Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

Образование как социокультурный  феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и само­реализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот це­ленаправленно организованный процесс управления социализа­цией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.//// Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.////// 3 Образование, наука и культура Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:• вхождение человека в мир науки и культуры;• социализация человека;• обеспечение преемственности поколений;• обеспечение трансляции культурных ценностей;• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

4)Теория познания как методологическая основа  теории обучения//Движущие силы процесса обучения//// Уяснению методологических основ процесса обучения способ­ствует соотнесение учения как деятельности ученика, представ­ляющего собой специфический вид познания объективного мира, и познания ученого.Ученый познает объективно новое, а ученик — субъективно новое, он не открывает каких-либо научных истин, а усваивает уже накопленные наукой научные представления, понятия, зако­ны, теории, научные факты. Путь познания ученого лежит через эксперимент, научные размышления, пробы и ошибки, теоретиче­ские выкладки и т.п., а познание ученика протекает более ускоренно и значительно облегчено мастерством учителя. Ученый познает новое в его первозданном виде, поэтому оно может быть неполным, а ученик познает упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным учебным возможностям и особенностям учеников ма­териал. Кроме того, учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый часто обходится без межличностного взаимодействия.Несмотря на довольно существенные различия в познании уче­ника и ученого, эти процессы в основном аналогичны, т.е. имеют единую методологическую основу. Познание начинается с ощуще­ний, с чувственного ознакомления с материалом. Это положение было обосновано Ф.Бэконом в его сенсуалистической теории: вся­кое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением.Материалистическая теория познания показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхож­дением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Само познание без диалектики его развития — ничто, в познании выражена взаимосвязь процессов, элементов внутри единого целого. Но самая сущность диалектики познания состоит в его противоречивости.Движущие силы процесса обучения

5Сущность, движущие силы, противоречия и  логика процесса обучения Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда ([2], стр. 203 – 204).Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.Преподавание - это деятельность учителя по:

■передаче информации;■организации учебно-познавательной деятельности учащихся;■оказанию помощи при затруднении в процессе учения;■стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;■оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого  ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность  учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию  как совместной, так и самостоятельной  деятельности.Учение — это деятельность ученика по:■ освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;■ самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;■ осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.Учебная деятельность включает в себя:■ овладение системами знаний и оперирование ими;■овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;■развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;■овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:■различения или узнавания предмета (явления, события, факта);■запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают  по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей  перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких  по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя) \//// Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости — как процесс постоян­ного движения и развития. В связи с этим учитель должен исхо­дить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к за­учиванию готовых знаний, что в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к истине, что в нем есть большие и маленькие скачки, спады, не­ожиданные повороты мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий. В нем сосущест­вуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, со­держательное и формализованное.. Проти­воречие становится движущей силой обучения, если оно являет­ся содержательным, т.е. имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия — явно осознаваемой ими необходи­мостью. Условием становления противоречия в качестве движу­щей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Не менее важна и подготовленность про­тиворечия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только "схватили", "заострили" его, но и самостоя­тельно нашли способ решения. Выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача превращается в цепь внутрен­не связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. В способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/12.php

2. Принципы обученияПрактические  рекомендации и требования к  осуществлению обучения находят  выражение и закрепление в  принципах и правилах обучения.Принципы  обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие)  положения, определяющие содержание, организационные формы и методы  учебного процесса в соответствии  с его целями и закономерностями.Принципы  обучения характеризуют способы  использования законов и закономерностей  в соответствии с намеченными  целями.Принципы обучения по своему  происхождению являются теоретическим  обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической  деятельности. Поэтому принципы  являются руководящими положениями,  которые регулируют деятельность  в процессе обучения людей.  Они охватывают все стороны  процесса обучения.В то же время  принципы носят субъективный  характер, так как отражаются  в сознании педагога по-разному,  с различной степенью полноты  и точности.Неправильное понимание  принципов обучения или их  незнание, неумение следовать их  требованиям не отменяют их  существования, но делают процесс  обучения ненаучным, малоэффективным,  противоречивым.Соблюдение принципов  обучения — важнейшее условие  эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры  преподавателя.История развития  школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения  требований жизни меняются принципы  обучения, т. е. принципы обучения  носят исторический характер. Одни  принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика  должна чутко улавливать изменения  требований общества к образованию  и своевременно реагировать на  них, т. е. строить такую систему  принципов обучения, которая верно  указывала бы путь к достижению  цели обучения.Ученые издавна  уделяли большое внимание обоснованию  принципов обучения. Первые попытки  в этом направлении были предприняты  Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо,  И. Г. Песталоцци. Я. А. Коменский  сформулировал и обосновал такие  принципы обучения, как принцип  природосообразности, прочности,  доступности, систематичности и  др.Большое значение принципам  обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты  дидактические принципы:• обучение  должно быть посильным для  учащихся, не чрезмерно трудным  и не слишком легким;• обучение  должно всячески развивать у  детей самостоятельность, активность, инициативу;• порядок и систематичность  — одно из главных условий  успеха в обучении, школа должна  давать достаточно глубокие и  основательные знания;

• обучение должно вестись  природосообразно, в соответствии с  психологическими особенностями учащихся;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько  могут одолеть молодые силы.

Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие  десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат  того, что еще до конца не открыты  объективные законы педагогического  процесса.

В классической дидактике  наиболее общепризнанными считаются  следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности  и последовательности, прочности, связи  теории с практикой.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.Принцип доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

При слишком усложненном  содержании изучаемого материала у  учащихся понижается мотивационный  настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.

Вместе с тем принцип  доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно  элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые  усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его  развивающая функция.

Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Информация о работе Методологические основы обучения