Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка
Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается.
На уроке применения знаний на практике с целью расширения, углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуются несколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.
Для достижения совокупности
целей создается такая
В зависимости от дидактических
целей и звеньев процесса обучения,
реализуемых на уроке, можно выделить
9 типов уроков: формирования знаний,
закрепления и
Урок является основной, но
не единственной формой организации
обучения. В дидактике обосновываются
и в школьной практике применяются
разнообразные формы
Урок как основная организация обучения в разных его типах реализует все звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляют собой особую конструкцию, реализующую в каждом конкретном случае лишь одно звено процесса обучения. Например, лекция – звено формирования знаний; семинар – звено закрепления, совершенствования знаний. Экзамен – звено контроля, проверки знаний. Специфика этих форм организации обучения определяется основными источниками знаний, доминирующими способами сообщения материала, формирования и совершенствования знаний, выработки умений и навыков, доминирующими видами учебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знаний учитель – учитель, на семинаре – ученики, ведущие дискуссию, и благодаря этому обогащающие друг друга информацией.
С целью формирования умений
и навыков учащихся помимо урока
проводятся учебно-практические занятия.
Эта форма организации
Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации обучения целенаправленны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.
Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.
Контроль за усвоением учащимся знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.
Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.
Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения и отчитывается за проделанную работу перед учителем, мастером.
Экзамен – это форма
организации обучения, позволяющая
реализовать контрольные
Названые формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом, в том числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Средства обучения, их классификация. Понятие о средствах обучения, их классификация
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
Эффективность использования
средств достигается при
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров – это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.