Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
Министерство образования Российской Федерации
Челябинский государственный педагогический университет
Зав. учебным отделом ППИ
________________________
«____» ___________ 2004 г.
Дипломный проект
Тема: «Маркетинговое управление образовательным учреждением» (на примере Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95).
Автор дипломного проекта: Курегова Светлана Александровна
Специальность 061100 – менеджмент организации
Группа 550
Руководитель проекта: Карпова Татьяна Юрьевна, к.э.н., доцент
Челябинск, 2004 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы современной теории
маркетинга для рынка
1.1. Основы управления маркетингом…
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
3. Рекомендации по
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….100
Приложение 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МОУ № 95;
Приложение 2. Организационная структура управления МОУ НОШ № 95;
Приложение 3. Социальный паспорт Курчатовского района;
Приложение 4. Должностная инструкция маркетолога МОУ НОШ № 95;
Приложение 5. Организационная структура МОУ НОШ № 95;
Приложение 6. Анкета.
Введение.
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом п6реплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. Система образования любой страны обеспечивает развитие всех остальных сфер экономики и общественной жизни. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. И его роль возрастает по мере движения к будущему гражданскому информационному обществу.
Во всем развитом мире образование рассматривается как ключевой фактор стабильности и развития общества. Вложения в образование считаются самыми перспективными в силу его как экономической, так и социальной значимости [34].
Обновление и развитие образования связано с повышением его качества, которое, в свою очередь, определяет качество жизни человека и общества, отсюда, образованный человек имеет более высокую конкурентоспособность на рынке труда, а образовательное учреждение, предоставляющее конкурентоспособные услуги - на рынке образовательных услуг [64].
Образование, являясь одной из сфер социальной деятельности, зависимо от многочисленных условий и факторов. Каждый этап социально-исторического развития государства привносит свои требования к образованию. Не составляет исключения и современность. Наше государство находится на переломном этапе своего развития. Во-первых, перед ним стоит задача превращение сферы образования действительно в приоритетную область государственной политики и жизнедеятельности общества. Во-вторых, должен осуществиться переход от административно-командных подходов управления обществом в целом к сбалансированному управлению на основе разграничения полномочий между различными субъектами. В-третьих, это связано с обязательностью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями [48].
Центральное место в процессе решения многих задач в образовательной системе принадлежит руководителю школы, именно от него зависит качество решенных задач. Руководитель должен уметь не только управлять деятельностью предприятия, кадрами, но и анализировать спрос на образовательные услуги, осуществлять маркетинг образовательных продуктов и услуг в новых условиях. Если говорить о сфере внутришкольного управления, то она представляет собой «контроль и руководство» и в большинстве школ находится на уровне 40-х годов. Поэтому для изменения системы образования необходимо сначала изменить существующее положение внутри школьного управления, также обновить содержание образования в условиях децентрализации управления, широкой автоматизации образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения, в том числе повышение конкурентоспособности предлагаемых образовательных услуг [45].
Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг как со стороны государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Сложившаяся ситуация требует от образовательных учреждений серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска учащихся, качественному изменению образовательных технологий [67].
Отечественные и западные эксперты отмечают, что в XXI веке преимущество будет на стороне экономически развитых стран, готовящих образованных и высококвалифицированных специалистов, представляющих интеллектуальный потенциал страны. По их оценкам, до 40 % темпов экономического роста, как правило, обеспечивает образование [70].
Маркетинг как философия участников рыночных отношений не есть философия понятий или учений. Это элемент устройства сознания субъектов рынка, соотносимый со стилем жизни на рынке. Для производителей товаров и услуг, в том числе образовательных, степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в степени, ступенях перехода от производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации.
В России вопросы внутришкольного управления и маркетинга образовательных услуг разрабатывались Ю.А. Конаржевским [29;37], П.И. Третьяковым [51;52], Р.Х. Шакуровым, Е.А. Ковчуго [26]. М.М. Поташником [54;56], В.С. Лазаревым [56] рассматривались вопросы, связанные с управлением качества образования; нововведения в муниципальном образовании изучены Н.Д. Малаховым [41]. В Челябинске большое внимание проблеме маркетинга образовательного учреждения уделяют Г.Н. Сериков [25;46;48], С.А. Репин [25], А.Я. Найн [25;46].
