Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цвет основное, но не единственное средство художественной выразительности. Есть еще линейная композиция и светотеневое решение, или тон. Тон картины - это мера світлоти ее колорита. Бывают произведения как бы сотканные из света, то есть свете по тону (например, "Девочка с персиками". Серова) и темные ("Тройка". Перова). Колорит и тон картины обычно выражают основную ее идею. По замыслу В. Серова светлый общий тон картины "Девочка с персиками" должен передавать яркий внутренний мир подростка, стоящего на пороге взрослой жизни. Глухие и неяркие тона картины "Тройка" образно раскрывают безрадостное существование маленьких тружеников.
Бывают картины и другого типа - без сюжета: пейзажи, натюрморты, портреты. Например, художник написал натюрморт - букет сирени или яблоки. Некоторые зрители считают, что здесь нет идеи. Это глубокая ошибка. Нельзя путать понятия "сюжет" и "идейность". Безусловно, о сюжет идея реализуется яснее. Но отсутствие сюжета еще не означает того, что картина не имеет идеи. В безсюжетній картине идея выражается не прямо и непосредственно, а тоньше, специфічніше. Натюрморт, что изображает яблоки, может выражать идею великой плодородия и щедрости земли. Пышный букет сирени может раскрывать пору расцвета сил человека [36, 12].
В живописи важную роль играет техника
исполнения. За время длительного
развития этого вида искусства было
разработано много приемов
Живопись делится на монументальная и станковая. Монументальная живопись - это роспись зданий как снаружи, так и внутри, тесно связан с архитектурой. Создавая монументальные росписи, необходимо учитывать размеры площадей, на которых будет помещаться живопись, масштаб изображений, угол зрения зрителей. В монументальной живописи отражаются основные идеалы общества, его стремление, цель, главные исторические события и др. [56, 58].
Станковая живопись, как правило, не
связан с архитектурным ансамблем.
Он существует самостоятельно. В клубах,
Домах культуры, учебных заведениях,
жилых помещениях - везде можно
встретить станковые
Цвета, как известно, имеют очень сильное воздействие на психику человека, поэтому определенные цвета, их взаимодействие, определенные композиционные размещения имеют сильное воздействие на чувства, восприятия человека.
Следовательно, когда речь идет о живопись предметный, или реалистичный, то мы будем говорить об форму и материал предметов, которые воспринимаются нами благодаря световым и цветным різноманітностям. Чтобы правдиво изобразить натуру, надо правдиво построить форму, точно передать переход света и цвета на каждой объемной форме.
Живопись - это выполненное красками за соответствующими законами изображения явлений жизни и природы. В живописи используются разнообразные краски масляные, гуашь, акварель, темпера и др. [38].
При всем разнообразии барвникового материала принципы реалистической живописи одни и те же. Изображение красками, что основывается на определении и передачи цветовых и тональных отношений, имеют общие для всех техник закономерности.
Краски, используемые в живописи, имеют в основе одни и те же пигменты, а различаются только вяжущими веществами. Масляные краски - это пигменты, перетертые с льоновою маслом, акварель - это те же пигменты (то есть цветные порошки), но более тонко перетертые с растительным клеем или медом, гуашь - пигменты, перетертые с клеем и белилами, темпера - с эмульсией, пастель - это пигменты с клеем, спрессованные в виде стержней.
Масляные краски имеют преимущество над акварелью, гуашью, темперой, в первую очередь, в том, что не меняют тона и цвета при высыхании, что дает возможность точно передавать тональные и цветовые отношения натуры. Масляные краски удобные для длительных живописных задач, можно смывать неудачные места, перерисовать их по много раз, использовать разнообразные технические приемы - рисование очень разреженными красками или густыми красками, накладывая их на нужные места рельефно мастихином, использовать лессировки и выполнять односеансові этюды методом "алла прима" [61, 88].
Первые сведения о масляная живопись относят к 1410 года и считаются изобретателями художники из Фландрии - братья Ван Егіки. В них масло использовалась для изготовления лаков, которыми покрывались живописные произведения, выполненные темперой. При масляной живописи надо придерживаться определенной технологии и особенно важно подготовить основу для живописи, то есть бумага, картон, холст или просто стену. Для этого разработан целый ряд специальных смесей, или грунтов.
В живописи используются несколько технических методов. Наиболее распространены следующие:
1) Однослойный живопись, который
еще называется "алла прима",
по мокрому слоя красок, когда
этюд выполняется в один или
несколько сеансов, но быстрее,
Живопись "алла прима" можно проводить
способом наложения отдельных мазков
красок друг к другу, пока не будет
покрыта вся поверхность
2) Второй метод - это многослойная
живопись и используется в
тех случаях, когда работа над
этюдом или картиной не может
быть закончена по влажному
слоя красок и продолжается
после образования на нем
Санкирь в живописи - это первый слой живописи, который дает возможность в короткое время продолжать более подробную работу над живописью. Если санкирь сделано темперой, то перед работой маслом его надо закрепить чотирипроцентним раствором желатинового клея и покрыть дамарним ли мастичним лаком. Чаще всего санкирь в масляной живописи выполняется масляными красками "впритирку", разведенными скипидаром. В масляной живописи для того, чтобы краски имели больше всего звучания - яркость, глубину и прозрачность, пользуются методом лессировки. Этим методом преимущественно пользовались художники Ренессанса и других стран средневековья [45, 17].
В живописи в большинстве случаев над этюдом ведется работа от темного к светлому. Сначала прокладываются темные места, тени, которые дают звучание всей картине." Я всегда начинай с теней, - говорил Коро, - и это логично, потому что то, что нас поражает больше всего необходимо передать в первую очередь". Заканчивая работу над живописью надо провести обобщение, привести все к цельного восприятия. Чтобы увидеть в натуре общее, нужно на нее смотреть целостно, пытаясь видеть все сразу, а не по частям.
Наше зрение не воспринимает единовременно четко, внятно предметы на разных планах. Объекты на которые мы направляем свой взгляд, мы видим более четко, все остальное, слабее, расплывчатое. В законченном живописном этюде не может быть одинаковых по цвету и светлости места - должно быть одно наиболее светлое и темнее всего одно место. Остальные все тона размещаются между этими крайними по силе тонами. "В моих картинах всегда есть светлая точка, но она единственная. Вы можете поместить ее куда угодно: в облако, в отпечаток на воде или еще куда, но допустим только один тон этого вальора" - говорил Куро [12, 32].
В живописи применяются естественные
и искусственно изготовленные минеральные
красители. Натуральные минеральные
красители самые крепкие и
выносливые к свету. К ним относятся
золотистые, желтые светлые и темные
охры, натуральные сангіни - розовые,
красные, темно-красные, коричневые, зеленые
и черные земли. Перепалювання натуральных
цветных земель дает паленую сиену,
паленую умбру, паленую охру. Кроме
этих пигментов в масляной живописи
используют искусственные сочетание
различных металлов и минеральных
веществ. К ним относятся: желтые
и красные кадмии, синие и фиолетовые
кобальта, ізумрудна зелень, окись
хрома, желтые, оранжевые, красные и
коричневые марси, коричневый ультрамарин,
церумум, свинцовые и цинковые белила.
Применяются красители и
Основа - это материал, фактура, грунт, она должна соответствовать выбранной художником технике и методам живописи. Основой под масляная живопись является холст, картон, бумага, картон, текстолит, стеклоткань, металл, дерево, стекло и т.д.
Для живописи рекомендуется брать грубые и средние конопляные и льняные холсти. Равномерная зернистость их, создает хорошую, звучное цветную поверхность. Небольшие этюды рисуют на мілкозернистих холстах, для работ великих - крупнозернистые холсти. Для грунтовки холсти натягивают на специальные подрамники или просто на пол. Грунтовку проводят в несколько слоев [60].
В последнее время пользуются синтетическими почвами на основе эмульсий ПВА. На просохший, проклеен раствором ПВА (1 часть клея ПВА на 1,5 части воды) холст или картон наносят кистью или щеткой ґрунтовочну массу (1 часть ПВА, 2 - 4 части воды, 1,5 части мела, 1,5 части сухих цинковых белил).
Темпера (лат. temperare - смешивать, соединять) является одним из древнейших способов живописи. К совершенствованию масляных красок в ХV в. братьями Ван Егінами, яичная темпера была наиболее распространенным видом живописи в Европе. Темперой рисовали такие знаменитые художники Ренессанса, как Джотто, Мазаччо, Батігеллі и др. Темперные живопись - это живопись, выполненная красками, где красители разведены на натуральных или искусственных эмульсиях. Эмульсия - это такая смесь, состоящая из 2-х веществ или жидкостей, которые между собой не смешиваются, а мельчайшие частицы одной вкраплено в другую. Каждая эмульсия состоит из трех элементов: воды, клея разных видов - желатин, казеин, яйцо, декстрин и др. и масла или бальзама. От составных частей и название темперы - яичная, казеїново-масляная, полівінілоацетатна и т.д. [20, 51-52].
Темпера разводится водой, поэтому
в живописи ней можно применять
технику свойственную акварели, гуаши.
Темперой можно рисовать жидкими
смесями способом лессировки, так
и густым пастозным, как в масле,
методом живописи. Можно вести
многослойная живопись, или прокладывать
его отдельным мазками. В кратковременных
этюдах цвет желательно брать сразу
в полную силу, без дополнительного
рисования. Главная трудность этого
живописи в быстром высыхании
красок, это затрудняет переход от
одного тона к другому, и трудно тонко
моделировать формы. При высыхании
темперні краски немного світліють,
особенно это заметно в темных
тонах, поэтому перед очередной
работой надо предыдущий живопись смочить
водой (все, что нарисовано раньше),
это облегчит попадания в первоначальный
тон и задержит быстрое высыхание.
Благодаря своим уникальным живописным
качествам яркости, звучности, покривчатості
- они очень хороши для работ
декоративного и
Темперные живопись хранится много веков и при этом не теряет своей яркости и свежести. Техника темперной живописи широко используется в станковом и монументальной живописи, в оформительских и графических работах. Высохший живопись можно покрывать лаком, что дает ему большую глубину, блеск, звучание красок и единовременно укрепляет поверхность и хранит от загрязнения и сырости. Покрывать можно и другими смесями, например, белый воск, скипидар и небольшое количество смолы [19, 32].
Основой под темперу принимают прочная бумага, картон, загрунтован холст. Лучший почву под темперу - эмульсионный. Грунт должен быть прочен, чтобы не растворялся водой.
Пастель (от итал. pasta - тесто) - это сформированы в виде палочек или карандашей порошки пигментов. Для розбілу каждого цвета пигмента берутся белые наполнители - мел, магнезия, каолин, тальк. Порой, чтобы эти стержни не ломались добавляют в малых количествах клей. В этом отношении пастель может быть твердой, средней мягкости и мягкой.
Преимущество пастели перед другими видами живописи в великой свободе работы: не нужна сушка, пастель не меняет цвета, не тускнеет. Пастель можно снимать тряпкой, перерисовывать целые слои, когда-либо прекращать и начинать работу. Она допускает наложения тончайших слоев, путем растирания краски на основе пальцами, розтушовці куском замши или ватным тампоном. При этом ножная достичь самых тонких переходов цветов и тонов. Не рекомендуется тереть бумага резинкой, там пастель будет выделяться. Пастелью можно накладывать мазки, мазки, пятна не только тонким слоем, а и пастозных [12, 37].
В отличие от акварели, пастель
не прозрачная, или малопрозрачная,
имеет бархатну поверхность, сильный
тон и мало выцветает. Для работы
используют заводские наборы по 50, 100
и более цветов. Цвета те же, что
и в других красках. Пастелью работают
на бумаге, картоне или холсте. Бумага
и картон должны быть шероховатими,
с рельефной поверхностью, хорошо
тонированные соответствующим тоном.
Для пастели часто готовят
специальный грунт с