Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

11. Беда Г.В. Основы изобразительной  грамоты. - М.: Просвещение, 1981.

12. Беседы о живописи в школе. - М.: Искусство, 1966. - 96 с.

13. Белкина Е. Воспитание искусством // Искусство и образование. - 2001. - №2. - С.36-38.

14. Бучинский С.Л. Основы грамоты  по изобразительному искусству. - К.: Искусство, 1981. - 178 с.

15. Васильева О., Поклад И. Развитие  творческой личности ребенка  в изобразительной деятельности // Искусство и образование. - 2002. - №2. - С.42-43.

16. Васильковская К.М. Формирование  художественного мировоззрения  будущего учителя изобразительного  искусства. - К.: НПУ, 2006. - 234 с.

17. Величко Ю.В. Украинская живопись. - К.: Искусство, 1989. - 191 с.

18. Виноградова Г. Рисование с  натуры. - К.: Сов. школа, 1976. - 118 с.

19. Вильчинский В.М. Изобразительное  мистецтво.1-2 класса. - К.: Сов. шк., 1991. - 128 с.

20. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.

21. Волошина Н.Й. С теоретических  основ эстетического воспитания  учащихся средствами искусства  // Педагогика и психология. - 1996. - №3. - С.9-18.

22. Выготский Л.С. Психология  искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

23. Гайдамака О. Календарное планирование  в программу “Искусство” // Нач.  школа. - 2006. - №6. - С.28-31.

24. Галузинский В.М., Євтух М.Б.  Педагогика: теория и история. - К.: Высшая школа, 1995. - 237 с.

25. Гандзий П.А., Левицкий Ф.Д.  Уроки рисования: Пособие для  учителя. - К.: Сов. школа, 1975. - 224 с.

26. Гіптерс С. Искусство как  средство художественно-эстетического  воспитания // Родная шк. - 2001. - №9. - С.60.

27. - И.П. Изобразительное искусство.  Методика обучения в 1-3 классах. - К.: Педагогика, 1978. - 186 с.

28. Глушанская В.П., Марков В.Ф., Смирнова  Л.Ф. Рисование с методикой  преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.

29. Дейнеко М.Г. Уроки изобразительного  искусства в 3 классе. - К.: Образование, 1980. - 144 с.

30. Демченко И. Творческое развитие  школьников средствами изобразительного  искусства // Родная школа. - 2002. - №6. - С.62-64.

31. Демченко И.И. Использование  интерактивных технологий обучения  при преподавании изобразительного  искусства в начальной школе  // Художественное образование в  контексте европейской интеграции: Теоретические и методические  основы развития / Тезисы Международной  научной конференции. - К. - Сумы: СумДПУ  им. А. Макаренко, 2004. - С.244-246

32. Демченко И.И. Диагностирование  творческого развития младших  школьников средствами изобразительного  искусства // Дизайн-образование  2003: опыт, проблемы, перспективи. материалы Всеукраинской научно-методической конференции. Сб. материалов - Харьков: ХГАДИ, 2003. - С.251-260.

33. Єрьоміна О., Сердюк И. Формирование  эстетического восприятия произведений  искусства: Из опыта работы // Мист. и образование. - 2000. - №1. - С.39-41.

34. Задорожный В.И., Боровиков О.Я.  Уроки изобразительного мистецтва.1-3 классы. - К.: Сов. шк., 1972. - 151 с.

35. Кальнинг А.К. Акварельная  живопись. - М.: Искусство, 1968. - 76 с.

36. Кардовский Д.И. Пособие по  рисованию. - М.: Стройиздат, 1978. - 126 с.

37. Кириченко Н.А. Изобразительное  мистецтво.3 класс. - К.: Образование, 1996. - 96 с.

38. Кириченко Н.А. Учитесь рисовать. - К.: Сов. шк., 1987. - 58 с.

39. Кириченко Н.А. Альбом изобразительного  искусства для 1-3 классов. К.: Сов.  шк., 1990. - 80 с.

40. Косяк Л. Эстетические интересы  младших школьников: некоторые подходы  к решению проблемы // Педагогика  толерантности. - 1999. - №2. - С.57-61.

41. Крутецкий П.А. Эстетическое  воспитание. - М.: Знание, 1987 - 234с.

42. Кузин B. C. Основы обучения  изобразительному искусству в  школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

43. Кузин В.С. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в начальных классах. - М.: Искусство, 1977. - 264 с.

44. Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская  Г.А. Уроки рисования в начальных  классах. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 166 с.

45. Левшина Л.С. Как воспринимается  произведение искусства. - М.: Искусство, 1983. - 96 с.

46. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 114 с.

47. Лунячек И. Основы изображения  с натуры. - К.: Изд-во АН УССР, 1961. - 127 с.

48. Любарская Л.М. Воспитательные  возможности изобразительного искусства  // Нач. школа. - 1986. - №2. - С.55-59.

49. Люблинская Г.А. Детская психология. - К.: Высшая школа, 1974. - 354с.

50. Мастера советского искусства  в пейзаже. - М.: Искусство, 1963. - 268 с.

51. Милюков А.А. Организация натурных  постановок на 

уроках изо-бразительного искусства  в школе. - М.: Просвещение, 1978. - 112 с.

52. Муштаев В.П. Уроки искусства. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

53. Никанорова Н.П. Наглядное  пособие и оборудование для  занятий изобразительным искусством. - М.: Педагогика, 1975. - 136 с.

54. Орловский Г.И. В художественном  образовании учителя рисования. - Л.: Наука, 196. - 268 с.

55. Павлинов П.Я. Каждый может  научиться рисовать. - М.: Педагогика, 1966. - 216 с.

56. Парнах М. Уроки изобразительного  искусства // Искусство в школе. - 2001. - №3. - С.57-60.

57. Пилипенко Д.Г. Рисование с  методикой преподавания. - К.: НДПИ, 1971. - 135 с.

58. Программа для общеобразовательных  учреждений: Изобразительное искусство: 1-4 кл. - К.: Школьный мир, 2001. - 84 с.

59. Программы для средней общеобразовательной  школи.1-4 классы. - К.: Начальная школа, 2006. - 432 с.

60. Процив В.И., Кириченко Н.А.  Уроки изобразительного искусства. - К.: Сов. школа, 1984. - 368 с.

61. Процив В.И., Кириченко Н.А.  Уроки изобразительного искусства  в 1-3 классах. - К.: Сов. шк., 1984. - 188 с.

62. Рагозина В. Личностно ориентированный  подход к диагностике развития  учащихся в процессе художественного  воспитания // Род. шк. - 2001. - №1. - С.50.

63. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1976. - 222 с.

64. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания  изобразительного искусства в  школе. - М.: Агар, 1998. - 251 с.

65. Савченко О.Я. Дидактика начальной  школы. - К.: Абрис, 2002. - 368с.

66. Сизова А. Формирование цветовосприятия  как проблема художественно-эстетического  воспитания школьников // Мир образования  - образование в мире. - 2002. - №1. - С.187-192.

67. Сухомлинский В.А. Избранные  произведения: - К.: Сов. шк., 1973. - Т  3. - 464 с.

68. Терентьев А.Е. Рисунок в  педагогической практике учителя  изображения при рабо-зительного  искусства. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

69. Трач С.К. Уроки изобразительного  мистецтва.1 класс. - Тернополь: навчальна  книга - Богдан, 2007. - 112 с.

70. Трач С.К. Уроки изобразительного  мистецтва.2 класс. - Тернополь: навчальна  книга - Богдан, 2007. - 96 с.

71. Трач С.К. Уроки изобразительного  мистецтва.3 класс. - Тернополь: навчальна  книга - Богдан, 2007. - 104 с.

72. Трач С.К. Уроки изобразительного  мистецтва.4 класс. - Тернополь: навчальна  книга - Богдан, 2005. - 120 с.

73. Ушинский К.Д. Избранные произведения  в 2т. - К.: Педагогика, 1976. - Т.1. - 124с.

74. Шевнюк О.Л. Теория и практика  художественного образования будущих  учителей в высшей школе. - К.: НПУ, 2004. - 555 с.

75. Щелокова О. Концепция художественно-эстетического  развития школьников в системе  образовательной области “Искусство”  // Искусство и образование. - 1999. - №8. - С.62-63.

76. Щелокова А.П. Система профессиональной  подготовки студентов педаго-гических  вузов к художественно-эстетического  образования школьников. - К.: Киевский  ун-т им.т. Шевченко, 1996. - 394 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспект урока изобразительного искусства

Тема. Значение цвета и средств  передачи пространства в выражении  эмоционально-чувственного состояния  учеников во время изображение пейзажа.

Тип урока. Комбинированный: обобщение  и систематизация знаний; восприятие и воспроизведение нового материала; активизация эмоционально-чувственной  сферы учащихся; практическая творческая деятельность; оценивания ученических  работ.

Цель урока.

Учебная. На основании осознанных наблюдений создавать произвольные монохромные и полихромные цветовые композиции в соответствии с определенного  эмоционального состояния. Применять  цвет и средства передачи пространства для воспроизведения разных по настроению явлений природы. Учитывать особенности  контрастирующих средств (статики  и динамики, симметрии и асимметрии). Добиваться равновесия изображения  при асимметричном заполнении плоскости  листа.

Воспитательная. Составить представление  о возможности эмоционально-воспитательного  воздействия произведений искусства  на человека. Наблюдать и выражать свое отношение к красоте окружающего  мира средствами изобразительного искусства.

Развивающее. Научиться видеть художественно-образное сущность объектов природы. Развивать  чувство колористической целостности  изображаемых объектов средствами живописи. Анализировать восприняты явления  природы и воспроизводить свои впечатления  средствами живописи.

Обеспечение урока. Наглядные пособия: спектральное круг цветов таблица теплых, холодных и дополнительных цветов, схема способов передачи пространства средствами линейной и воздушной  перспективы и иллюстрации к  ним, таблица свойств цветов, репродукции  картин украинского художника Григория Бодая.

