Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Методика формирования у младших  школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА

1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ

1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  ЖИВОПИСИ

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА

2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современных  условиях становления независимого государства в Украине стоят  важные задачи гуманизации образования  и воспитания подрастающего поколения, которые требуют осуществления  научных исследований и поиска новых  фундаментальных подходов к разработке проблемы формирования эстетической культуры детей. Возникает насущная необходимость  четко определить роль и место  изобразительного искусства и художественной подготовки в общей системе воспитания учащейся молодежи.

В эстетическом развитии ведущую роль играет искусство благодаря его  уникальной способности комплексно воздействовать на духовный мир человека [5].

Комплексное изобразительное искусство  рассматривают как целостный  феномен художественно-творческой деятельности одаренной личности. Поэтому "искусство является источником комплексных эстетических знаний, основой  для формирования совершенного человека" [1, 53]. С другой стороны, художественно-творческая деятельность является одним из проявлений художественных стремлений человека. Поэтому "сущность искусства заключается  в творчестве, которая определяет и процесс создания художественных и культурных достижений, и процесс  их восприятия" [9, 6].

На современном этапе развития общества наблюдается тенденция  перехода к гуманистической образования, основой которой является сохранение, трансляция и обретения духовных личностных ценностей. Целью обучения в таком контексте должна быть последовательная реализация гуманистического принципа - бережное отношение к  внутреннему миру ребенка, его интересов  и потребностей, обогащение ее духовного  потенциала [21, 9]. Достижению этой цели способствует внедрение в образовательном  процессе личностно-ориентированного подхода, направленного на целостное  развитие личности ученика. Образовательный  процесс в таких условиях имеет  целью создание ситуаций для развития личности, в которых воспитанник  приобретает возможностей овладеть опытом личностного отношения к  окружающей действительности.

Идея личностно ориентированного подхода приобрела в последнее  время статус важнейшего методологического  принципа и занимает значительное место  в педагогических и психологических  разработках. В исследованиях ряда отечественных и зарубежных ученых (К. Абульханової-Славской, В. Загвязинського, И. Кона, Д. Зембицького, В. Кан-Калика, О. Петровского, О. Мудрика, Н. Роджерс, Г. Боуэн и других) раскрывается сущность личностного подхода в учебно-воспитательном процессе, его значение как базовой  ценностной ориентации современного педагога, определяются условия гуманистической  взаимодействия учителя с учеником, ее психологические принципы [2, 13].

К проблеме комплексного эстетического  воспитания и міжжанрового связи  различных видов искусства обращались философы, психологи, искусствоведы, педагоги Б.В. Асаф'єв, Т.И. Крыжановская, Г.М. Падалка, И.О. Разумный, И.О. Сухомлинский и др. В работах Н.А. Антоновой, И.В. Барвинок, М.М. Баскина, К.Л. Горбуновой, С.Т. Грибкова, Г.А. Фроловой содержится научное обоснование  педагогической цели, задачи и содержания изобразительного искусства в начальных  классах, которое призвано удовлетворять  социально-культурные стремление детей. При этом ученые опираются на основные теоретические положения эстетики, педагогики, психологии и передовой  педагогический опыт.

Задачи эстетического воспитания путем ознакомления младших школьников с изобразительным искусством определены в нормативных и законодательных  документах: в Законе Украины “Об  образовании” [3], “Концепции национального  воспитания в Украине (проект) ” [5], “Национальной государственной  комплексной программе эстетического  воспитания (проект) ” [10], “Государственной национальной программе “Образование" (“Украина XXI века”) ” [1]. В соответствии с требованиями этих документов, эстетическое воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования ее эстетических потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов) как основы воспитания эстетического  отношения, активности к восприятию, освоения и преобразования действительности. Это, в свою очередь, будет способствовать воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности, максимальному использованию  эстетического фактора в усовершенствовании национального самосознания ребенка, повышению ее трудовой и социальной активности, росту творческого потенциала молодых граждан Украины.

