Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

На уроке применения знаний на практике с целью расширения, углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуются  несколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.

Для достижения совокупности целей создается такая конструкция  урока, которая строится на сочетании  многих звеньев процесса обучения.

В зависимости от дидактических  целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков: формирования знаний, закрепления и совершенствования  знаний, формирования умений и навыков, совершенствования знаний, умений и  навыков, применений на практике, повторения и систематизации знаний, проверки знаний, комбинированный урок.

Урок является основной, но не единственной формой организации  обучения. В дидактике обосновываются и в школьной практике применяются  разнообразные формы организации  обучения: лекции, семинары, учебные  конференции, экскурсии, учебно-практические, практические занятия, практикумы, зачеты, экзамены.

Урок как основная организация  обучения в разных его типах реализует  все звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляют собой особую конструкцию, реализующую  в каждом конкретном случае лишь одно звено процесса обучения. Например, лекция – звено формирования знаний; семинар – звено закрепления, совершенствования знаний. Экзамен  – звено контроля, проверки знаний. Специфика этих форм организации  обучения определяется основными источниками  знаний, доминирующими способами  сообщения материала, формирования и совершенствования знаний, выработки  умений и навыков, доминирующими  видами учебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знаний учитель – учитель, на семинаре – ученики, ведущие дискуссию, и  благодаря этому обогащающие  друг друга информацией.

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока  проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического  занятия от соответствующего типа урока  – в меньшей его регламентации  и большей самостоятельности  учащихся в экспериментальной и  практической деятельности.

Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации  обучения целенаправленны звеньевые  и индивидуальные формы учебной  работы и труда.

Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме  обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется  спецификой материала для изложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекции целесообразно  выделить стержневые моменты темы, раздела.

Контроль за усвоением  учащимся знаний помимо урока может  осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического  занятия, экзамена. Зачет как форма  организации обучения проводится для  проверки качества усвоения учащимися  отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.

Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень  усвоения учениками знаний, умений и навыков.

Практические занятия  и занятия практикума также могут  строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения  и отчитывается за проделанную работу перед учителем, мастером.

Экзамен – это форма  организации обучения, позволяющая  реализовать контрольные функции  процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год  или несколько лет; она позволяет  выявить уровень усвоения учащимися  учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися  контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

Названые формы организации  обучения применяются как при  изучении предметов, предусмотренных  учебным планом, в том числе  обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Средства  обучения, их классификация. Понятие о средствах обучения, их классификация

Средство обучения – это  материальный или идеальный объект, который использован учителем и  учащимися для усвоения новых  знаний.

Объекты, выполняющие функцию  средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию  на качество знаний, на развитие различных  способностей, их эффективности в  учебном процессе.

1. По составу объектов  средства обучения разделяются  на материальные и идеальные.

К материальным средствам  относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические  условия обучения.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя  и учащиеся для усвоения новых  знаний.

Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в  процессе объяснения темы урока, но могут  быть и сконструированы учащимися  самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Материальные и идеальные  средства обучения не противостоят, а  дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с  возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых  знаний; идеальные средства – с  пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием  интеллекта. Между сферами влияния  материальных и идеальных средств  нет четких границ: часто оба они  влияют в совокупности на становление  тех или иных качеств личности учащихся.

Эффективность использования  средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и  методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование  новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров –  это новый вид учебного процесса, в котором используются новые  методы и средства преподавания и  учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в  том числе средства мультипликации.2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится  к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к  средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для  объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения –  учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют  существенное значение для реализации информационной и управляющей функции  учителя. Они помогают возбудить  и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют  самостоятельную работу и позволяют  вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления  и повторения и средства контроля.


Информация о работе Методологические основы обучения