Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Средний уровень характеризуется заинтересованностью учениками некоторыми предметами и явлениями окружающей среды, попыткой имитировать художественные образы. Доминантой мотивации к изобразительной деятельности этих детей есть желание больше знать о изобразительное искусство и интересно на уроке. С помощью учителя дети в своих рисунках частично правильно воспроизводят конструктивные особенности формы объекта и его пропорции. Часто путаются в подборе линейных средств выражения пластики объекта. Неуверенно пользуются линией как выразительным средством. Обладают отдельными художественными техниками. С ошибками воспроизводят цветные и тональные отношения. По рисунку с трудом можно узнать, какой именно объект изображен.
Высокий уровень сформированности
умений выполнения пейзажа характеризуется
такими личностными качествами ученика,
как ощущение красоты пейзажного
жанра. Эти дети активно выражают
свои чувства, имитируют художественные
образы движениями, мимикой, жестами, в
различных формах высказывают свои
суждения, заинтересованно наблюдают
предметы и явления окружающей среды.
Для этих школьников присущ устойчивый
интерес к изобразительной
Сравнение данных констатуючого этапа эксперимента в ЭК и УК показывает незначительную разницу в показателях по каждому из уровней и критериев сформированности умений выполнения пейзажа в учеников. Это дало основание утверждать, что ученики в ЭК и УК имели одинаковый потенциал к выполнению пейзажа.
Работа, которая проводилась нами в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение уровня эстетической воспитанности, а также качества знаний и умений младших школьников. Так, учащиеся экспериментального класса значительно лучше выполнили предложенные задачи, чем ученики контрольного. Покажем сформированность умений и навыков рисования с натуры у учащихся экспериментального и контрольного классов (см. табл. 1-3).
Сопоставив данные экспериментального
и контрольного классов, приведенные
в таблицах, следует отметить значительную
разницу в показателях по каждому
из уровней сформированности у учащихся
умений и навыков выполнения пейзажа.
Эта разница показывает, что количество
учащихся экспериментального класса,
которые повысили свой уровень сформированности
навыков выполнения пейзажа в
результате экспериментального обучения,
выросла по сравнению с данными
констатуючого этапа
Таблица 1. Сформированность навыков визуального различения живописи
у учащихся экспериментального и контрольного классов (в%)
№ п/п РАЗЛИЧЕНИЯ Контрольный класс
(%) Эксперимен-экспериментальный
(%)
1 различает живопись, графику, скульптуру,
архитектуру, декоративное
2 определяет наиболее
3 называет фамилии 1-2 живописцев и 1-2 их работы 71 85
4 пользуется названиями
различных видов и типов линий 73 89
5 пользуется названиями
Таблица 2. Сформированность элементарных представлений о живопись
у учащихся экспериментального и контрольного классов (в%)
№ п/п ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Контрольный класс
(%) Эксперимен-экспериментальный
(%)
1 передача цветом (на ассоциативном
уровне) изменения окраски окружающей
среды (в течение года), определенного
настроения и состояния
2 пространственное явление
3 равномерное заполнение
4 передавать простые по
5 о уравновешенность композиции,
которая достигается путем
6 об особенностях работы
Таблица 3. Сформированность элементарных умений выполнения пейзажа у учащихся экспериментального и контрольного классов (в%)
№ п/п УМЕНИЕ Контрольный класс
(%) Эксперимен-экспериментальный
(%)
1 получать производные цвета
и их оттенки (добавлением
2 полностью заполнять
3 передавать черту излома
4 использовать ось симметрии
для создания изображения
5 передавать главное в
Так, 22% учащихся экспериментального класса и 34% учащихся контрольного класса имеет низкий уровень сформированности умений и навыков выполнения пейзажа. До среднего уровня сформированности умений и навыков выполнения пейзажа относится наибольшее количество учеников по средним значением - 46% - ЭК и 47% - УК. Высокого уровня сформированности умений и навыков выполнения пейзажа достигли почти половина учащихся экспериментального класса (32%) и лишь 19% учащихся контрольного класса.
Полученные результаты позволили
утверждать, что экспериментальная
методика формирования у учащихся умений
и навыков выполнения пейзажа
на уроках рисования с натуры значительно
повысило мотивацию учащихся начальной
школы к творчеству, способствовала
любознательности и самостоятельности
их изобразительной деятельности, которая
выражалась в свободном выборе средств,
изобразительного искусства, в сочетании
различных техник исполнения рисунков.
Это продемонстрировали учащиеся экспериментального
класса во время работы над тестовыми
и творческими заданиями. Сравнительный
анализ рисунков по их качественной характеристики
по деятельностным критерием показал,
что учащиеся с высоким уровнем
сформированности умений выполнения пейзажа
имеют развитое пространственное мышление,
развитую ассоциативность, фантазию, насыщенность
воображения интересными
Проанализировав результаты исследования, нами установлено, что между выделенными критериями и факторами, которые предопределяют сформированности у учащихся умений и навыков выполнения пейзажа, и уроками живописи существует связь
Результаты проведенного анализа
подтверждают адекватность и методическую
достоверность разработанных
ВЫВОДЫ
Главной задачей преподавания рисования
является обучение учащихся основам
реалистического рисунка, поэтому
учитель строит свою работу с учащимися
на наблюдении и изучении окружающей
действительности. Дети приходят в
школу с разными навыками рисования;
запас знаний, образных представлений
у них очень незначительный, подавляющее
большинство детей не имеет представления
о форме. Поэтому учитель должен
научить детей основам
Произведения живописи является одним
из средств ознакомления учащихся с
жизнью. Они помогают им лучше понять
его. Надо знакомить детей с картинами
художников, обращая их внимание на
реалистичность искусства, на мастерство
художника, который с помощью
кисти и красок умело передает
тончайшие оттенки явлений
В пейзаже по сравнению другие измерения пространства и масштабности. Перед живописцем (графику) открываются большие пространства, многоплановость (глубина точки зрения), богатое разнообразие форм, размеров, цветов, необычность и постоянная смена освещения, атмосферных явлений. Умение разобраться в своих впечатлениях от пейзажа, найти в нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали и подчинить их целом - трудная задача даже для опытного пейзажиста.
Рисунок в пейзаже не следует понимать как стремление к графічності, жесткости изображения. Начинающие живописцы должны изучать природу во всех ее проявлениях, постоянно накапливать запас наблюдений и представлений о ней. Надо всесторонне анализировать различные явления, объекты, детали, элементы пейзажа отдельно и во взаимодействии с окружающими предметами, освещением, средой. Надо изучать гармонию цвета, форм, деталей окружающего мира, писать длительные и кратковременные этюды в разное время года, дня и состояния погоды, делать наброски и зарисовки как из отдельных элементов пейзажа, так и из панорамных видов.
Изображать пейзаж с натуры - значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при разном освещении, в любую погоду и время дня. Различные состояния освещенности в природе оказывают на человека разную эмоциональную действие, вызывают определенную гамму переживаний и настроений. Именно передача состояния в пейзажи определяет его эмоциональный образный строй и выразительность. Работая с натуры, прежде всего следует понять, осмыслить ее характерные особенности, то, как она выглядит в данный момент. Поняв ее общий характер, можно приступить к решению композиционных задач рисунка.
Рисование пейзажа является одной
из основных задач в развитии пространственного
воображения и
Пейзаж - один из самых популярных среди детей жанров живописи, Картины пейзажистов дают человеку эстетическое наслаждение и усиливают любовь к родной земле, к ее волшебной красоты. Работая над пейзажем, художник создает образ природы, отношение человека к природе. Художественный пейзаж отражает не просто те или иные виды природы, а прежде всего восприятия природы человеком, определенное отношение к ней, которое всегда связано с мировоззрением художника, определенным кругом идей, переживаний и т.д. Художественный замысел раскрывается в произведении с явным расчетом на припоминание и ассоциации, которые должны возникать в зрителя.
С целью выявления особенностей
формирования у младших школьников
навыков живописи в процессе рисования
пейзажа мы провели исследование
теоретико-эмпирического
Работа, которая проводилась нами в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение уровня эстетической воспитанности, а также качества знаний и умений младших школьников. Следовательно, эффективность овладения младшими школьниками основ выполнения пейзажа сформированность умения передавать свои эмоции и чувства средствами изобразительного искусства является залогом продуктивной художественно-творческой деятельности детей, что подтверждено опытом работы с учащимися экспериментального класса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI века). - К.: Радуга, 1994. - 112 с.
2. Национальная доктрина
3. Закон Украины об образовании / 23 мая 1991 г. - №1060-XII.
4. Концепция общего среднего
образования (в 12-летняя
5. Концепция национального
6. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 1986. - 326 с.
7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. - М.: Педагогика, 1984. - 254 с.
8. Антонович Є.А., Процив В.И., Сэнд С П. Художественные техники в школе. - К.: ИЗМН, 1997. - 312 с.
9. Базовый компонент начального образования // Начальная школа. - 1999. - №1. - С.6-19.
10. Барвинок И. Определение