В соответствии с задачами, предусмотренными этими документами, "ребенок входит в мир практической и духовной деятельности человека, развивается  ее потребность в реализации собственных  творческих способностей, совершенствуются умения ценить рукотворные изделия, проявлять интерес к ценностям  национальной и мировой культуры, владеть разнообразными способами  реализации собственных творческих способностей" [5, 21].

В практике обучения изобразительного искусства младших школьников важным является проблема использования произведений живописи. Анализ учебных программ и методических работ по изобразительному искусству показал, что в начальной  школе предполагается ознакомление учащихся с произведениями украинских (И. Бокшай, Е. Волобуев, Г. Глущенко, С. Шишко, Т. Яблонская и др.), российских (И. Айвазовский, В. Васнецов, И. Репин, О. Саврасов, И. Шишкин и др.) и зарубежных художников (Анри Матисс). Также мы обратили внимание на то, что произведения, которые  включены в программы, отличаются манерой  письма, например, О. Шовкуненко „Наводнение. Конча-Заспа" и М. Глущенко „Зимний  день", выполненные в различных  техниках наложения мазков краски на холст, характером художественных образов  и т.д.

Вместе с тем в современных  исследованиях подчеркивается определяющая роль произведений живописи в формировании эстетической культуры личности, развития представлений об искусстве в  целом. Важнейшим живописным жанром в начальной школе является пейзаж. Однако анализ методических трудов[10; 15; 30; 32; 40; 62; 75 и др.], а также собственные  наблюдения за учебно-воспитательным процессом по изобразительному искусству  обнаружили, что в начальной школе  недостаточно используют этот жанр искусства  с целью развития эстетических представлений  учащихся, формирование у них понятие  о произведениях живописи и технических  навыков работы с изобразительными материалами. Поэтому актуальность и недостаточная разработанность  проблемы и обусловили выбор темы дипломной работы - "Методика формирования у младших школьников навыков  живописи в процессе рисования пейзажа".

Объект исследования - формирование навыков живописи на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - особенности  рисования пейзажа в начальной  школе.

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную  методику формирования у младших  школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Задачи исследования:

Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.

Описать особенности пейзажа как  жанра изобразительного искусства.

Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков  живописи в процессе рисования пейзажа.

Экспериментально проверить эффективность  усовершенствованной методики.

Гипотеза исследования: выполнение пейзажей младшими школьниками на уроках изобразительного искусства является действенным средством формирования у них навыков живописи.

Методы исследования:

теоретические: анализ и обобщение  научной информации по проблеме исследования; анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических и данных; моделирование  эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства; сравнение и обобщение полученных экспериментальных данных;

эмпирические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом; беседы с учителями, учениками; педагогический эксперимент.

Структура исследования. Работа состоит  из введения, двух глав, общих выводов, списка использованных источников, приложений. Общий объем магистерской работы составляет 86 страниц.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА

 

Пейзажем называют изображение  природы, городов, архитектурных сооружений, моря и т.д. Рисование пейзажа  является одной из основных задач  в развитии пространственного воображения  и пространственного изображения  у тех, кто рисует. Изображение  пейзажа развивает эстетические чувства, учит наблюдать действительность, находить красоту в обычном и  выделять характерно.

С детства нас сопровождают картины  природы, отражены известными художниками. Всем известно монументальное полотно  пейзажиста И.И. Шишкина "Рожь" (1878): бескрайнее поле дозріваючого ржи, окаймленное  цепью могучих сосен на горизонте, воспринимается как эпический образ  бескрайних просторов родной земли. Среди других образов природы  и тихие печальные летние вечера, и необозримая водная гладь, и  неисчерпаемая глубина красок золотой  осени. Это картины И.И. Левитана. Его картины настолько глубоко  вошли в нашу жизнь, что мы часто  говорим: "левітанівський уголок", "левітанівський настроение". Художник сумел раскрыть своеобразный лиризм природы, показать ее красоту [50, 112].

На примере произведений Шишкина  и Левитана видно, что в изображениях природы выражается мировоззрение  художника и его эпохи, национальные, исторически обусловленные особенности  восприятия природного мира. Ведь французское  слово "пейзаж" означает "природа", а в изобразительном искусстве  так называют жанр, посвященный восстановлению естественной или преобразованной  человеком природы.

Пейзажем называют также отдельное  художественное произведение (преимущественно  живописи, графики, реже скульптурный рельеф), что изображает природу. Здесь  важным моментом является сам выбранный  художником природный или созданный (идеальный) естественный мотив, что  становится как бы "героем" произведения. Отдельные фигурки людей или  животных, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и является средством  дополнения и оживления пейзажа [66, с. 187]. Например, в картине французского живописца XVII ст. Клода Лоррена "Похищение  Европы" (1655) мифологическая сцена не является главной. Настоящий "герой" картины - мир прекрасного идеальной природы, с которой человек живет в гармонии.

Отдельные элементы окружения мира природы первобытный человек  изображала уже в наскальных росписях эпохи неолита. Так, в рисунках на плато Тассилін-Аджер в Алжирской  Сахаре - в сценах охоты, перегона стад и др. встречаются схематически выполнены  деревья, камни, водная гладь. Они словно намекают на место действия, но еще  не создают образа конкретной местности. Более широкое распространение  пейзажные мотивы получают в искусстве  Древнего Востока и Крита, особенно в сценах с изображением охоты  фараонов или диких животных в  зарослях (например, роспись одной  из гробниц в Бени-Хасане, XX в. до н.э., что изображает дикую кошку  во время охоты в зарослях; "Куропатки  в скалах", роспись одного из помещений  Кносского дворца на Крите, XV в. до н.э.) [20, 14].

В искусстве европейского средневековья, например в древнерусской иконописи, природа изображается схематично. На древнерусских иконах мы видим как  бы намеки на окружающий фигурные сцены  пейзаж: "горки" обозначают скалистую  местность, отдельные деревья неопределенной породы - лес, плоские небольшие здания - дворцы, храмы и т.д. Вплоть до XVI-XVII ст. пейзаж в европейском искусстве  был лишь фоном для тематической картины или портрета. Подобную роль он выполнял и в знаменитом портрете Моны Лизы (бл.1503, Лувр, Париж) Леонардо да Винчи.

Как самостоятельный жанр пейзаж впервые  появляется в средневековом Китае  еще в VI в. Пейзажи китайских художников очень одухотворенные и поэтические. Они как бы впитывают в себя представление о безмерность  и бесконечность мира природы. На картине художника X в. дунь Юаня "Речной пейзаж", выполненной тушью на шелке свитки, пространство кажется  безграничным, водная гладь необъятной, а даль подернута мягким, туманной дымкой. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж [35, 11].

В европейском искусстве предпосылки  для формирования пейзажа как  самостоятельного жанра состоят  в эпоху Возрождения. Художники  обращаются к непосредственному  изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах  научно разработанной линейной и  воздушной перспективы, пейзаж в  них становится реальным миром, в  котором живут и действуют персонажи. Уже в первой половине XV в. в швейцарского художника К. Вица в картине "Чудесный улов" (1444, Музей искусства и истории, Женева) появляется пейзаж конкретной местности - берега Женевского озера. В небольших графических и живописных произведениях голландцев И. Патініра, А немцев. Дюрера и А. Альтдорфера пейзаж начинает предельно господствовать над сценами переднего плана.

В это же время выявляются различия в подходах к образа природы в  итальянских художников и мастеров Северного Возрождения. В картинах итальянцев А. Мантеньи, Пьеро делла  Франческа, Джорджоне, Леонардо да Винчи, Тициана природа гармонично созвучна человеку, большое место в них  занимает архитектурную среду. В  нидерландских художников Альтдорфера, Л. Кранаха Старшего нередко встречаются  образы дикой природы, которая словно растворяет в себе человеческие фигуры [45, 58].

Информация о работе Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа