Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

Подобрать необходимые оттенки  цветов достаточно сложно, поэтому  цвета надо смешивать. Именно благодаря  смешиванию и розтиранню можно достичь  самых тонких переходов от мелодии  к мелодии. В пастели можно  использовать не только механическое смешение красок, а и оптическое. Так работают мазками ли штрихами, размещая цвет к цвету не смазывая их и не растирая краску. Существует и многослойный способ работы пастелью. В этом случае каждый слой живописи закрепляется фіксативом (казеиновый фіксатив, раствор целулоіду в эфире и др.), постепенно усиливая темные места. На свете места и блики пастель наносится пастозных. Для лучшего сохранения пастели ее закрепляют различными фіксативами (клей, лак и др.). Но фіксатив несколько снижает художественные качества пастели [38, 37].

На шероховатому почве пастель  держится прочно и закреплять ее не обязательно. Для хранения и выставок ее помещают в рамку под стекло, где между этюдом и стеклом  делается прокладка из картона или  фанеры, которая не дает прикасаться  этюда со стеклом.

В гуаши применяются те же красители, что и в акварели, чаще те, что  имеют большую кровельную плотность. Важную роль в гуаши играют белила, которые используются не только в  чистом виде, а присутствуют практически  во всех красках. Поэтому после., высыхания  они очень світліють. По густоте  гуашь - это пастообразная масса, которая чаще всего выпускается  в стеклянных или пластмассовых  банках, чтобы краска не высыхала после  начала работы ее заливают водой и  глицерином. Вяжущими веществами в  гуаши есть различные клеи, это  гуммиарабик, декстрин, вишневый клей или мед. Гуашь для живописи выпускается  в наборах. Для декоративных и  оформительских работ гуашевые краски можно изготовить самостоятельно.

Прежде всего холст надо проклеить  и высушить, затем 2 - 3 раза огрунтовать. При выполнении живописи гуашью, а  это преимущественно графические  и декоративные работы, самое ценное то, что поверхность покрывается  ровным матовым, бархатистым слоем, чего невозможно достичь в акварели. После высыхания краски очень  світліють, трудно предсказать, какой  тон будет после высыхания, поэтому  выполнять сложные живописные работы гуашью очень сложно. Лессировки в  гуаши не применяется. Живопись гуашью ведется в основном цветными пятнами [47, 64].

В работе над этюдами пейзажа  и натюрморта можно рисовать мазком, создавая игру цветных пятен при  выявлении формы предметов. При  этом можно использовать различные  приемы. Покрытие тонким слоем можно  сочетать с пастозними, рельефными покрытиями отдельных мест, широкий мазок и цветные плоскости с мелкими мазками для выявления какой детали.

Многие художники создали в  технике гуаши разнообразные  произведения, даже портреты, но в этих работах очень обобщенные широкие  пятна света, полутона и тени и  более детально прорисованные главные  элементы (глаза, нос, рот и т.д.). В  акварельных работах часто применяют  гуашевые белила, где акварель можно  смешивать с белилами и рисовать натюрморты, пейзажи.

В декоративных композициях гуашь  дает возможность заранее приготовить  цветные смеси в отдельных  банках, испытать их на высыхания, а  потом вести работу, зная результат [11, 36].

Следовательно, чтобы создавать  картины значимые по содержанию и  прекрасные по форме, надо научиться  передавать средствами живописи предметы окружающего нас мира, их форму, цвет, свет, материал, пространство, взаимоотношения  цветных масс. Художники-реалисты выходят  из той материалистической установки, что все предметы окружающего  нас мира созданы из некоего материала, имеют форму, свет и находятся  в условиях реального пространства. Умение правдиво и грамотно передавать видимые свойства предметов в  пространстве - необходимые условия  реалистической живописи.

 

1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  ЖИВОПИСИ

 

Проблема привлечения младших  школьников к искусству живописи в условиях современного развития образования  является крайне важным направлением педагогики и имеет еще много  неисследованных аспектов. Поскольку  образование современности в  области искусства приобрела  личностно-ориентированного направления, то полноценное художественное воспитание младших школьников невозможно без  рассмотрения аспекта личностно-ценностного  отношения к искусству вообще и живописи в частности. Под понятием „личностно-ценностное отношение к  искусству" понимаем позицию личности (ребенка), которая состоит в результате восприятия произведений живописи и проявляется в выражении ней эстетических чувств, эмоций, суждений, объективной оценки, вытекающие из удовлетворение духовных потребностей и проявляются в стремлении к воспроизведения воспринятого в различных видах художественно-творческой деятельности.