Актуальность проблемы, а также
ее недостаточная
Объектом исследования является Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 95 как система.
Предмет исследования – система управления маркетингом в МОУ НОШ №95.
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
В процессе написания квалификационной работы были использованы такие методы, как сбор первичной и вторичной информации, эмпирические методы - изучение и анализ литературы, по изучаемой проблеме, анализ учебных программ и планов образовательного процесса, изучение нормативно-правовой базы и инструктивно-методических документов, изучение и обобщение опыта, наблюдение, методы опроса (беседа, анкетирование), теоретические методы - сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия, синтез, методы математической статистики при обработке результатов и ситуационный анализ.
Важными для нашего исследования являются нормативные документы в области образования РФ (Национальная доктрина образования в РФ; Письмо Министерства образования РФ от 21.06.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»; Письмо Министерства образования РФ от25.03.94г. № 35-М «О реализации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и общего начального образования»; Федеральная программа развития образования. Приложение к закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04. 2000г. № 51-ФЗ; Федеральный Закон « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»; Приказ Главного Управления образования администрации Челябинской области от 20.11.96г. « О лицензировании деятельности муниципальных образовательных учреждений по реализации платных дополнительных образовательных услуг»; Приказ начальника Главного управления образования Челябинской области № 01-09/294 от 3.07.2000. Программа развития дошкольного, общего среднего, дополнительного и специального (коррекционного) образования Челябинской области на период 2001-2005 годы (Проект) и др. ); Концептуальные положения о содержании общего образования ( В.В. Краевский, В.С. Леднев и др.).
Менеджмент и маркетинг представляют собой две самостоятельные теории, составляющие основу управления предприятием. У каждого из них свои цели и задачи, свои идеи и ценности, свои подходы к разрешению специфических для каждой проблем. Но это две теории, которые взаимозависимы друг от друга и которые не могут достигнуть своих специфических целей одна без другой. При этом маркетинг должен выступать в роли генератора идей, то есть обеспечивать предприятие новыми движущими идеями направления деятельности и высокоэффективного развития предприятия, а также вырабатывать стратегию и тактику воплощения и достижения этих идей, в то время как менеджмент призван обеспечить их достижение.
Рассмотрим базовые понятия, необходимые для более глубокого раскрытия содержания данной работы.
Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод: во-первых, включение нашей экономики в рынок, установление более глубоких связей с экономическими системами цивилизованного мира требуют единства терминологии, поэтому мы используем термин «менеджмент», а не «управление».
Во-вторых, термин «управление» более объемный и широкий, менеджмент же представляет собой лишь одну из форм управления, а именно: управление «социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании» [37]. И хотя менеджмент действительно является лишь определенной частью управления, здесь его роль явно заужена, т.к. менеджмент может использоваться не только в сфере коммерции.
Вообще понятие «менеджмент» в английском языке в содержательном аспекте раскрывается далеко не однозначно. Так, Оксфордский словарь английского языка дает такие значения этого термина: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.
Немецкие авторы Вернер Зигерт и Лючия Ланг включают в понятие «менеджмент» методы и тактику управления предприятием, «самоуправление» и «саморегуляцию» и работу с целями, приходят в конечном итоге к выводу о том, что менеджмент – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем.
А.В. Попов в своей работе «Теория и организация американского менеджмента» приводит несколько формулировок менеджмента, даваемых в специальной литературе: «В чисто функциональном плане, - пишет он, - 1. Менеджмент чаще всего определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям. 2. Менеджмент – социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации… 3. Менеджмент – процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации, с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения задач…» [37].
В «Тезаурусе менеджера социалистического предприятия» дается более широкое определение: «Менеджмент - совокупность стратегий, философий, принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли». Однако, наиболее близкий взгляд на менеджмент для некоммерческой сферы деятельности, по нашему мнению, высказывает известный американский теоретик менеджмента П. Друкер. «Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей» [38].
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением