнью, обосновывая
это тем, что начало заикания у
детей еще не закончилось. Характеризуя
заикающихся детей, он делит их на
две группы. К первой группе (таких
заикающихся большинство) он относит
детей, которые начали заикаться
«внезапно и бурно» в результате
острой психотравмы. Для этой же группы
детей характерны преждевременное
развитие речи, обширный, не соответствующий
возрасту запас слов, правильное синтаксическое
оформление высказываемой мысли. Ко
второй группе он отнес детей, начавших
заикаться вследствие травмы черепа,
инфекционных заболеваний. Они отличаются
поздним развитием речи и замедленным
постепенным началом заикания.[
В. А. Гиляровский (1932) указывает на то, что изучение заикания должно быть связано прежде всего с исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который в то же время является и наиболее уязвимым для возникновения заикания. Он же отмечает, что наличие заикания может влиять на формирование у ребенка психоастенического склада личности.
Более поздние исследования, посвященные изучению периода возникновения заикания, относят данный дефект у детей дошкольного возраста к эволюционной патологии, т.е. патологии периода развития функции (Ю. А. Флоренская, 1949, К. П. Беккер и М. Совак, 1981 и др.).
Несмотря на ранний период
возникновения, уже в дошкольном
возрасте могут отмечаться в разной
степени психологические
М. Беккер, М. Совак, В. С. Кочергина обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п.
Начиная с середины 60-х
годов, утверждается взгляд на заикание
как на нарушение коммуникативной
функции речи (Р. Е. Левина, И. Ю. Абелева,
Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, А. В. Ястребова).
Проявление заикания изучаются в
тесной связи с особенностями
коммуникативной ситуации и реакции
на нее ребенка, которые определяют
его речевое поведение. Особенности
произвольной деятельности, повышенная
возбудимость, лабильность нервных
процессов или их заторможенность,
неустойчивость и истощаемость психических
процессов, пониженная способность
к отсроченной реакции у
При характеристике экспрессивной
речи заикающихся детей В.И.
1) нарушение плавности,
темпа и частично мелодики. Речь
прерывиста, с необоснованными паузами,
повторениями, а то и вовсе
трудным произнесением
2) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия);