Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

Учебные программы могут  быть типовыми, рабочими и авторскими.

 

Типовые учебные программы  разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта  относительно той или иной образовательной  области. Ее создание - результат большой  и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов  и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями  детей; методистов, разрабатывающих  научно-методическое обеспечение, необходимое  для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

Типовые учебные программы  утверждаются Министерством образования  Российской Федерации и имеют  рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются  и утверждаются педагогическим советом  школы рабочие учебные программы.

Они могут быть разработаны  непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным  областям. В рабочей программе  в отличие от типовой описывается  национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения  учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку  зрения относительно изучаемых явлений  и процессов. Такие программы  должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При  их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские  учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и  факультативных.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной  литературе, к которой относятся  учебники и учебные пособия. В  них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной  литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует  учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных  программ, рекомендуются Министерством  образования Российской Федерации  для всех школ страны.

Исследованием проблемы школьного  учебника занимался Д. Д. Зуев. Он выделил  и всесторонне описал его функции:

• информационная функция - обеспечение школьников необходимой  и достаточной информацией, формирующей  их мировоззрение, дающей пищу для духовного  развития и практического освоения мира;

• трансформационная функция  состоит в том, что материал в  учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических  требований, становится доступным для  них, но не исключает проблемности и  возможности его творческого  освоения;

• систематизирующая функция  реализует требование обязательного  систематического и последовательного  изложения материала в логике учебного предмета;

• функция закрепления  материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность  повторного изучения, проверки самим  учеником правильности сложившихся  у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

• интегрирующая функция  заключается в том, что учебник  помогает ребенку приращивать к  изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

• координирующая функция  способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств  обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

• развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над  ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность  к творчеству;

• обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования [1].

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные  компоненты. Все тексты разделяются  на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат  организации усвоения (вопросы и  задания, памятки или инструктивные  материалы, таблицы и шрифтовые  выделения, подписи к иллюстративному  материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие  от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме  того, учебный текст должен оказывать  на учащегося определенное эмоциональное  воздействие, вызывать интерес к  предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические  метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном  научном языке.

Учебники содержат изложение  основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями  в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала  наряду с учебниками раскрывается в  различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и  др.

Учебные пособия расширяют  некоторые стороны учебника и  имеют своей целью решение  конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Образовательные технологии и методы обучения. Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Структурно-логические или  заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию  постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и  оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может  быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому  или наоборот.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в  содержание игры. В образовательном  процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы  «учитель—компьютер—ученик» с помощью  обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).

Диалоговые технологии связаны  с созданием коммуникативной  среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в  ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии —  это система деятельности по отработке  определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых  задач в ходе обучения (тесты и  практические упражнения).\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Общая характеристика методов обучения

 

Методы обучения достаточно многочисленны. К основным из них относятся: устное изложение  учебного материала, обсуждение учебного материала, метод демонстрации (показа), метод упражнения, самостоятельная  работа учащихся.

Устное изложение  учебного материала - это метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее  воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ - вид  устного изложения учебного материала  педагогом или учащимися, при  использовании которого акцентируетсявнимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Ведущая его функция - обучающая, сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Эффективность рассказа как метода изложения материала  предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в  том, что он приводит в состояние  активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных  переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблюдается в обучении младших  школьников.

Объяснение  учителя или учащихся - вид устного  изложения материала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события  или явления, его места в системе  связей и взаимозависимостей с другими  событиями, явлениями. Его функция  заключается в раскрытии с  помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной  сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происходит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому  мышлению, умению аргументировать и  доказывать защищаемые положения.

Результат объяснения проявляется в глубоком и ясном  понимании учеником сути явления, его  закономерных связей и зависимостей. Воспитательное значение метода заключается  в развитии у ребят стремления докопаться до истины, выявлять в изучаемом  материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем  и старшем школьном возрасте в  связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными  возможностями необходимость в  объяснении становится более настоятельной.

Инструктирование - вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно  используется тогда, когда преподавателю  необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло.Лекция - вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие  вопросы.

Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей; из этого  следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала  уровня подготовки.

Обсуждение  изучаемого материала - это метод  обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и  учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое  занятие, семинар.

Беседа педагога с детьми - важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного  запаса эмпирических знаний, необходимых  и достаточных для компетентного  участия в обсуждении вопроса, для  обобщений, выводов, движения к истине. Ведущая функция беседы - побуждающая, но с не меньшим успехом метод  выполняет и другие функции. Нет  метода столь разностороннего и  эффективного во всех отношениях.

Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет  уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс.

Педагогическая  функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации  их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в  разрешение противоречий, самостоятельное  формирование выводов и обобщений.

Беседа требует  продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении  и развитии. С помощью диалога  в ней осуществляется и проблемное обучение, т.е. постановка задачи, уточнение понимания ее сути, и обсуждение различных вопросов, важных для понимания проблемы, и подведение учащихся к самостоятельным выводам.

Познавательный  результат беседы обнаруживается в  прочном усвоении знаний школьниками, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы проявляется  в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать  и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных  силах.

Беседа как  метод обучающего взаимодействия учителя  с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и  глубине обсуждения проблем.

Информация о работе Методологические основы обучения