Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

высокая гражданская ответственность  и социальная активность;

любовь к детям, потребность  и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный  стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей  и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к  нему;

физическое и психическое  здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В структуре личности учителя  особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем  каркасом, вокруг которого компонуются  основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес  к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой  педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение  в положительном эмоциональном  отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом  и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими  знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического  интереса, который может быть и  созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности  к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания  может выявиться только при включении  будущего учителя в учебную или  реальную профессионально ориентированную  деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена  прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между  тем субъективное переживание призвания  к выполняемой или даже избранной  деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности  к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического  опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать  вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут  служить поводом для признания  полной профессиональной непригодности  будущего учителя.

Основу педагогического  призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств —  педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического  долга, учитель всегда спешит оказать  помощь детям и взрослым, всем, кто  в ней нуждается, в пределах своих  прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному  кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя  с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального  долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического  такта, который есть одновременно и  чувство меры, и сознательная дозировка  действия, и способность проконтролировать  его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения  учителя в любом случае состоит  в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль  и тон, время и место педагогического  действия, а также провести своевременную  их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской  позиции и профессионального  мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные  отношения между учителями и  учащимися.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его  нравственной воспитанности

Качества личности, характеризующие  профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и  концентрированным выражением его  авторитетности.

Один из главных факторов познавательного интереса — любовь к преподаваемому предмету. Современный  учитель должен хорошо ориентироваться  в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности  для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало — он должен быть постоянно  в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние  перспективы преподаваемой науки.

 

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования Базовая, вариативная  и дополнительная составляющие содержания образования Ряд дидактов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер) выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Учебные планы. На уровне общего теоретического представления государственный  стандарт содержания общего среднего образования находит отражение  в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это  основной государственный нормативный  документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого  уровня образования. Он служит основой  для разработки типовых и рабочих  учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования  для основной школы утверждается Государственной думой, а для  полной средней школы - Министерством  образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы  носят рекомендательный характер. Они  разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной  средней школы составляется с  соблюдением нормативов базисного  учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: . собственно учебный план школы, разрабатываемый  на основе государственного базисного  учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); . рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично - окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения. Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры. Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов: • продолжительность обучения (в учебных годах) - общая и по каждой из ее ступеней;

• недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

• максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для  учащихся, включая число учебных  часов, отводимых на обязательные занятия  по выбору;

• суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая  максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы. Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая. Это связано с тем, что с точки зрения возрастных особенностей учащихся V и VI классы во многом носят черты начальной школы. Но с точки зрения организации учебного процесса эти классы уже относятся к основной школе, в которой достигает максимального значения предметная дифференциация учебных курсов, увеличивается объем занятий по выбору, обучение ведется разными преподавателями (предметниками), растет обязательная нагрузка и др. Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Базисный учебный план основной школы включает функционально  полный набор образовательных областей: родной язык и литература, второй язык, искусство, системы и структуры (математика), системы неживой природы (физика и астрономия), вещество (химия), земля (география, экология), самоуправляемые  системы (кибернетика, информатика), биологические  системы, человек, общество; труд, техника, технология; физическая культура.

Базисный план старших  классов средней школы (X-XI кл.) включает в себя тот же набор образовательных  областей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень (полная общая школа) строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия  по выбору достигают максимального  объема.

В зависимости от профиля  школы отдельные образовательные  области могут быть представлены здесь самостоятельными учебными дисциплинами или интегрированными курсами. Время  на изучение самостоятельных курсов может быть увеличено за счет часов, отведенных на обязательные занятия  по выбору учащихся. В рамках занятий  по выбору в учебном плане могут  возобновляться те учебные курсы, обязательное изучение которых завершилось в  основной школе, или появляться новые, связанные с профилем школы и (или) обеспечивающие начальную профессиональную подготовку учащихся.

Базисный учебный план общего среднего образования законодательно закрепляет возможности более полного  отражения в нем национальных особенностей и традиций культуры не только в курсах истории, географии, языка, искусства, но и в курсах биологии, трудовой и физической подготовки учащихся.

Итак, базисный учебный план расширяет диапазон возможностей каждого  учащегося, позволяет школе развивать  их индивидуальные интересы и склонности.

Учебные программы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных  планах, получает свою конкретизацию  в учебных предметах или учебных  курсах (дисциплинах).

Учебный предмет - это система  научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют  учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями  основные исходные положения науки  или стороны культуры, труда, производства.

Поскольку в качестве предмета совместной деятельности преподавателя  и учащегося в обучении выступают  результаты научного познания, то специфическая  трудность, с которой здесь сталкивается педагогика, связана с ответом  на вопрос, что из обширного многообразия научного знания должно перейти в  содержание учебного предмета.

Наиболее распространенная и признанная точка зрения заключается  в том, что учебные предметы общеобразовательной  школы следует конструировать в  соответствии со структурой научного знания в целом. Здесь имеется  в виду, что каждой фундаментальной  научной дисциплине должен соответствовать  учебный предмет. Следовательно, полноту  и структурную упорядоченность  учебного предмета следует оценивать, принимая в качестве эталона структуру  научного знания. Этот подход в общих  чертах реализуется в практике современного общего среднего образования.

Другая трудность, с которой  приходится сталкиваться при определении  содержания учебного предмета, связана  с ответом на вопрос, что и в  какой последовательности следует  изучать в рамках отдельной учебной  дисциплины. Развитие педагогической теории и образовательной практики позволяет дать такой ответ на этот вопрос:

• выделенное в качестве учебного знания определенное содержание научной дисциплины должно изучаться  в последовательности его исторического  возникновения;

• последовательность изложения  учебного знания должна воспроизводить логическую структуру современного состояния развития научной дисциплины;

• упорядоченность развертывания  содержания учебного знания должна быть следствием закономерностей развития познавательных возможностей субъекта учения.

Учебная программа - нормативный  документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих  идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки  времени на их изучение.

Учебная программа, таким  образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа  описательной, поскольку программа  является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая - это идейно-мировоззренческая  функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Эту функцию учебная программа  выполняет во взаимодействии с программами  по другим предметам, что позволяет  охватить содержание образования системно, в его действительной целостности, и создать общую в мировоззренческом  отношении научную картину мира, формировать духовно-ценностное отношение  к явлениям действительности. Третья функция учебной программы - регулирующая, или организационно-методическая. Она  организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов  и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Информация о работе Методологические основы обучения