Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - обобщить и экспериментально проверить усовершенствованную методику формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследования проблемы в тематической литературе.
Описать особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.
Определить содержание методики формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа.docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

Учні.1. Находясь рядом, они усиливают  яркость, насыщенность друг друга.

2. Теплые цвета кажутся такими, что выступают вперед, а холодные, наоборот, - отступают назад. То  есть теплые цвета применительно  к холодных можно назвать выступающими, а холодные - отступающими.

3. Среди оттенков одного цвета  теплые воспринимаются ближе  других.

4. Каждый из цветов имеет множество  оттенков и в зависимости от  того, сколько теплых или холодных  цветов он имеет в своем  составе, цвет выглядит более  или менее теплым или холодным.

Обратимся к таблице с изображениями  пейзажей в разные времена года и  посмотрим, действительно ли такие  свойства дополнительных цветов можно  наблюдать в природе.

Ученики обсуждают увиденное, анализируют, воспроизводят только что разработанный  теоретический материал.

Соединившись в одно гармоничное  целое в картине, цвета создают  определенный ее колорит, что очень  хорошо видно в картинах известного итальянского художника Вазареллі.

Демонстрируя репродукции, учитель  активизирует знания учащихся о колорит, как полученные ранее, так и приобретенные  только что. Кроме знакомых уже ученикам понятий о теплый и холодный колорит, им приводятся примеры монохромного колорита (спокойные приближенные цвета) и полихромного колорита (активные контрастные цвета).

Перед вами репродукции картин известного украинского художника Григория Бодая. Созерцая их и вспомнив уже  приобретенный вами опыт в изображении  пейзажа, можно ли сделать вывод  о том, что с помощью цвета  можно отразить не только состояние  самой природы, но и настроение человека, его эмоции и чувства?

Учні.1. Да, можно. Например: теплый колорит  придает рисунку радостного, приподнятого настроения, а холодный - покоя или  сумму.

Контрастный (полихромная) колорит - экспрессивный, эмоциональный, словно сгусток энергии  и силы. С его помощью можно  передавать и гнев, и отчаяние, и  подъем духовных сил, и счастье.

Приближенный (монохромный) колорит  в зависимости от того, какие цвета  в нем преобладают и насколько  активны вкрапления отдельных цветов, может передавать гармонию, слаженность  мыслей и чувств.

4. С помощью цвета можно выразить  свой внутренний мир и передать  его зрителям.

Обратите внимание на то, какую  большую роль играет освещение при  изображении, в частности, весеннего  пейзажа: яркое солнечное освещение  предоставляет мажорного контрастного колорит всей работе, и наоборот, - рассеянный свет обнаруживает более  холодных оттенков, ослабляет насыщенность цветов.

Большое значение имеют также такие  важные композиционные средства выразительности, как статика (состояние покоя, равновесия, отсутствие движения) и динамика (состояние  интенсивного движения, действия, богатство  внутренней силы).

Демонстрация образцов.

Необходимым средством передачи эмоционального состояния художника является использование  ритма (повторение, дежурство одних  и тех же элементов определенной формы и интервалов между ними).

Демонстрация образцов.

Надо учесть также такие композиционные приемы, как симметрия (пропорциональное расположение относительно центра) и  асимметрия (беспорядочную размещения элементов).

Демонстрация образцов.

Підсумуймо теперь все средства изобразительного искусства, с помощью  которых мы сейчас будем изображать весенний пейзаж и передавать в нем  свои чувства и впечатления от весны, такой капризной и непостоянной поры года:

Линейной и воздушной перспективы.

Теплая или холодная цветовая гамма.

Полихромный или монохромный колорит.

Освещенность - приближенные тона в  пасмурный день, и резкие светотени  в солнечную погоду.

Динамическое или статическое  композиция.

6. Симметрия и асимметрия в  расположении элементов композиции.

7. Ритмичность линейных изображений.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Там написано названия тем "Весенний пейзаж", "Утро рода" "Дыхание  весны", "Подснежник проснулся", "Птичий перепев", "Свежий ветерок", "Песенка весеннего ручья", которые помогут вам вспомнить  и отразить именно те мотивы, которые  наиболее соответствуют вашему восприятию весны и настроения, вызванном  этим временем года. Ведь тогда и  тот весенний пейзаж; который вы сейчас нарисуете, действительно отразит  ваше эмоциональное состояние и  передаст его зрителям.

Начинается музыкальное сопровождение.

Закроем глаза и послушаем веселые  голоса птиц, звонкие капли тающего  снега с крыш, дрожать первого  весеннего цветка. Представим себе нежные зеленые ростки травы и  молодых листочков, синеву чистого  неба. Почувствуем на щеках легкий теплый ветерок, вдохнем запах свободной  от снега земли. Если вы не почувствовали  творческое вдохновение и желание  рисовать, знаете, какие чувства  и эмоции хотите выразить своей рисунком - начинайте работать.

В ходе работы учитель дает детям  необходимые советы и рекомендации.

После окончания урока ученики  выставят свои рисунки для обсуждения, обмена впечатлениями. Целесообразным здесь есть положительное, стимулирующее  оценивании детских работ учителем. И все же, обязательно следует  делать акцент на выполнении учащимися  поставленной задачи урока, передачи характерных  особенностей предметов и явлений; эмоциональной выразительности  композиции, выявлении фантазии, воображения; оригинальности замысла культуре работы с художественными материалами.


Информация о работе Методика формирования у младших школьников навыков живописи в процессе рисования пейзажа