Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка
Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание - результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.
Типовые учебные программы
утверждаются Министерством образования
Российской Федерации и имеют
рекомендательный характер. На основе
типовой программы
Они могут быть разработаны
непосредственно, исходя из требований
государственного стандарта к образовательным
областям. В рабочей программе
в отличие от типовой описывается
национально-региональный компонент,
учитываются возможности
Авторские учебные программы,
учитывая требования государственного
стандарта, могут содержать иную
логику построения учебного предмета,
собственные подходы к
Учебная литература. Проектирование
содержания образования на уровне учебного
материала осуществляется в учебной
литературе, к которой относятся
учебники и учебные пособия. В
них находит отражение
Среди всех видов учебной
литературы особое место занимает школьный
учебник, который по своему содержанию
и структуре обязательно
Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д. Д. Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции:
• информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;
• трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;
• систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
• функция закрепления
материала и осуществления
• интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;
• координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);
• развивающе-воспитательная
функция состоит в духовно-
• обучающая функция учебника
проявляется в том, что работа
с ним развивает такие умения
и навыки, как конспектирование,
обобщение, выделение главного, логическое
запоминание, необходимые для
Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Учебники содержат изложение
основ наук и одновременно организуют
самостоятельную учебную
Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др.
Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Образовательные технологии и методы обучения. Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.
Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
Игровые технологии представляют
собой игровую форму
Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Диалоговые технологии связаны
с созданием коммуникативной
среды, расширением пространства сотрудничества
на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик»,
«учитель—автор», «ученик—автор» в
ходе постановке и решения учебно-
Тренинговые технологии —
это система деятельности по отработке
определенных алгоритмов учебно-познавательных
действий и способов решения типовых
задач в ходе обучения (тесты и
практические упражнения).\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Методы обучения достаточно многочисленны. К основным из них относятся: устное изложение учебного материала, обсуждение учебного материала, метод демонстрации (показа), метод упражнения, самостоятельная работа учащихся.
Устное изложение учебного материала - это метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
Рассказ - вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируетсявнимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Ведущая его функция - обучающая, сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблюдается в обучении младших школьников.
Объяснение
учителя или учащихся - вид устного
изложения материала, обеспечивающий
выявление сущности изучаемого события
или явления, его места в системе
связей и взаимозависимостей с другими
событиями, явлениями. Его функция
заключается в раскрытии с
помощью логических приемов, убедительной
аргументации и доказательств научной
сути законов, правил, истины. В процессе
объяснения происходит обучение учащихся
формально-логическому и
Результат объяснения
проявляется в глубоком и ясном
понимании учеником сути явления, его
закономерных связей и зависимостей.
Воспитательное значение метода заключается
в развитии у ребят стремления
докопаться до истины, выявлять в изучаемом
материале главное и отделить
его от несущественного, второстепенного.
Объяснение как метод обучения широко
используется в работе с детьми всех
возрастных групп. Однако в среднем
и старшем школьном возрасте в
связи с усложнением учебного
материала и возрастающими
Инструктирование
- вид устного изложения
Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.
Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей; из этого следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.
Обсуждение изучаемого материала - это метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.
Беседа педагога
с детьми - важный вид обсуждения
учебного материала. Она предполагает
наличие у детей определенного
запаса эмпирических знаний, необходимых
и достаточных для
Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс.
Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений.
Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. С помощью диалога в ней осуществляется и проблемное обучение, т.е. постановка задачи, уточнение понимания ее сути, и обсуждение различных вопросов, важных для понимания проблемы, и подведение учащихся к самостоятельным выводам.
Познавательный
результат беседы обнаруживается в
прочном усвоении знаний школьниками,
в активизации их жизненного опыта.
Развивающий эффект беседы проявляется
в формировании у ребят умения
четко и быстро мыслить, анализировать
и обобщать, ставить точные вопросы,
кратко говорить и ясно выражать свою
мысль. Воспитательное влияние беседы
состоит в том, что она пробуждает
в ребенке самостоятельность, помогает
обретению уверенности в
Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.