Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учні.1. Находясь рядом, они усиливают яркость, насыщенность друг друга.
2. Теплые цвета кажутся такими,
что выступают вперед, а холодные,
наоборот, - отступают назад. То
есть теплые цвета
3. Среди оттенков одного цвета теплые воспринимаются ближе других.
4. Каждый из цветов имеет
Обратимся к таблице с изображениями пейзажей в разные времена года и посмотрим, действительно ли такие свойства дополнительных цветов можно наблюдать в природе.
Ученики обсуждают увиденное, анализируют, воспроизводят только что разработанный теоретический материал.
Соединившись в одно гармоничное целое в картине, цвета создают определенный ее колорит, что очень хорошо видно в картинах известного итальянского художника Вазареллі.
Демонстрируя репродукции, учитель активизирует знания учащихся о колорит, как полученные ранее, так и приобретенные только что. Кроме знакомых уже ученикам понятий о теплый и холодный колорит, им приводятся примеры монохромного колорита (спокойные приближенные цвета) и полихромного колорита (активные контрастные цвета).
Перед вами репродукции картин известного украинского художника Григория Бодая. Созерцая их и вспомнив уже приобретенный вами опыт в изображении пейзажа, можно ли сделать вывод о том, что с помощью цвета можно отразить не только состояние самой природы, но и настроение человека, его эмоции и чувства?
Учні.1. Да, можно. Например: теплый колорит придает рисунку радостного, приподнятого настроения, а холодный - покоя или сумму.
Контрастный (полихромная) колорит - экспрессивный, эмоциональный, словно сгусток энергии и силы. С его помощью можно передавать и гнев, и отчаяние, и подъем духовных сил, и счастье.
Приближенный (монохромный) колорит в зависимости от того, какие цвета в нем преобладают и насколько активны вкрапления отдельных цветов, может передавать гармонию, слаженность мыслей и чувств.
4. С помощью цвета можно
Обратите внимание на то, какую
большую роль играет освещение при
изображении, в частности, весеннего
пейзажа: яркое солнечное освещение
предоставляет мажорного
Большое значение имеют также такие важные композиционные средства выразительности, как статика (состояние покоя, равновесия, отсутствие движения) и динамика (состояние интенсивного движения, действия, богатство внутренней силы).
Демонстрация образцов.
Необходимым средством передачи эмоционального состояния художника является использование ритма (повторение, дежурство одних и тех же элементов определенной формы и интервалов между ними).
Демонстрация образцов.
Надо учесть также такие композиционные приемы, как симметрия (пропорциональное расположение относительно центра) и асимметрия (беспорядочную размещения элементов).
Демонстрация образцов.
Підсумуймо теперь все средства изобразительного искусства, с помощью которых мы сейчас будем изображать весенний пейзаж и передавать в нем свои чувства и впечатления от весны, такой капризной и непостоянной поры года:
Линейной и воздушной
Теплая или холодная цветовая гамма.
Полихромный или монохромный колорит.
Освещенность - приближенные тона в пасмурный день, и резкие светотени в солнечную погоду.
Динамическое или статическое композиция.
6. Симметрия и асимметрия в
расположении элементов
7. Ритмичность линейных
А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Там написано названия тем "Весенний пейзаж", "Утро рода" "Дыхание весны", "Подснежник проснулся", "Птичий перепев", "Свежий ветерок", "Песенка весеннего ручья", которые помогут вам вспомнить и отразить именно те мотивы, которые наиболее соответствуют вашему восприятию весны и настроения, вызванном этим временем года. Ведь тогда и тот весенний пейзаж; который вы сейчас нарисуете, действительно отразит ваше эмоциональное состояние и передаст его зрителям.
Начинается музыкальное
Закроем глаза и послушаем веселые голоса птиц, звонкие капли тающего снега с крыш, дрожать первого весеннего цветка. Представим себе нежные зеленые ростки травы и молодых листочков, синеву чистого неба. Почувствуем на щеках легкий теплый ветерок, вдохнем запах свободной от снега земли. Если вы не почувствовали творческое вдохновение и желание рисовать, знаете, какие чувства и эмоции хотите выразить своей рисунком - начинайте работать.
В ходе работы учитель дает детям необходимые советы и рекомендации.
После окончания урока ученики выставят свои рисунки для обсуждения, обмена впечатлениями. Целесообразным здесь есть положительное, стимулирующее оценивании детских работ учителем. И все же, обязательно следует делать акцент на выполнении учащимися поставленной задачи урока, передачи характерных особенностей предметов и явлений; эмоциональной выразительности композиции, выявлении фантазии, воображения; оригинальности замысла культуре работы с художественными материалами.