Раздаточный материал: карточки с  определением основных понятий и  терминов изобразительного искусства, разноцветные карточки для характеристики учащимися собственных знаний во время опроса.

Технические средства: магнитофон, запись весенних голосов птиц и звуков природы, концерт для скрипки с оркестром  Вивальди "Времена года".

Художественные материалы: бумага формата А-4, гуашь, кисти.

Ход урока

Сегодня на уроке будем рисовать весенний пейзаж. Вы уже изображали природу в разные времена года: осенью исполняли композицию "Цвета  осени", недавно, зимой, - "Зимняя палитра". Вспомните основные понятия и  термины изобразительного искусства, знание которых помогает нам в  изображении природы, в воспроизведении  на листе бумаги пространства и разнообразие цветов. Как всегда, для ответа поднимайте карточку того цвета, который соответствует  вашей уверенности в своих  знаниях: красная - твердые знания, оранжевая - сомнительные, зеленая - ответ неизвестна. Не надо бояться поднимать зеленую  карточку, наоборот, мы все вместе поможем  каждому сориентироваться в определенном вопросе и получить необходимые  знания.

Кто напомнит нам, что означает слово "пейзаж"?

Ученик. Пейзаж - общий вид которой  местности, пейзаж, жанр изобразительного искусства, что воспроизводит картины  природы. Пейзажи бывают городские, сельские, горные, морские, архитектурные, индустриальные и др.

Скажите, пожалуйста, как называется способ, с помощью которого мы можем  изобразить на плоскости предметы такими, какими их видим в пространстве?

Ученик. Перспектива. С помощью  перспективы м можем воспроизвести  на рисунке кажущееся изменение  размеров, форм предметов и объемность изображения.

Какие вы знаете виды перспективы?

Ученик. Существуют два вида перспективы: линейная и воздушная.

Скажите, пожалуйста, соблюдение которых  условий необходимое для передачи пространства в рисунке.

Ученики вспоминают:

 

1. Плановость пространства - расположение  предметов на переднем, среднем,  дальнем планах.

Определение линии горизонта и  одной точки зрения на группу предметов.

Направления параллельных линий, идущих в глубину, до точки востока, которая  находится на линии горизонта.

Заграждения предметов, которые находятся  дальше от наблюдателя, предметами, которые  находятся ближе.

Видимое уменьшение размеров предметов  с удалением их к линии горизонта.

6. Отражение явлений воздушной  перспективы, возникшие вследствие  того, что толща воздуха, через  которую мы смотрим вдаль, смягчает  очертания и цвет предметов  и предоставляет им холодных  оттенков цветов от голубого  до фиолетового.

Посмотрим на вторую таблицу и вспомним, при каких еще условиях меняется цвет объектов природы?

Учні.1. На переднем плане цвета  яркие, насыщенные, далее становятся тусклыми: светлые цвета темнеют, темные - светлеют.

2. Светотени, отдельные детали  изображения являются четкими  и контрастными на переднем  плане и расплывчатыми, размытыми  - на дальнем.

Изменение оттенков зеленого цвета  в пейзаже: освещенные солнцем - теплые, те, что в тени - холодные.

Отраженная в воде природа всегда темнее, чем есть на самом деле. Если небо светлое, и вода света, небо темное - и вода темная.

Мы с вами убедились в том, какую большую роль играет цвет в  изображении пейзажа и воспроизведении  на бумаге его особенностей. А теперь взгляните на эти три воздушные  шарики желтого, червонного и синего цветов. Кто расскажет нам про  эти цвета?

Ученик. Это - основные цвета, их нельзя создать из других цветов. А если цвет этих шариков накладывается  друг на друга, то образуется новый  цвет, который называется производным. Так, например, во время смешивания желтого и красного цветов образуется оранжевый, красный и синий - фиолетовый, синий и желтый - зеленый.

Правильно. Теперь посмотрите, пожалуйста, в свой словарик на ту страницу, где  дано изображение цветов солнечного спектра, т.е. радуги, и схемы образования  производных цветов. Вы видите, что  напротив каждого из основных цветов находится первоначальный цвет, образованный из двух других основных цветов. Если расположить  основные, производные цвета и  их оттенки по такому же принципу в  круге, сохранив при этом их очередность  в спектре цветов, то образуется так называемое "цветовой круг". Это круг, во-первых, можно условно  разделить пополам: на теплые и холодные цвета, которые мы с вами уже изучали, когда изображали осень и зиму. Чтобы убедиться в этом, посмотрите, пожалуйста, на схему на доске. Во-вторых, каждому из теплых цветов соответствует  холодный, а именно: красный - зеленый, оранжево-красном - сине-зеленый, оранжевом - голубой, желто-оранжевом - фиолетово-синий, желтый - фиолетовый, зелено-желтом - красно-фиолетовый. Эти цвета называются дополнительными. Проанализируем свойства дополнительных цветов.

Информация о работе Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа