Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Иной характер имеют эстетические
суждения других учеников. Прежде всего
надо сказать о их эмоциональность.
Ученики проникаются
Говорят ученики и о своем
собственном настроение при восприятии
картины; "Веселое настроение возбуждает
"Голубая весна". "Грустно
смотреть на эту картину, даже страх
берет, она такая темная" ("У
омута" И. Левитана). Собственные
чувства учащиеся зачастую объясняют
определенными расцветками
В эстетических суждениях ученики пытаются дать дифференцированную оценку тем чувствам, которые они переживают. "Когда разглядываю картину "В голубом пространстве", у меня возникает, приятное настроение, но не веселый". Очень часто свои эстетические чувства дети называют приятными, но дать объяснение, какое это приятное, для них трудно. Особенно трудно им дать оценку объекта, который пробудил это приятное чувство [21, 10].
Отдельную группу составляют ученики, в эстетических суждениях которых особенно ярко просматривается зависимость эстетической оценки от собственного опыта. У таких детей эстетические переживания предопределяются сходством изображенного к жизни. "Нравится картина, потому что природа на ней изображена правдиво, как в жизни". "В "Березовой роще" березки стоят как живые, очень правдиво все нарисовано, и мне это нравится", "Лучи солнца падают так, как бывает в природе", "Красиво нарисовано небо, естественно, потому что осенью оно серое" ("Золотая осень" И. Левитана).
В этих высказываниях правдивость
изображенного становится как бы
главным критерием эстетической
оценки. Критерии истинности в учеников
разные, у некоторых оценка правдивости
базируется на собственных наблюдениях
природы. "В голубом пространстве"
- лебеди улетают на юг, вода в море
темная, наверное, холодная, по всему
видно, что осень". "Лебеди некоторые
очень большие, хотя и близко от нас,
я такого никогда не видела, это
ложно", "Вода в реке темная, холодная,
я видел осенью реку - у нее
действительно такая вода, это
потому, что в ней отражается осеннее
небо, которое уже не такое яркое,
как летом. Зелень на деревьях уже
темно-бурая или желтоватая - все
это делает цвет воды в реках и
озерах осенью темным серым. Художник
правильно подобрал краски, и поэтому
картина "Золотая осень" очень
правдивая". "Зеленый цвет травы
неодинаков - то яркий, то темный. Это
потому, что от берез падают тени
- я это видел в лесу". В
этих учеников эстетические суждения
отличаются розгорнутістю формы. Такие
ученики любят природу и
В эстетических суждениях учеников
уже ярко проявляются сложные
ассоциативные связи образов
непосредственного восприятия пейзажных
произведений с имеющимися образами
воображения, а этому способствовали
собственные наблюдения учащихся, их
знания по литературе. Так, понимание
красоты прозрачного, ясного неба базируется
на образах непосредственного
Дальнейшее развитие эстетического
отношения к произведениям
Расширение понимания
Ученики в первую очередь реагируют на цвет как изобразительный средство. Как признак предмета цвет нравится им очень редко. "Нравится голубизна неба". "Нравится зелень деревьев" ("Березовая роща" И. Левитана).
Большинство учеников при восприятии произведения реагируют сначала на колорит, которым художник передает свое эстетическое отношение к изображенного [33, 39].
Сопоставление явлений, отраженных в
художественных образах, с явлениями,
которые ученики наблюдали в
жизни, приводит их к пониманию характерных
сторон этих явлений, что в свою очередь
дает возможность выработать эмоциональную
оценку, аналогичную авторской. А
это важное условие формирования
правильного эстетического
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Школьники, рисуя пейзаж, иногда ищут "готовые композиции" в природе. Чаще это делается под влиянием виденных картин художников. Надо сказать, что "готовых композиций" в природе, а также установленных композиционных решений в практике реалистического искусства не бывает. Наоборот, художник должен всегда вести поиск нового в мотиве и средствах его выражения. Уметь находить интересные мотивы самостоятельно, воспринимать мир по-своему - самое важное учебное и творческое задание [19, 28].
Безусловно, в природе есть мотивы, которые выглядят как уже скомпонованными. Однако, чтобы увидеть мотив таким, нужен большой опыт. Важно воспитывать в себе умение замечать в неброском, возможно, мотиве нечто интересное, красивое, характерное.
Сравним несколько картин известных художников: "Грачи прилетели" А.К. Саврасова, "Рожь" И.И. Шишкина, "Золотая осень" И.И. Левитана, "Ночь над Днепром" А.И. Куинджи. Эти картины несут дух великого художественного дарования, внутренней содержательности, поэтического вдохновения в прославлении природы. По мнению искусствоведа А.А. Федорова-Давыдова, они звучат как песни или поэмы. Обыденное не только глубоко испытанное и воспроизведено, но и сведено в высший ранг поэтического. Ведь много картин не является результатом предыдущих эскизных поисков, анализа и синтеза обширного етюдного материала. Так, картина "Золотая осень" И.И. Левитана написана по этюдом, сделанным в имении А.Н. Турчанінової в Тверской губернии. На пленэре, с натуры, по свидетельству дочери А.Н. Турчанінової, Левитаном в имении написана картина "Март". С натуры написанные картины B. Серова "Летом", "Заросший пруд. Домотканово".
Каждый мотив интересный теми или иными своими сторонами. Насколько удачно он увиден и передан в этюде, определяется, конечно, степени таланта, художественного вкуса, восприятие художника. Бывает и так, что не сразу оказывается притягательная сила привычного пейзажа. Это может зависеть от времени года, состояния природы, настроения художника и т.п. [28, 17].
Не следует относиться к знакомых,
возможно, уже написанным мотивам, как
к ненужному, отработанного материала.
У многих художников есть любимые
места, куда они выезжают на этюды
ежегодно или даже несколько раз
в год. И каждый раз мастеру
открываются все новые
Для первых этюдов лучше взять мотив с ясными по тону, цвету, форме предметами и планами. На этом этапе желательно избегать писать мотивы сложными архитектурными сооружениями, конструкциями, множеством домов, деревьев, транспорта, людей и т.п.
Прежде чем начать рисовать или писать пейзаж, надо хорошо его знать в целом и в деталях. Ни в коем случае нельзя пренебрегать изучением так называемого мікропейзажу (малых форм), то есть надо обязательно рисовать и писать травы, кустарники, цветы, камни, коряги, стволы и кроны деревьев, облака в их естественном состоянии [35, 21].
Далее возможные задачи, в которых ставится цель изучить и передать, допустим, характер, "портрет" всего дерева, его пластика, цвет ствола и ветвей, характер кроны. Здесь не исключается требование передачи пространства, материальности предметов, задача целостности изображения. В следующих заданиях можно писать отдельные предметы - транспорт, деревья, растения с каким-нибудь планом (фоном) пейзажа: небом, щелочью, холмам, рекой и т.д. Следовательно, следует идти от изучения отдельных малых форм, предметов изображение группы предметов, объектов в их взаимосвязи между собой, с окружающей средой, пространством, освещением. Далее - живопись пейзажа с многоплановым пространством, передача состояния освещенности, світлоповітряного среды и влияние всего этого на предметный мир пейзажа. Понятно, выполнения таких упражнений не исключает параллельной работы над различными видовыми этюдами (мотивам) [18, 33].
В природе есть бесчисленное множество различных пород деревьев, кустарников, трав, цветов и прочей растительности. Их формы, размеры, характер пластики, цвет ветвей, стволов, листьев и кроны в целом бесконечно разнообразны. В то же время они имеют характерные признаки, по которым мы легко отличаем их как зимой, так и летом (например, березу от клена или акации, сосну от ивы, лопух от полыни). В свою очередь каждая отдельная растение или дерево имеет свои отличительные признаки, свое "лицо" среди родственных ему видов. Эти особенности растительного мира художник должен уметь замечать и передавать в своих работах.
В этюдах учеников ветви изображаются, как правило, фронтально, "розпластаними" на плоскости, редко в глубь условного пространства или такими, которые идут вперед на зрителя [38].
Рисование облаков также необходимо, как и рисование наземных предметов. Облака бывают разной формы, величины, світлоти, цветового окраску. Их цвет зависит от рефлекса неба, от того, над каким пейзажем на земле они проплывают, от состояния атмосферы, вечернего и дневного освещения. Характер облаков может быстро меняться, поскольку они не только движутся по ветру, но одновременно изменяются по очертаниям. Поэтому необходимо запоминать первоначальный вид облаков и иногда по памяти дописывать этюд, стремясь выдержать его в том состоянии, с которого начиналась работа.
Не меньшего внимания надо придавать изображению воды и отражением в ней предметов, неба в разную погоду. Подобно изучению малых форм мікропейзажу, надо учиться рисовать и писать форму, пластика, цвет, движение одной или даже части волны. Такие этюды следует делать в графическом и цветовом выражении. Затем полезно написать несколько этюдов водной поверхности с волнами [55, 82].
Особого внимания требует живопись городского пейзажа. Если эмоциональный строй, допустим, горного, морского или просто "видового" пейзажа создается естественной гармонией форм, цвета, величины предметов, то в городском, индустриальном или сельском пейзаже многое зависит от умения людей создавать эту гармонию, "вписывать" в пейзаж местности города или села, кварталы, улицы, дома, транспорт, художественно-декоративное оформление и т.д. Город наполнен большим количеством транспорта с различной окраской, людей в разноцветном одежде, разнообразным оформлением: световыми рекламами, лозунгами, плакатами, афишами, дорожными знаками, светофорами и т.п. Это создает своеобразный образ того или иного города, его эмоциональный настрой и вместе с тем очень большие трудности в выборе мотива и его изображения [15, 43].
Работа над этюдами городского пейзажа требует от учащихся умения рисовать дома, транспорт, улицы в соответствии с закономерностями перспективы; умение разобраться во всем многообразии цвета, света, масштабности предметов и объектов, во девать во всем этом характерно, привести изображение к целостности и единства. Поэтому случайного в учебных этюдах темы городского пейзажа встречаются чаще, чем в живописи видового природного мотива.
Нужно обращать внимание и замечать,
как интересно сочетаются формы,
объемы, материал, цвет, масштабности зданий
с легким ажурным переплетом ветвей
и листьев деревьев, как выглядят
в окружении архитектурных