Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
11. Беда Г.В. Основы
12. Беседы о живописи в школе. - М.: Искусство, 1966. - 96 с.
13. Белкина Е. Воспитание
14. Бучинский С.Л. Основы грамоты по изобразительному искусству. - К.: Искусство, 1981. - 178 с.
15. Васильева О., Поклад И. Развитие творческой личности ребенка в изобразительной деятельности // Искусство и образование. - 2002. - №2. - С.42-43.
16. Васильковская К.М.
17. Величко Ю.В. Украинская
18. Виноградова Г. Рисование с натуры. - К.: Сов. школа, 1976. - 118 с.
19. Вильчинский В.М.
20. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.
21. Волошина Н.Й. С теоретических
основ эстетического
22. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
23. Гайдамака О. Календарное
24. Галузинский В.М., Євтух М.Б. Педагогика: теория и история. - К.: Высшая школа, 1995. - 237 с.
25. Гандзий П.А., Левицкий Ф.Д. Уроки рисования: Пособие для учителя. - К.: Сов. школа, 1975. - 224 с.
26. Гіптерс С. Искусство как
средство художественно-
27. - И.П. Изобразительное
28. Глушанская В.П., Марков В.Ф., Смирнова Л.Ф. Рисование с методикой преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.
29. Дейнеко М.Г. Уроки
30. Демченко И. Творческое
31. Демченко И.И. Использование
интерактивных технологий
32. Демченко И.И.
33. Єрьоміна О., Сердюк И. Формирование
эстетического восприятия
34. Задорожный В.И., Боровиков О.Я.
Уроки изобразительного
35. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. - М.: Искусство, 1968. - 76 с.
36. Кардовский Д.И. Пособие по рисованию. - М.: Стройиздат, 1978. - 126 с.
37. Кириченко Н.А.
38. Кириченко Н.А. Учитесь
39. Кириченко Н.А. Альбом
40. Косяк Л. Эстетические
41. Крутецкий П.А. Эстетическое воспитание. - М.: Знание, 1987 - 234с.
42. Кузин B. C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
43. Кузин В.С. Изобразительное
искусство и методика его
44. Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская
Г.А. Уроки рисования в
45. Левшина Л.С. Как
46. Лепикаш В.А. Живопись
47. Лунячек И. Основы изображения с натуры. - К.: Изд-во АН УССР, 1961. - 127 с.
48. Любарская Л.М. Воспитательные
возможности изобразительного
49. Люблинская Г.А. Детская
50. Мастера советского искусства в пейзаже. - М.: Искусство, 1963. - 268 с.
51. Милюков А.А. Организация
уроках изо-бразительного
52. Муштаев В.П. Уроки искусства. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
53. Никанорова Н.П. Наглядное
пособие и оборудование для
занятий изобразительным
54. Орловский Г.И. В
55. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. - М.: Педагогика, 1966. - 216 с.
56. Парнах М. Уроки
57. Пилипенко Д.Г. Рисование с методикой преподавания. - К.: НДПИ, 1971. - 135 с.
58. Программа для
59. Программы для средней
60. Процив В.И., Кириченко Н.А.
Уроки изобразительного
61. Процив В.И., Кириченко Н.А.
Уроки изобразительного
62. Рагозина В. Личностно
63. Ростовцев Н.Н. Учебный
64. Ростовцев Н.Н. Методика
65. Савченко О.Я. Дидактика
66. Сизова А. Формирование
67. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: - К.: Сов. шк., 1973. - Т 3. - 464 с.
68. Терентьев А.Е. Рисунок в
педагогической практике
69. Трач С.К. Уроки
70. Трач С.К. Уроки
71. Трач С.К. Уроки
72. Трач С.К. Уроки
73. Ушинский К.Д. Избранные
74. Шевнюк О.Л. Теория и практика
художественного образования
75. Щелокова О. Концепция
76. Щелокова А.П. Система
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект урока
Тема. Значение цвета и средств передачи пространства в выражении эмоционально-чувственного состояния учеников во время изображение пейзажа.
Тип урока. Комбинированный: обобщение
и систематизация знаний; восприятие
и воспроизведение нового материала;
активизация эмоционально-
Цель урока.
Учебная. На основании осознанных
наблюдений создавать произвольные
монохромные и полихромные
Воспитательная. Составить представление
о возможности эмоционально-
Развивающее. Научиться видеть художественно-образное
сущность объектов природы. Развивать
чувство колористической
Обеспечение урока. Наглядные пособия: спектральное круг цветов таблица теплых, холодных и дополнительных цветов, схема способов передачи пространства средствами линейной и воздушной перспективы и иллюстрации к ним, таблица свойств цветов, репродукции картин украинского художника Григория Бодая.
Раздаточный материал: карточки с определением основных понятий и терминов изобразительного искусства, разноцветные карточки для характеристики учащимися собственных знаний во время опроса.
Технические средства: магнитофон, запись
весенних голосов птиц и звуков природы,
концерт для скрипки с
Художественные материалы: бумага формата А-4, гуашь, кисти.
Ход урока
Сегодня на уроке будем рисовать весенний пейзаж. Вы уже изображали природу в разные времена года: осенью исполняли композицию "Цвета осени", недавно, зимой, - "Зимняя палитра". Вспомните основные понятия и термины изобразительного искусства, знание которых помогает нам в изображении природы, в воспроизведении на листе бумаги пространства и разнообразие цветов. Как всегда, для ответа поднимайте карточку того цвета, который соответствует вашей уверенности в своих знаниях: красная - твердые знания, оранжевая - сомнительные, зеленая - ответ неизвестна. Не надо бояться поднимать зеленую карточку, наоборот, мы все вместе поможем каждому сориентироваться в определенном вопросе и получить необходимые знания.
Кто напомнит нам, что означает слово "пейзаж"?
Ученик. Пейзаж - общий вид которой местности, пейзаж, жанр изобразительного искусства, что воспроизводит картины природы. Пейзажи бывают городские, сельские, горные, морские, архитектурные, индустриальные и др.
Скажите, пожалуйста, как называется способ, с помощью которого мы можем изобразить на плоскости предметы такими, какими их видим в пространстве?
Ученик. Перспектива. С помощью
перспективы м можем
Какие вы знаете виды перспективы?
Ученик. Существуют два вида перспективы: линейная и воздушная.
Скажите, пожалуйста, соблюдение которых
условий необходимое для
Ученики вспоминают:
1. Плановость пространства - расположение предметов на переднем, среднем, дальнем планах.
Определение линии горизонта и одной точки зрения на группу предметов.
Направления параллельных линий, идущих в глубину, до точки востока, которая находится на линии горизонта.
Заграждения предметов, которые находятся дальше от наблюдателя, предметами, которые находятся ближе.
Видимое уменьшение размеров предметов с удалением их к линии горизонта.
6. Отражение явлений воздушной
перспективы, возникшие
Посмотрим на вторую таблицу и вспомним, при каких еще условиях меняется цвет объектов природы?
Учні.1. На переднем плане цвета яркие, насыщенные, далее становятся тусклыми: светлые цвета темнеют, темные - светлеют.
2. Светотени, отдельные детали
изображения являются четкими
и контрастными на переднем
плане и расплывчатыми,
Изменение оттенков зеленого цвета в пейзаже: освещенные солнцем - теплые, те, что в тени - холодные.
Отраженная в воде природа всегда темнее, чем есть на самом деле. Если небо светлое, и вода света, небо темное - и вода темная.
Мы с вами убедились в том,
какую большую роль играет цвет в
изображении пейзажа и
Ученик. Это - основные цвета, их нельзя создать из других цветов. А если цвет этих шариков накладывается друг на друга, то образуется новый цвет, который называется производным. Так, например, во время смешивания желтого и красного цветов образуется оранжевый, красный и синий - фиолетовый, синий и желтый - зеленый.
Правильно. Теперь посмотрите, пожалуйста, в свой словарик на ту страницу, где дано изображение цветов солнечного спектра, т.е. радуги, и схемы образования производных цветов. Вы видите, что напротив каждого из основных цветов находится первоначальный цвет, образованный из двух других основных цветов. Если расположить основные, производные цвета и их оттенки по такому же принципу в круге, сохранив при этом их очередность в спектре цветов, то образуется так называемое "цветовой круг". Это круг, во-первых, можно условно разделить пополам: на теплые и холодные цвета, которые мы с вами уже изучали, когда изображали осень и зиму. Чтобы убедиться в этом, посмотрите, пожалуйста, на схему на доске. Во-вторых, каждому из теплых цветов соответствует холодный, а именно: красный - зеленый, оранжево-красном - сине-зеленый, оранжевом - голубой, желто-оранжевом - фиолетово-синий, желтый - фиолетовый, зелено-желтом - красно-фиолетовый. Эти цвета называются дополнительными. Проанализируем свойства дополнительных цветов.