Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

Рисование архитектуры требует  навыков изображения зданий и  других сооружений, в перспективе  и масштабных отношениях [64, 27].

Итак, рассмотрим методику выполнения этюда пейзажа при длительных формах работы. Выбор мотива сделан. Прежде чем начать писать этюд красками, его надо сначала "написать" в  уме - продумать в общих чертах его цель и задачи, отобрать главное. Необходимо определить точку зрения, линию горизонта, решить, сколько места в этюде будет отведено небу, земле или воде, деревьям и т.п. При компоновке надо избегать тех положений, когда линия горизонта делит этюд по горизонтали пополам или дерево, столб, дом и другие объекты делят этюд по вертикали на две равные части. Представление, сложившееся о будущие задачи следует зафиксировать в этюде-эскизе небольшого размера. В нем более безусловно должны быть найдены композиция, будущее колористическое решение этюда, намеченные тонально-цветовые отношения неба, земли, а также планов, крупных объектов пейзажа. Детальную проработку, как известно, в таких этюдах-эскизах необязательна.

Выполнив рисунок, можно приступать к работе красками. Начинать писать этюд надо с нахождения общего, главного. Деталями увлекаться не следует. Сначала  широко прописываются соотношение (пропорциональность) воды, земли, деревьев, неба, и только тогда делается необходима конкретизация формы и т.д. [66, с. 191].

Главное - добиться гармонии целого, соотношение  больших масс, объектов по тону и  цвету. На первых порах решить такую  задачу трудно. Детали могут выпадать из целого, предоставлять этюда пестроты.

Выполнив прописку крупных тонально-цветовых отношений, можно перейти к моделированию  и выявления формы предметов  цветом, особенно расположенных на первом плане пейзажа. От сеанса к  сеансу, все время сравнивая пропорции, можно постепенно вводить и обрабатывать нужные детали, не теряя ощущение целого. Надо уметь жертвовать деталью, возможно даже удачной, живописной находкой во имя целого.

Осенью желательно начинать этюд из ярких мест пейзажа - оранжево-желтой, красной, кармінової по цвету листьев  деревьев и кустарников, особенно освещенных солнцем. Таким образом можно  сразу взять в полную силу по цвету  и свету пятно, а к нему наметить отношения полутонов и теневых  мест. Многочисленное яркое листья деревьев нужно писать в общих  чертах, т.е. идти от целого, а не заниматься передачей отдельного листья, световых бликов и пятен. Краски класть тонким, возможно более прозрачным слоем, чтобы  они не смешивались с другими  тонами. Зимой начинать этюд лучше  из темных предметов - деревьев, домов, машин и т.д., а потом писать снег и небо. Такая поэтапность  работы позволит использовать с детьми различные художественные техники, разнообразные приемы работы красками.

В пейзаже должен быть построен и  определенно выраженный пространство. В пейзаже особенно хорошо заметно, как предметы, объекты, планы по мере удаления от художника будто постепенно поглощаются воздушной средой. При  удалении они меняются не только по величине, но и по окраске. Поэтому  первый план пишется, как правило, более  энергично по цвету, контрастам, деталям, безусловно лепится объем предметов (например, деревья, трава, цветы имеют  ярко выраженные зеленые оттенки  цвета) [63, 57].

В живописи дальнейших планов эти  характеристики предметов становятся менее выраженными. Удаляясь от зрителя, предметы теряют объемность. Вдали  предметы кажутся плоскими, с сильно измененным собственным окраской. Поэтому  на холсте выполняются без моделирования  формы светотенью и цветом. Так, на дальних планах, за линией горизонта  предметы приобретают характер плоской  пятна с холодным голубоватым, фиолетово-синим  или серым оттенком.

Глубина пейзажного пространства может  быть построена за счет передачи различного расположения предметов и объектов натуры: горы, лес, отдельные деревья, кустарники, строения, столбы, животные, люди и т.д. частично закрывая друг друга, изменяясь в размерах, четкости, цвете, тони, будут строить глубину  мотива, изображаемый. В результате одни предметы будут восприниматься как те, что стоят около, другие - далеко. Особенно это заметно при  изображении однотипных предметов. Часто это служит сравнительной  масштабной величиной для выражения  того или иного пространства, значимости и величины объектов пейзажа.

Впечатление глубины пространства, изображаемый достигается также  за счет перспективных изменений  света и использования эффектов освещения. Глубина в изображении  строится иногда от сравнительно светлого первого плана к затемненного дальнего или от насыщенного, плотного первого плана в светлых, воздушных  дальних планов. Научить детей  именно так изображать пейзажные  произведения можно разными способами. Это и наблюдения, кратковременные  зарисовки во время экскурсий, зарисовки  по памяти или по воображением. Одним  из путей понимания как пространства, так и реализации его в рисунке есть ознакомления и детальный анализ профессиональных произведений пейзажного искусства.

Сравним несколько произведений. Так, в картине И.И. Шишкина "Корабельная  роща" глубина при сравнительно неглубоком пространстве строится не только за счет линейной перспективы, изменения насыщенности цвета, контрастов и т. дальше и за счет использования  света. Первый план пейзажа - река, низкий берег, поросший соснами, освещенные солнцем. Дальнейшие планы - это чередование  освещенных и затемненных сосен, небольших пятен солнечного света  на земле в глубине леса. На игре пятен света и тени на траве, стволах  деревьев строится глубина пространства и в картине И.И. Левитана "Березовый  гай" [33, 40].

Прием чередования светлых и  затемненных планов с выделением главных объектов светом для передачи пространства можно видеть в картине  Ф.А. Васильева "Мокрый луг" (светом выделен второй план пейзажа с  болотом, а на дальних планах облака и часть горизонта).

На собственно окраску предметов  пейзажа в целом, на его цветовое звучание большое влияние оказывает  освещения, состояние погоды, а также  цвет неба, земли и т.д. После дождя  цвет травы, листья деревьев, цветов выглядит ярким, насыщенным. Все сияет чистотой цвета. На закате оттенки также меняются. Поэтому цвет предметов пейзажа  каждый раз должен чувствоваться  как бы снова. Например, зеленую траву, листья деревьев нельзя писать только зеленой краской. Надо больше наблюдать, сравнивать, и тогда можно заметить, что зеленый, а равным образом  и любой другой цвет, бесконечно богат и разнообразен по оттенкам. Обратите внимание, как тонко и  разнообразно написана зеленая трава  и листья деревьев в картинах Н.П. Крымова "У мельницы", А.А. Рылова "Лесная река", Н.М. Ромадина "Лето", "Лесное озеро", А.А. Пластова "Сенокос" или одежда персонажей и снег в  картине В.И. Сурикова "Боярыня  Морозова" [52, 41].

Следует обратить внимание на исключительное значение неба в пейзаже. Оно определяет состояние освещения, колорит, настроение пейзажа. Сравните особенности освещения, атмосферных явлений и обусловленное  этим настроение в пейзажах "Затих" Н.Н. Дубовского, "Над вечным покоем" И.И. Левитана, "Московский дворик" В.Д. Поленова.

Писать небо трудно, это обусловлено  быстрой изменчивостью его состояния. Другая сложность заключается в  том, что небо надо писать безошибочно  с точки зрения гармоничности  тона, колорита и живописного связи  с массой земли. В ясную, солнечную  погоду цвет и тон неба разный. Ближе  к зениту небо выглядит темнее, до горизонта  светлее. Небо в целом легкое, пространственное [7, 143].

В каждом случае настроение, состояние  пейзажа художник выражает соответствующим  живописным строем этюда. Изучение тонально-цветовых закономерностей, особенностей различных  состояний природы является одной  из важнейших задач в живописи пейзажа. И поэтому надо писать один мотив пейзажа в разное время  дня и при разной погоде. Такая  методика овладения пейзажным живописью  помогает понять, что такое общий  тонально-цветовой состояние натуры и ее настроение, которые живописные задачи должен ставить себе художник. Знание закономерностей приучает пользоваться неодинаково-манітною палитрой красок.

Работа над пейзажем при такой  методике может осуществляться следующим  образом. Найдя интересный мотив  и определив точку зрения на натуру, надо сделать рисунок, что хорошо проработал, крепкий. Потом дома из рисунка сделать несколько копий-повторений. Подготовив рисунок для будущих  этюдов, можно приступить к работе красками. Один этюд, допустим, написать рано утром, другой с этого же мотива по приготовленном рисунке в полдень, третий - вечером при захождении солнца, в ясную и облачную погоду, четвертый - в дождливую или туманную погоду. Необходимо писать этюды против солнечного света (на контражур) и за светом, когда солнце находится за спиной.

