Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка
Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается.
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный
стиль научно-педагогического
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В структуре личности учителя
особая роль принадлежит профессионально-
Профессиональная
Наличие или отсутствие призвания
может выявиться только при включении
будущего учителя в учебную или
реальную профессионально
Таким образом, педагогическое
призвание формируется в
Основу педагогического
призвания составляет любовь к детям.
Это основополагающее качество является
предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих
профессионально значимых качеств,
характеризующих
Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Взаимоотношения учителя
с коллегами, родителями и детьми,
основанные на осознании профессионального
долга и чувстве
Педагогический такт во многом
зависит от личных качеств педагога,
его кругозора, культуры, воли, гражданской
позиции и профессионального
мастерства. Он является той основой,
на которой вырастают
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.
Один из главных факторов
познавательного интереса — любовь
к преподаваемому предмету. Современный
учитель должен хорошо ориентироваться
в различных отраслях науки, основы
которой он преподает, знать ее возможности
для решения социально-
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования Ряд дидактов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер) выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.
Учебные планы. На уровне общего
теоретического представления государственный
стандарт содержания общего среднего
образования находит отражение
в учебном плане школы. В практике
общего среднего образования используется
несколько типов учебных
Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Базисный учебный план
как часть стандарта
Типовые учебные планы
носят рекомендательный характер. Они
разрабатываются на основе государственного
базисного учебного плана и утверждаются
Министерством образования
Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: . собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); . рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично - окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения. Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры. Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов: • продолжительность обучения (в учебных годах) - общая и по каждой из ее ступеней;
• недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
• максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
• суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы. Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая. Это связано с тем, что с точки зрения возрастных особенностей учащихся V и VI классы во многом носят черты начальной школы. Но с точки зрения организации учебного процесса эти классы уже относятся к основной школе, в которой достигает максимального значения предметная дифференциация учебных курсов, увеличивается объем занятий по выбору, обучение ведется разными преподавателями (предметниками), растет обязательная нагрузка и др. Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.
Базисный учебный план
основной школы включает функционально
полный набор образовательных
Базисный план старших классов средней школы (X-XI кл.) включает в себя тот же набор образовательных областей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень (полная общая школа) строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.
В зависимости от профиля
школы отдельные
Базисный учебный план общего среднего образования законодательно закрепляет возможности более полного отражения в нем национальных особенностей и традиций культуры не только в курсах истории, географии, языка, искусства, но и в курсах биологии, трудовой и физической подготовки учащихся.
Итак, базисный учебный план расширяет диапазон возможностей каждого учащегося, позволяет школе развивать их индивидуальные интересы и склонности.
Учебные программы. Содержание
образования, представленное на уровне
теоретического осмысления в учебных
планах, получает свою конкретизацию
в учебных предметах или
Учебный предмет - это система
научных знаний, практических умений
и навыков, которые позволяют
учащимся усвоить с определенной
глубиной и в соответствии с их
возрастными познавательными
Поскольку в качестве предмета совместной деятельности преподавателя и учащегося в обучении выступают результаты научного познания, то специфическая трудность, с которой здесь сталкивается педагогика, связана с ответом на вопрос, что из обширного многообразия научного знания должно перейти в содержание учебного предмета.
Наиболее распространенная и признанная точка зрения заключается в том, что учебные предметы общеобразовательной школы следует конструировать в соответствии со структурой научного знания в целом. Здесь имеется в виду, что каждой фундаментальной научной дисциплине должен соответствовать учебный предмет. Следовательно, полноту и структурную упорядоченность учебного предмета следует оценивать, принимая в качестве эталона структуру научного знания. Этот подход в общих чертах реализуется в практике современного общего среднего образования.
Другая трудность, с которой приходится сталкиваться при определении содержания учебного предмета, связана с ответом на вопрос, что и в какой последовательности следует изучать в рамках отдельной учебной дисциплины. Развитие педагогической теории и образовательной практики позволяет дать такой ответ на этот вопрос:
• выделенное в качестве учебного знания определенное содержание научной дисциплины должно изучаться в последовательности его исторического возникновения;
• последовательность изложения учебного знания должна воспроизводить логическую структуру современного состояния развития научной дисциплины;
• упорядоченность развертывания содержания учебного знания должна быть следствием закономерностей развития познавательных возможностей субъекта учения.
Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Учебная программа, таким
образом, выполняет ряд основных
функций. Первая может быть названа
описательной, поскольку программа
является средством описания содержания
образования на уровне учебного предмета.
Вторая - это идейно-мировоззренческая
функция. Ее суть заключается в том,
что знания, включенные в программу,
направлены на формирование духовности
и научного мировоззрения у школьников.
Эту функцию учебная программа
выполняет во взаимодействии с программами
по другим предметам, что позволяет
охватить содержание образования системно,
в его действительной целостности,
и создать общую в