Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В процессе экспериментального исследования
нами осуществлено педагогическую диагностику
сформированности навыков живописи
в процессе выполнения пейзажа; разработана,
внедрена в педагогическую практику
начального звена общего образования,
а также проверена
Результаты констатуючого
Поскольку наибольшее количество учеников относится к низкого и среднего уровня сформированности умений выполнения пейзажа, то можно утверждать о малую эффективность традиционных педагогических условий обучения и воспитания младших школьников. Чтобы повысить ее, необходимо обновление и разработку содержания, форм и методов обучения в начальной школе направить на достижение целостности этого процесса.
Условием успешной реализации задач
формирующего эксперимента было привлечение
учащихся к пониманию содержания
и сущности искусства путем личностно-
По нашему мнению, непосредственное
общение с живописными
В процессе экспериментального исследования мы использовали элементы личностно-розвивальної педагогической технологии, автор которой С. Огурцова определила особенности личностного общения детей с произведениями живописи [8, 9]. Взяв их за основу, мы обнаружили такие типы личностного общения детей с живописью:
1) искусство ↔ ребенок (
2) ребенок ↔ искусство (ребенок
воспринимает произведение
3) ребенок ↔ искусство ↔ ребенок
(ребенок воспринимает
4) ребенок ↔ искусство ↔ педагог
(ребенок воспринимает
5) искусство ↔ ребенок ↔ педагог
(произведения живописи
6) педагог ↔ искусство ↔ ребенок
(сначала педагог знакомится с
произведениями живописи, а тогда,
знакомя ребенка с картинами,
он будто „подсказывает"
Таким образом, существует много типов
общения ребенка с живописью,
и, к сожалению, в современной
практике наиболее распространенным является
последний тип, который, по нашему мнению,
недостаточно активизирует личностный
фактор, не способствует саморазвития
ребенка. Учитель является инициатором
оценки произведений живописи, при
этом его мнение является навязанной
ребенку, так сказать, не своей, чужой.
Поэтому мы в большей степени
склоняемся к типу "ребенок - искусство
- педагог", когда ребенок воспринимает
произведения живописи, самостоятельно
пытается разобраться в определенно-
Значит, наши усилия были направлены на саморазвитие эстетических способностей, обогащения духовной культуры, формирования личности и развитие творческого потенциала младших школьников. Речь идет о предоставлении ребенку независимости и самостоятельности в ее проявлениях чувств и вербализации собственных суждений. В соответствии с концептуальными основами нашего исследования разработаны педагогические ситуации общения детей с живописью, которые дадут возможность проявить характер личностного отношения детей к живописи.
Ситуация 1. В классе один из уголков оборудован шестью репродукциями картин украинских и российских художников (Г. Сосенко „Ребята на плоту", В. Власов „Портрет сына с черным котом", К. Билокур „Натюрморт Богдановские яблока”, И. Хруцкий „Натюрморт", Л. Бродская „Морозное утро" и С. Васильковский „Казачья левада”), звучит классическая музыка в сочетании со звуками природы.
Цель этой ситуации: привлечь невольное внимание детей к картин. В том случае, когда дети заинтересуются, педагог подходит к уголку и ведет беседу по содержанию тех вопросов, которые поставят дети, или спрашивает: что их интересует, что хотели бы услышать рассказ.
Ситуация 2. Класс оборудован шестью репродукциями или оригиналами картин украинских, российских и зарубежных художников (Г. Мурашко „Вид на Днепр”, П. Класс „Завтрак", А. Петрицкий „Пиона", С. Колесников „Ранней Весной", Г. Волошенюк „Портрет матери” и Т. Голембієвська „Светлана”).
Цель ситуации: выяснить, какие жанры живописи детям нравятся больше всего, как они мотивируют свой выбор. Младшим школьникам предлагается выбрать из представленных картин одну на день рождения маме (бабушки).
Ситуация 3. Одна из стен класса оборудована шестью репродукциями картин украинских, российских и зарубежных художников (С. Васильковский „Казачья левада", С. Колесников „Ранней Весной", К. Костанди „Мальчик и гуси”, А. Каминская „Моя сестричка", О. Шовкуненко „Женский портрет" и П. Сезан „Персики и груши”).
Цель ситуации: обнаружить личностное отношение к манере письма художников. Ребенку предлагается выбрать из этих картин такую, какую бы и она хотела нарисовать.
Ситуация 4. На одной из стен класса
расположена репродукция
Ситуация 5. Класс оборудован четырьмя репродукциями картин украинских и российских художников (К. Билокур „Натюрморт Богдановские яблока”, П. Кончаловский „Яблока”, Г. Светлицкий „Колхоз в цвету" и С. Колесников „Ранней Весной".
Цель ситуации: выявить у детей умение анализировать картины по манере написания (постановка мазков, колорит картины), учить их высказывать оценочные суждения и вербализовать их. Педагог создает проблемную ситуацию: „Нам сказали, что можно послать на выставку одну из этих картин, какую бы ты выбрал? Почему? ”.
На всех этапах формирующего эксперимента,
обеспечивая эмоционально-
Учитывая специфику младшего школьного возраста, мы применяли систему поисковых методов, которая предусматривала применение творческих задач по созданию младшими школьниками художественных образов воображения. В исследовании эти задачи и их решения рассматриваются с точки зрения творческой самореализации учащихся, а также овладение ими новыми знаниями и способами творческой деятельности в изображении пейзажа.
Чтобы научиться изображать природу, учащимся следует ознакомиться с основами цветоведения и перспективы. Зная свойства и средства выразительности цветов, обладая способами передачи глубины и объемности пространства и сознательно применяя свои знания и навыки, ученики смогут воплотить на бумаге или в другом материале собственные творческие замыслы в создании разнообразных художественных композиций, в частности, в пейзаже.
Но не только накопления школьниками искусствоведческих знаний и овладение специальными практическими навыками были предпосылками осуществления эстетического воспитания. Важным было и ощущение учениками духовного подъема, эмоционального напряжения, возникающие от общения с искусством, от собственной творческой деятельности, от культуры чувств, связанных с красотой окружающего мира. Создание на уроках изобразительного искусства положительно возвышенной эмоциональной атмосферы, чувство радости, увлеченности работой способствовали развитию творческих способностей учащихся, их высокой творческой активности.
Организацию занятий по изобразительному искусству мы строили на принципах: нестереотипності, структурной разнообразия и режиссуры; привлечение учащихся к сопереживанию, создание в соответствии с темы урока эмоционального настроя (включение игровых, сказочных моментов, других видов искусств); наличии трех основных структурных компонентов урока (в соответствии с законами любой творчества) - восприятия, формированию творческого замысла, посильная творческая реализация.
Моделирование содержания уроков осуществлялось
на основе единства универсальных художественно-
Зарисовки и картины пейзажа
выполнялись уже после того, как
на простых упражнениях ученик усвоил
основные закономерности рисунка. Перед
рисованием с натуры пейзажа мы проводили
экскурсию в природу, сделать
наброски различных деревьев. При
этом следует обращать внимание на
то, что каждое дерево имеет свое
строение. Например, характер кроны
березы в корне отличается от дуба,
сосны, ели. Размещение ветвей указывает
на породу дерева, они растут или
перпендикулярно к стволу, или
вверх. Возраст дерева также имеет
значение; например старые дубы отличаются
толстым стволом, в то время как
молодые дубки высокие и
В природе множество таких
Большое значение имеет освещение
- в разное время суток, в разную
погоду, время года изменяется вид,
настроение пейзажа. Для формирования
соответствующих представлений
мы демонстрировали ученикам репродукции
из пейзажей И. Левитана, О. Саврасова,
Ф. Васильева. Эти художники тонко
чувствовали жизни природы и
умели с большой эмоциональной
силой передать ее настроение. Кроме
того, рассматривая репродукции, учащиеся
глубже понимали значение воздушной
перспективы при рисовании
Работа над пейзажем начиналась с размещения изображения на бумаге; намечаются пропорции отдельных предметов, их строения, после чего уточнялись и прорисовываются детали. Заканчивали ученики рисунок цветной проработкой всей композиции.
Уроки рисования пейзажа с натуры достаточно сложные как по методике, так и за организацией занятия. Проводили мы их обязательно на натуре, не подменяя рисованием из памяти или с воображением.
Одной из главных задач в пейзажном рисунке была передача пространственной глубины. Чрезвычайно важное значение имело последовательное применение законов линейной перспективы. Мы помнили также о воздушную перспективу, то есть об изменении окраски предметов с удалением их от наблюдателя.
Первые пейзажные рисунки