Желательно, чтобы этюды писались в один короткий сеанс (время на рисунок  тратить не нужно - он готов). Если же этюд остался неоконченным, то надо прийти и продолжить его в такой  же время дня и при аналогичном  состоянии погоды на следующий, или  в любой другой день. Полезно писать этюды из одного и того же мотива в разное время года - весной, летом, осенью, зимой. Таким образом можно  собрать несколько этюдов одного и того же мотива, но выполненных  в разное время суток, при разном состоянии погоды. Каждый этюд должен отличаться по своим цветовым решением, настроением, за палитрой использованных красок. Это хорошая школа мастерства пейзажной живописи. Такой наглядный  материал даст возможность для размышлений, сравнений, выводов, для дальнейшей работы в жанре пейзажа. Такой вид деятельности можно использовать при гуртковій работе с детьми среднего школьного возраста, или же предложить "сильным" ученикам как индивидуальное творческое задание.

Не надо заканчивать этюд дома по памяти, если такое задание специально не поставлена. Этюды, какими бы неудачными они не казались, выбрасывать не стоит. В дальнейшем, по мере накопления этюдов, сравнивая их между собой, можно видеть успехи, недоработки, намечать дальнейшие задачи для совершенствования  мастерства [18, 24-25].

Хорошей школой живописи, и в частности  пейзажа, выставки художников. Выставки работ учеников можно организовать как отчет за сезон - осенне-летний, осенний и осенне-зимний. Эти выставки способствуют развитию самостоятельности  оценок работ, помогают начинающим глубже осознать специфику пейзажа, активизируют творческую деятельность будущих художников.

 

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

С целью выявления особенностей формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования  пейзажа мы провели исследование теоретико-эмпирического характера. Эксперимент проводился в три  этапа.

На первом этапе исследования (2005-2006 гг.) изучено состояние разработанности  исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, проанализированы педагогическую практику использования  пейзажа как средства формирования у учащихся навыков живописи, обоснованно  объект, предмет, конкретизированы задачи исследования, разработана методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2006-2007 гг.) проведен констатирующий эксперимент, во время  которого обобщены собранный фактический  материал по вопросам использования  пейзажа как средства формирования у учащихся навыков живописи, определены и обоснованы основные показатели выполнения пейзажа, разработана технология формирования навыков живописи у младших школьников.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) проведен формирующий эксперимент, систематизированы  и обобщены результаты исследований, осуществлен качественную и количественную обработку данных, внедрены теоретические  и практические результаты в учебный  процесс начальной школы, оформлены  результаты научного поиска, определены перспективы дальнейших исследований.

Экспериментальной работой на разных этапах было охвачено 56 учащихся 3-х  классов (26 учеников - экспериментальный  класс (ЭК), 30 учеников - контрольный  класс (УК)).

Отметим, что перечень предлагаемых в процессе формирующего эксперимента произведений изобразительного искусства  свидетельствует об их видовую. В  программах по искусства предлагается развивать у младших школьников восприятия произведений живописи на основе интеграции с другими видами искусства, то есть впечатление детей  подкрепляются соответствующими музыкальными и литературными произведениями. Акцент делается на эмоциональном восприятии детьми произведений изобразительного искусства и формировании в них  эмоционального отношения к картин и их содержания; развитие способности  понимать зображувально-выразительные  средства, что художники использовали при написании живописных картин.

Вместе с тем, уже есть программы, которые предлагают синтез искусств для более глубокого познания детьми художественных образов в  музыке, живописи, графике, скульптуре и т.д. Анализ периодической литературы с начального обучения, в которой  постоянно печатаются методические разработки по эстетического воспитания детей в процессе их ознакомления с произведениями живописи, показывает, что практикам предлагаются планы-конспекты  специальных занятий по изобразительному искусству, интегрированных занятий  с использованием произведений живописи, художественные рассказы о художниках и их картины, разработанные Н. Кир'яковою, Н. Крутенко, Н. Сидаш, Л. Сирченко, Г. Сухоруковою  и др. Итак, выявлена тенденция усиления интереса отечественных периодических  изданий к освещению разнообразного завитых волос-методического материала  в помощь учителям начальных классов  и родителям по вопросам ознакомления детей с живописью.

Отметим, что работа в этом направлении  направлена не только на организацию  специальных занятий с ознакомления с произведениями живописи, но и  на создание кружков, воображаемого  и реального посещения детьми музеев, картинных галерей. Относительно последнего, то сегодня активно развивается  музейная педагогика, которая берет  свое начало еще с 70-х годов прошлого века, а ныне получила широкого применения. В частности, для ознакомления детей  с работами отечественных и зарубежных художников, особенно, если в городе или в селе нет музея изобразительного искусства, педагоги создают их типа настоящих картинных галерей  в игровых и отдельных комнатах. С помощью родителей собираются качественные репродукции картин известных  мастеров.

Информация о работе Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа