Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подобрать необходимые оттенки цветов достаточно сложно, поэтому цвета надо смешивать. Именно благодаря смешиванию и розтиранню можно достичь самых тонких переходов от мелодии к мелодии. В пастели можно использовать не только механическое смешение красок, а и оптическое. Так работают мазками ли штрихами, размещая цвет к цвету не смазывая их и не растирая краску. Существует и многослойный способ работы пастелью. В этом случае каждый слой живописи закрепляется фіксативом (казеиновый фіксатив, раствор целулоіду в эфире и др.), постепенно усиливая темные места. На свете места и блики пастель наносится пастозных. Для лучшего сохранения пастели ее закрепляют различными фіксативами (клей, лак и др.). Но фіксатив несколько снижает художественные качества пастели [38, 37].
На шероховатому почве пастель держится прочно и закреплять ее не обязательно. Для хранения и выставок ее помещают в рамку под стекло, где между этюдом и стеклом делается прокладка из картона или фанеры, которая не дает прикасаться этюда со стеклом.
В гуаши применяются те же красители, что и в акварели, чаще те, что имеют большую кровельную плотность. Важную роль в гуаши играют белила, которые используются не только в чистом виде, а присутствуют практически во всех красках. Поэтому после., высыхания они очень світліють. По густоте гуашь - это пастообразная масса, которая чаще всего выпускается в стеклянных или пластмассовых банках, чтобы краска не высыхала после начала работы ее заливают водой и глицерином. Вяжущими веществами в гуаши есть различные клеи, это гуммиарабик, декстрин, вишневый клей или мед. Гуашь для живописи выпускается в наборах. Для декоративных и оформительских работ гуашевые краски можно изготовить самостоятельно.
Прежде всего холст надо проклеить
и высушить, затем 2 - 3 раза огрунтовать.
При выполнении живописи гуашью, а
это преимущественно
В работе над этюдами пейзажа и натюрморта можно рисовать мазком, создавая игру цветных пятен при выявлении формы предметов. При этом можно использовать различные приемы. Покрытие тонким слоем можно сочетать с пастозними, рельефными покрытиями отдельных мест, широкий мазок и цветные плоскости с мелкими мазками для выявления какой детали.
Многие художники создали в
технике гуаши разнообразные
произведения, даже портреты, но в этих
работах очень обобщенные широкие
пятна света, полутона и тени и
более детально прорисованные главные
элементы (глаза, нос, рот и т.д.). В
акварельных работах часто
В декоративных композициях гуашь
дает возможность заранее
Следовательно, чтобы создавать картины значимые по содержанию и прекрасные по форме, надо научиться передавать средствами живописи предметы окружающего нас мира, их форму, цвет, свет, материал, пространство, взаимоотношения цветных масс. Художники-реалисты выходят из той материалистической установки, что все предметы окружающего нас мира созданы из некоего материала, имеют форму, свет и находятся в условиях реального пространства. Умение правдиво и грамотно передавать видимые свойства предметов в пространстве - необходимые условия реалистической живописи.
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Проблема привлечения младших школьников к искусству живописи в условиях современного развития образования является крайне важным направлением педагогики и имеет еще много неисследованных аспектов. Поскольку образование современности в области искусства приобрела личностно-ориентированного направления, то полноценное художественное воспитание младших школьников невозможно без рассмотрения аспекта личностно-ценностного отношения к искусству вообще и живописи в частности. Под понятием „личностно-ценностное отношение к искусству" понимаем позицию личности (ребенка), которая состоит в результате восприятия произведений живописи и проявляется в выражении ней эстетических чувств, эмоций, суждений, объективной оценки, вытекающие из удовлетворение духовных потребностей и проявляются в стремлении к воспроизведения воспринятого в различных видах художественно-творческой деятельности.
С детства дети очень любят рисовать. Задача учителя сохранить и развить детскую активность, воспитать трудолюбие. Учитель должен научить детей работать по плану, обдумывать последовательность выполнения работы, логически мыслить, делать выводы на основании наблюдений натуры, доводить начатое дело до конца [25, 7].
На уроках рисования изучают предметы окружающей природы и окружения. Рисование развивает умение видеть и передавать на плоскости листа бумаги изображения видимого. Умение "видеть" надо понимать не как физическое развитие, а в широком смысле: умение видеть перспективные изменения формы, красоту окружающей действительности, разнообразие и очарование природы [29, 4]. Учитель должен научить детей видеть окружающий мир. Обращая внимание детей на красоту природы и искусства, учитель пробуждает эстетические чувства.
Главной задачей преподавания рисования является обучение учащихся основам реалистического рисунка, поэтому учитель строит свою работу с учащимися на наблюдении и изучении окружающей действительности. Дети приходят в школу с разными навыками рисования; запас знаний, образных представлений у них очень незначительный, подавляющее большинство детей не имеет представления о форме.
Поэтому учитель должен научить детей основам рисования, то есть умение наблюдать, сознательно воспринимать форму предметов, видеть и передавать предметы на плоскости; в процессе обучения развивать эстетические чувства и художественный вкус детей; научить детей активно воспринимать окружающий мир; развивать зрительную память, образное мышление, воображение и творческие способности. В значительной мере эти задачи возможно решить во время рисования пейзажа.
Произведения живописи является одним из средств ознакомления учащихся с жизнью. Они помогают им лучше понять его. Надо знакомить детей с картинами художников, обращая их внимание на реалистичность искусства, на мастерство художника, который с помощью кисти и красок умело передает тончайшие оттенки явлений природы, глубокие переживания человека [36].
В процессе эстетического восприятия объектов действительности ученики по-разному реагируют на их эстетические качества. Одни объекты вызывают определенные эстетические суждения и чувства, а другие - нет. В эстетических суждениях учеников прежде всего отражается направленность эстетического отношения, выборочный характер восприятия. В дальнейшем круг объектов, которые ученики считают красивыми, расширилось за счет того, что их пониманию становится более доступное прекрасное как в самом человеке, так и в ее труда [66, с. 189].
Наибольшими возможностями для
формирования эстетических чувств и
эстетического отношения к
Красота природы такая многогранная, что для художественного ее воспроизведения мало самого живописи; нужны еще литература, музыка и другие виды искусства. Но среди всех видов искусства в показе гармонии и совершенства природы одно из основных мест принадлежит живописи [34, 51],
И видимо поэтому, когда мы смотрим на залитые лунным сиянием стожки сена на лугах, невольно приходит мысль: "совсем как у Левитана". Даже мы говорим: "левітанівський пейзаж", "шишкинских пейзаж". А это означает, что если бы не было картин художников-пейзажистов Левитана, Васильева, Шишкина, Поленова, Герасимова, Пластовая и др., наше восприятие родной природы было бы далеко не полным. Произведения живописи воспитывают в нас не только эстетические чувства, но и чувство патриотизма, учат не только чувствовать красоту родной природы, но и любить ее, гордиться ею.
Пейзаж - один из самых популярных среди детей жанров живописи, Картины пейзажистов дают человеку эстетическое наслаждение и усиливают любовь к родной земле, к ее волшебной красоты. Не случайно пейзажисты, которые обобщили и как наиболее полно отразили народное представление о природе и ее красоту, получили широчайшее признание: творчество их вошла в сокровищницу мировой художественной культуры [50, 3-4].
Часто красота лесов особенно болезненно воспринимается благодаря пейзажи Шишкина, а задумчивая прозрачность осени или радость голубой весны - благодаря произведениям Левитана. В бесконечных изменениях природы чувствуется единый поток жизни.
Важным свойством искусства
является его эмоциональная
Великое чувство, которое зажигал художника во время творчества, передается зрителю. Это мощное чувство правды и красоты жизни художник перенес на холст. И если он руководствовался сильными, глубокими чувствами, то в картине все будет изображено точно и легко. Эту легкость и точность зритель почувствует тем полнее, чем более адекватные чувства вызовет у него это произведение. Краски, как и музыка, имеют эмоциональную силу; они также влияют на человека успокаивают или возбуждают ее чувства. Благодаря краскам художник создает образ - живописный, колоритный, правдивый. Но если правда жизни нарушена, если какой краски художник дал немного больше, то есть неправильно почувствовал разницу цветов на свету и в тени, то как бы он не пытался изобразить правдиво пейзаж, у него ничего не выйдет, потому что он нарушил гармонию цветов, которая существует в природе. Полотна Левитана, Васильева и др. захватывают эмоционально, поражают зрителя именно отражением світосяйної, красочной природы.
Итак, эмоциональность картины
зависит от того, как зритель почувствовал
ее колорит, который в свою очередь
передает настроение изображенного. Большую
роль в возбуждении в зрителя
соответствующих чувств играет экспрессивность
языка, которому дается пояснение к
картины. Вот пример разбора картины
И.И. Шишкина "Рожь": "Тишина... Жаркий
летний полдень. Как будто море едва
колышется безграничное поле золотой
ржи. Среди этого бесконечного поля
вьется: узенькая тропинка к соснам,
что как богатыри величественно
стоят на страже покоя". Художник
воспроизвел картину
Работая над пейзажем, художник создает образ природы, отношение человека к природе. Пейзажная живопись рассчитан не только на воспроизведение тех зрительных эффектов, которыми награждает нас "равнодушная природа", что сияет вечной красотой. Художественный пейзаж отражает не просто те или иные виды природы, а прежде всего восприятия природы человеком, определенное отношение к ней, которое всегда связано с мировоззрением художника, определенным кругом идей, переживаний и т.д. Художественный замысел раскрывается в произведении с явным расчетом на припоминание и ассоциации, которые должны возникать в зрителя, который воспринимает пейзаж.
Понимание произведений живописи у
людей разное; это отражается и
на характере их эстетического отношения
к этим произведениям. Для того чтобы
успешно учить детей понимать
произведения живописи, надо знать
особенности эстетического
Подавляющему большинству
Ученикам этой группы нравятся картины,
нарисованные яркими, бодрыми красками.
Они в своих суждениях
У детей чувство цвета - одно из сильнейших эстетических ощущений. Чувство цвета является наиболее популярной формой эстетического чувства вообще. Чувства, которые они испытывают во время эстетической реакции на цвет, - это простые эстетические чувства, чувства эстетического удовольствия.
Эстетическое отношение к