С детства дети очень любят рисовать. Задача учителя сохранить и развить  детскую активность, воспитать трудолюбие. Учитель должен научить детей  работать по плану, обдумывать последовательность выполнения работы, логически мыслить, делать выводы на основании наблюдений натуры, доводить начатое дело до конца [25, 7].

На уроках рисования изучают  предметы окружающей природы и окружения. Рисование развивает умение видеть и передавать на плоскости листа  бумаги изображения видимого. Умение "видеть" надо понимать не как  физическое развитие, а в широком  смысле: умение видеть перспективные  изменения формы, красоту окружающей действительности, разнообразие и очарование природы [29, 4]. Учитель должен научить  детей видеть окружающий мир. Обращая  внимание детей на красоту природы  и искусства, учитель пробуждает эстетические чувства.

Главной задачей преподавания рисования  является обучение учащихся основам  реалистического рисунка, поэтому  учитель строит свою работу с учащимися  на наблюдении и изучении окружающей действительности. Дети приходят в  школу с разными навыками рисования; запас знаний, образных представлений  у них очень незначительный, подавляющее  большинство детей не имеет представления  о форме.

Поэтому учитель должен научить  детей основам рисования, то есть умение наблюдать, сознательно воспринимать форму предметов, видеть и передавать предметы на плоскости; в процессе обучения развивать эстетические чувства  и художественный вкус детей; научить  детей активно воспринимать окружающий мир; развивать зрительную память, образное мышление, воображение и творческие способности. В значительной мере эти  задачи возможно решить во время рисования  пейзажа.

Произведения живописи является одним  из средств ознакомления учащихся с  жизнью. Они помогают им лучше понять его. Надо знакомить детей с картинами  художников, обращая их внимание на реалистичность искусства, на мастерство художника, который с помощью кисти и красок умело передает тончайшие оттенки явлений природы, глубокие переживания человека [36].

В процессе эстетического восприятия объектов действительности ученики  по-разному реагируют на их эстетические качества. Одни объекты вызывают определенные эстетические суждения и чувства, а  другие - нет. В эстетических суждениях  учеников прежде всего отражается направленность эстетического отношения, выборочный характер восприятия. В дальнейшем круг объектов, которые ученики считают  красивыми, расширилось за счет того, что их пониманию становится более  доступное прекрасное как в самом  человеке, так и в ее труда [66, с. 189].

Наибольшими возможностями для  формирования эстетических чувств и  эстетического отношения к искусству  обладают живописные произведения пейзажного жанра. Развитие эстетического отношения  людей к природе сказался и  на истории развития тех видов  и жанров искусства, которые помогали людям чувствовать эстетические свойства природы.

Красота природы такая многогранная, что для художественного ее воспроизведения  мало самого живописи; нужны еще  литература, музыка и другие виды искусства. Но среди всех видов искусства  в показе гармонии и совершенства природы одно из основных мест принадлежит  живописи [34, 51],

И видимо поэтому, когда мы смотрим  на залитые лунным сиянием стожки сена на лугах, невольно приходит мысль: "совсем как у Левитана". Даже мы говорим: "левітанівський пейзаж", "шишкинских пейзаж". А это означает, что если бы не было картин художников-пейзажистов  Левитана, Васильева, Шишкина, Поленова, Герасимова, Пластовая и др., наше восприятие родной природы было бы далеко не полным. Произведения живописи воспитывают в нас не только эстетические чувства, но и чувство патриотизма, учат не только чувствовать красоту  родной природы, но и любить ее, гордиться  ею.

Пейзаж - один из самых популярных среди детей жанров живописи, Картины  пейзажистов дают человеку эстетическое наслаждение и усиливают любовь к родной земле, к ее волшебной  красоты. Не случайно пейзажисты, которые  обобщили и как наиболее полно  отразили народное представление о  природе и ее красоту, получили широчайшее признание: творчество их вошла в сокровищницу мировой художественной культуры [50, 3-4].

Часто красота лесов особенно болезненно воспринимается благодаря пейзажи  Шишкина, а задумчивая прозрачность осени или радость голубой  весны - благодаря произведениям  Левитана. В бесконечных изменениях природы чувствуется единый поток  жизни.

Важным свойством искусства  является его эмоциональная действенность. Научная истина требует понимания, а художественная истина без эмоций остается недоступной. Следовательно, если художественное произведение не возбуждает у человека чувство, то он не доходит до нее, не обогащает ее своим содержанием.

Великое чувство, которое зажигал  художника во время творчества, передается зрителю. Это мощное чувство правды и красоты жизни художник перенес  на холст. И если он руководствовался сильными, глубокими чувствами, то в  картине все будет изображено точно и легко. Эту легкость и  точность зритель почувствует тем  полнее, чем более адекватные чувства  вызовет у него это произведение. Краски, как и музыка, имеют эмоциональную  силу; они также влияют на человека успокаивают или возбуждают ее чувства. Благодаря краскам художник создает  образ - живописный, колоритный, правдивый. Но если правда жизни нарушена, если какой краски художник дал немного  больше, то есть неправильно почувствовал разницу цветов на свету и в  тени, то как бы он не пытался изобразить правдиво пейзаж, у него ничего не выйдет, потому что он нарушил гармонию цветов, которая существует в природе. Полотна  Левитана, Васильева и др. захватывают  эмоционально, поражают зрителя именно отражением світосяйної, красочной  природы.

Итак, эмоциональность картины  зависит от того, как зритель почувствовал ее колорит, который в свою очередь  передает настроение изображенного. Большую  роль в возбуждении в зрителя  соответствующих чувств играет экспрессивность  языка, которому дается пояснение к  картины. Вот пример разбора картины  И.И. Шишкина "Рожь": "Тишина... Жаркий летний полдень. Как будто море едва колышется безграничное поле золотой  ржи. Среди этого бесконечного поля вьется: узенькая тропинка к соснам, что как богатыри величественно  стоят на страже покоя". Художник воспроизвел картину величества, покоя, богатства родной земли [10, 59].

Работая над пейзажем, художник создает  образ природы, отношение человека к природе. Пейзажная живопись рассчитан  не только на воспроизведение тех  зрительных эффектов, которыми награждает нас "равнодушная природа", что  сияет вечной красотой. Художественный пейзаж отражает не просто те или иные виды природы, а прежде всего восприятия природы человеком, определенное отношение  к ней, которое всегда связано  с мировоззрением художника, определенным кругом идей, переживаний и т.д. Художественный замысел раскрывается в произведении с явным расчетом на припоминание и ассоциации, которые должны возникать  в зрителя, который воспринимает пейзаж.

Понимание произведений живописи у  людей разное; это отражается и  на характере их эстетического отношения  к этим произведениям. Для того чтобы  успешно учить детей понимать произведения живописи, надо знать  особенности эстетического восприятия ими этих произведений на определенных возрастных этапах развития [57, 35].

Подавляющему большинству учащихся начальных классов пейзажные  произведения нравятся своими внешне красивыми признакам: цветом, формой, размером. Это проявляется в суждениях  детей такого типа: "На этой картине  мне нравится мощный, большой дуб". "На картине "Березовый гай" мне особенно нравится ярко-зеленая  трава". "Мне нравится "Голубая  весна", очень красиво нарисовано, яркими красками".

Ученикам этой группы нравятся картины, нарисованные яркими, бодрыми красками. Они в своих суждениях подчеркивают эстетические свойства природы, например, им нравится то, что ярко окрашенное: "красные георгины", "молодая  зеленая травка". Ученики в  своих суждениях не говорят о  чувствах, однако, если проследить за выражением их лиц, интонацией, то можно сказать, что они довольно эмоционально относятся  к тем объектам, которые воспринимают. Такая эстетическая реакция на цвет проявляется в криках: "Как  красиво, какой цвет!" [32, 251-252].

 

У детей чувство цвета - одно из сильнейших эстетических ощущений. Чувство  цвета является наиболее популярной формой эстетического чувства вообще. Чувства, которые они испытывают во время эстетической реакции на цвет, - это простые эстетические чувства, чувства эстетического  удовольствия.

Эстетическое отношение к цвету  в них имеют различные оттенки. Так, некоторым ученикам нравится цвет не всей картины, не как некий чувственный  тон, а как свойство отдельного предмета. Для них цвет является проявлением  определенной эстетической свойства предмета, сигналом того, что этот предмет  имеет специфические эстетические качества: "Красиво нарисованная природа зеленые деревья, ярко-зеленая  трава", "голубое, яркое небо", "художник изобразил небо голубым  потому, что хотел показать красивую природу". Ученица привела интересное объяснение своей оценки: "В хорошую  погоду небо красивое, голубое, мне  очень приятно, когда погода хорошая". В этом суждении ученица обращается к собственному опыту. Между чувством приятного, радостного и ясной, солнечной  погодой установился в нее  непосредственную связь: голубое небо за ассоциацией, как образное выражение, признак красивого, закрепился в  ее сознании. Поэтому и на картине  она восприняла голубое небо как "красивое" [15, 42].

Информация о работе Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа