Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

Композицию пейзажа следует  начинать с линии горизонта. Если художника заинтересовало небо, облака, то он выбирает низкую линию горизонта. Облака имеют менее густые тени, чем изображаемые предметы, поэтому  даже темные грозовые тучи нельзя рисовать слишком плотными. Тени облаков следует  сравнивать с тенями на земле, и тогда  ясно видно их легкость тонов и  мягкость очертаний (силуэтов).

Если художник хочет передать на рисунке главным образом землю, ее просторы, он преподносит горизонт. Первый план пейзажа дается в большом  масштабе с четко проработанными деталями. Все предметы второго и  особенно третьего плана уменьшаются  и благодаря воздушной перспективе  приобретают неясного очертания, теряют тоновую контрастность. Рисуют их, не детализируя.

Изображая воду, учитывают степень  ее прозрачности, освещения и тональные  отражение. Предметы, отраженные даже в спокойной воде, теряют четкость очертаний, глубокие тени их кажутся  светлее, а более светлые места - темнее, чем в натуре. Объемные предметы дают в воде плоские отображения, а тени и освещенные места воспринимаются лишь как темные и светлые пятна. Причина в том, что даже самая  спокойная вода движется и не отражает всех лучей. Отображение предметов  в воде темное расплывчатое. Бурную воду изображают последовательным уменьшением  масштабности близких и далеких  волн с переходом к мягких обобщений  на большом расстоянии. Тени на волнах прокладывают по форме.

Рисование пейзажа в цвете - всей палитрой или в одном тоне - было лучше всего начинать с неба. Его  тон, конечно, самый легкий, светлый; проложив его, можно переходить к  отдаленных планов, а потом смело  писать первый план как наиболее ярко окрашенную часть пейзажа.

В процессе работы над пейзажем учитель  демонстрировал ученикам репродукции  пейзажей И. Левитана, И. Шишкина, О. Саврасова, Ф. Васильева и др., на которых  ученики учились понимать значение воздушной перспективы.

Мы учитывали, что изображать пейзаж с натуры - это значит наблюдать  и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при разном освещении, в любую погоду и время  дня. Различные состояния освещенности в природе по-разному эмоционально воздействуют на человека, вызывают определенную гамму переживаний и настроений. Именно передача состояния в пейзажи  определяет его эмоциональный образный строй и выразительность. Работая  с натуры, ученики пытались ее понять, осмыслить характерные особенности, то, как она выглядит в данный момент. Поняв ее общий характер, можно было приступить к решению  композиционных задач рисунка.

Переходить к рисования сложных  пейзажей можно было после того, как накопился некоторый опыт в изображении характера простых  мотивов. Для этих целей мы выбирали аллею в парке и стремились находить интересные мотивы, характерные  для данной местности. Успех в  рисовании пейзажа был основан  на умении обнаружить эстетическое в  окружении природе и найти  верное изобразительное решение.

Определив пейзажный мотив, ученики  находили наиболее выгодную точку зрения для внятной композиционной его  построения. Но раньше было важно продумать, в какое время дня и при  какой погоде лучше всего нарисовать намечен мотив. Для этой цели надо наблюдать выбранный пейзажный  мотив не один раз. Надо найти в  нем нечто новое, интересное. Только при таком подходе к рисованию  пейзажа с натуры можно было научиться  настоящему творческом изображению.

Изображая аллею парка, лучше было рисовать при таком освещении, когда  деревья по одну сторону аллеи  освещены, а по другую - затемненные. Рисуя перспективу аллее, ученики  намечали линию основы деревьев и  линию, проходящую по верху крон. Уточняли местоположение каждого дерева, куста, пенька. Зарисовывали основную форму  деревьев, передавая их относительные  размеры, положение в пространстве. Изображая дерева, школьники не вырисовывали отдельные листья, а пытались осознать, как они объединяются в группы. Также ученики пытались уловить  общий тон отдельных участков по сравнению с другими планами, подчеркнуть характерные особенности, отличия друг от друга. В тоне нужно  передать освещения и состояние  погоды, начиная с выявления тональных  отношений массы деревьев и земли  до неба. Потом - разницу в тоне деревьев вблизи и в конце аллеи, дымку  воздуха, в который погружены  дерева и дорога. Нужно показать падающие тени, проследить игру солнечных  лучей в них, мягче проявляя края.

Ученики узнавали, что в пейзаже, как и вообще в любом изображении  с натуры, есть предметы главные  и второстепенные. Этим главным предметам  с самого начала надо предоставлять  при проработке деталей больше внимания, чем всем другим, которые служат как бы дополнительным фоном к  главных.

Ученики изучали общие правила  передачи пейзажа.

1. Нарисовав основные части пейзажа,  проложите обобщены на земле,  небо и дальше.

2. Добейтесь их правильного тонового  отношение, сравнивая между собой.

3. Проложив основной тон частей  пейзажа, наметьте его более  мелкие детали, начиная от переднего  плана и постепенно переходя  вглубь, к горизонту.

4. Передайте мнимые светлые тона  земли по направлению вдаль  и разницу освещения первого  и дальнего планов.

5. Не следует рисовать облака  на небе в виде плоских светлых  или темных пятен - ведь мы  видим облака снизу как формы,  имеющие не одну сторону.

6. Постарайтесь передать воздушную  перспективу - то, как по мере  удаления в глубину пространства  контуры предметов как бы сглаживаются, а объем чувствуется менее  определенно. Сравнив тон ближних  элементов пейзажа с тоном  отдаленных, можно увидеть, что  самые темные тени будут на  переднем плане.

7. Запомните: свет и тень предметов  на переднем плане контрастнее,  на удаленных же предметах  разница между светом и тенью  слабее. Такое постепенное ослабление  тонов при удалении предметов  должно быть передано и в  рисунке.

8. В конце работы проверьте  рисунок: верно ли передано  общее освещение, соотношение  переднего плана с дальним  (или обнаружена постепенность  перехода переднего плана к  горизонту, верно ли изображена  форма отдельных элементов пейзажа.  Сделайте необходимые исправления  и обобщите рисунок.

Изображение пейзажа требовало  прилежнейшего изучения природы  и методов передачи ее на плоскости  такой, какой она воспринимается нами (изображение в перспективе). Практические задания по изображение  пейзажа мы начинали с рисования  деревьев.

Ученики узнавали, что каждая порода деревьев, как и каждое дерево в  частности, имеет не только свою форму, пропорции, пространственное положение  ствола, ветвей, листьев, но и своеобразную их строение. Строение деревьев нужно  внимательно изучать. Изучение полезно  провести сначала при рисовании деревьев весной или осенью, когда четко видно строение дерева. Изображение конструкции различных пород деревьев целесообразно проводить методом сравнения, после экскурсии в парк. Пейзажи с изображением различных пород деревьев помогают детям найти характерные особенности каждого из них.

Сравнивая породы разных деревьев, ученики  хорошо видели, насколько разнообразна их конструкция. А в природе деревьев множество, и каждое из них имеет  свою конструкцию, форму, цвет. Чтобы  научиться передавать характерную  форму дерева, его изменения от времени года и т.д., надо было рисовать много разных деревьев.

Процесс рисования дерева с натуры проводился в такой же последовательности, как и отдельного предмета с натуры. Сначала легкими линиями намечаем общую форму дерева, его пропорции, строение, а затем последовательно  прорисовываем детали и обнаруживаем светотенью его форму. Рисунок при  этом следует вести весь сразу; прорисовуючи детали, нужно помнить о общую  форму натуры. Прежде чем перейти  к рисованию пейзажа, ученики  рисовали отдельные элементы пейзажа (различные здания, растения, предметы, облака и т.д.).

Усвоив изображения простых  элементов пейзажа, учитель усложнял задачу, компонуя несколько элементов  пейзажа в их пространственном связи  между собой с композиционным и тоновым решением (например, дом  на простом фоне, несколько домов  на улице и др.). Затем задачи усложнялись  изображением пейзажей (природы).

Типичной ошибкой в изображениях пейзажей было выполнения их без учета  воздушной перспективы, пространственных изменений предметов. Они плоские, нереальные. Поэтому учителю необходимо было в течение всего обучения напоминать ученикам о явления воздушной  перспективы (и при изображении  отдельных предметов, и при изображении  пейзажей и других тематических работ  по перспективным решением их элементов).

Явления линейной и воздушной перспективы, особенности композиции и др. учитель  объяснял ученикам на реальных пейзажах, а также на репродукциях картин известных  художников: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, Т.Г. Шевченко С.И. Васильковского и др.

Рисование учащимися отдельных  элементов пейзажа (деревьев, зданий, различных предметов) облегчало  изображения сложных пейзажей. Трудной  задачей был выбор на безграничном пространстве природы интересного "мотива", его композиции. Представив композицию рисунка, ученик намечал  линию горизонта и основные элементы пейзажа.

Оказалось, что передача пропорций  предметов пейзажа будет гораздо  активнее, если учитель даст ученикам задание определить не только соотношение, но и размеры всех элементов пейзажа, приняв размер одного из них за единицу  меры. Аналогичные задачи помогали проверить и уточнить определены на глаз элементы рисунка и избавиться от основных ошибок в работе. Определив  необходимые размеры элементов  пейзажа, ученик уточнял пропорции, перспективное построение и общую  форму предметов, затем проделывал рисунок подробно и, в зависимости  от поставленной задачи, давал пространственное решение пейзажа: слегка проявлял светотенью его перспективные планы или  в тоне выполнял весь рисунок.

В процессе формирующего эксперимента с целью актуализации знаний иа формирование представлений о живопись мы проводили  с детьми беседы: "Цветное искусство" "Язык цветов", "Язык живописи". Также мы давали репродуктивно-творческие задания и упражнения (на выбор): "Цветные домики", "Времена  года", Три тополя у меня стоят  под окном"; "Кто как себя украсил?" (крыши домов, кора деревьев, брусчатка чешуя рыб, перья птиц и др.), "Как течет вода?", "Характер моря" и т.п.

Также мы давали художественно-творческие задания (на выбор): "Осень-мальовничка" "Солнечные краски золотой осени" "Щедрая осень" (за стихом М. Стельмаха), "Осень всем богатая", "Плоды  труда человеческой", "Лишь астра  в саду цветет", "Кто живет  в пруду (реке, море)?" "Хитрая пятно".

Таким образом, искусство живописи - яркая, многогранная страница человеческой культуры, изучение которой только начинается в младшем школьном возрасте. Чтобы ребенок развивался как  самостоятельная личность с собственными взглядами, она должна была овладеть способностью самостоятельно овладевать отрасль живописи в процессе интересных ситуаций личностного общения с  ним и сверстниками и взрослыми  на материале этого искусства. Личностные реакции, эмоции, вербальные оценки, продолжительность  наблюдения ребенком каждого конкретного произведения живописи составляли основания для анализа ценностного отношения. Из этой совокупности отношений мы предполагаем определить меру эстетических отношений и характер их проявлений в произведений пейзажного жанра.

Следующим этапом нашей работы стало  определение результативности экспериментального исследования.

 

2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Эффективность овладения младшими школьниками основ выполнения пейзажа  сформированность умения передавать свои эмоции и чувства средствами изобразительного искусства является залогом продуктивной художественно-творческой деятельности детей, что подтверждено опытом работы с учащимися экспериментального класса.

В процессе констатуючого этапа  эксперимента изучалось состояние  сформированности у учащихся навыков  живописи школьников в процессе выполнения пейзажа. Оценка результатов констатуючого  эксперимента осуществлялась с помощью  следующих критериев:

1. Мотивационный критерий - характеризуется  наличием интереса ребенка к  произведений живописи, потребностью  в самовыражении средствами изобразительного  искусства, стремлением к гармонии  в воспроизведении образов окружающей  среды.

2. Когнитивный критерий - показывает  активность младшего школьника  в восприятии окружающей среды,  понимание явлений окружающего  и способов их отражение в  изобразительном искусстве; знание  средств изобразительного искусства,  действенность воображения, фантазии, выраженность интуиции.

3. К деятельностной критерия  относятся следующие показатели:

способность в пейзаже отражать основные конструктивные особенности  форм объектов;

умение средствами линии воспроизводить внешние контуры предметов, входящих в пейзаж;

адекватность воспроизведения  пропорциональных отношений целого и частей;

умение находить гармоничные соотношения  цвета и тона воспроизводимых  объектов;

владение техниками работы художественными  материалами (красками);

умение воспроизведения характерных  признаков натуры;

способность творчески реализовать  художественно-образное решение;

степень самостоятельной деятельности ученика при выполнении пейзажа (путем копирования; по частичной  помощи учителя; совершенно самостоятельно).

На основе выделенных нами критериев  проведен констатирующий экспериментальный  срез, на основании которого определены уровни сформированности умений выполнения пейзажа: низкий средний и высокий.

Низкий уровень отражает слабую эмоциональность, пассивность в  воспроизведении художественных образов. Доминирование мотивов желание  получить хорошие оценки и похвалы  по изобразительной деятельности определяет ее репродуктивный характер, отсутствие желания экспериментировать (красками, линией, форме и т.п.). Участие в  поисковой деятельности возможна только при участии учителя. Самостоятельные  рассуждения о художественные образы отсутствуют. В рисунках неадекватно  отражают конструктивные особенности  формы объекта, пропорции и неправильно  выбирают средства линейного выражения, слабо владеют изобразительными средствами, бессознательно ищут цветные  и тональные отношения. За рисунком невозможно узнать, какой именно объект изображен.

Информация о работе Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа